Честно говоря, я не ожидал, но при этом очень рад, что предыдущий мой пост об этом фильме: https://dzen.ru/a/ZsnGa-nvFEaZUgjo зацепил моего читателя и товарища: Александра Булаха. https://vk.com/id182303281
Любая дискуссия вокруг фильма является безусловным доказательством гениальности авторов, потому что если фильм не вызывает дискуссии, то это плохой фильм. Ну, какой смысл снимать кино, если после него и разговоров только: «Нормальный фильмец, посмотри!».
Учитывая, что Александр написал много комментариев, то посчитал, что будет правильно дать на них все ответы отдельно в виде статьи.
Итак:
Александр: Начал смотреть. Не, ну вот "по чесноку" фигня с первых кадров! Младший лейтенант НКВД (один кубик в петлице) кивает (типа отойдём) майору НКВД (две шпалы в петлице) и говорит: "Нарушаем, товарищ майор!..". Вот как такое возможно? Он обязан по Внутреннему Уставу сообщить майору, что не может принять заключённых на погрузку вверенный ему под охрану ж/д состав.
- Забегая вперед скажу, что по уставу такое может и невозможно, но в данном случае, авторы заложили в фильме ту основную идею, которую они развивают в течении всего фильма и это мысль вечная: молодые всегда рвутся вперед и не хотят подчиняться авторитетам, но если они этого не делают, то они погибают. Чаще всего – по-глупому.
Александр: Дело в том, что киношники (не только наши, но и зарубежные!) нередко не понимают того, что, снимая фильм на военную тематику надо всё-таки понимать, что и в какой обстановке лейтенант мог сказать майору. В результате на экране мы видим сцену, про которую Станиславский сказал бы своё знаменитое "Не верю!.." В реальной жизни этот майор почти наверняка поставил бы окриком лейтенанта по стойке "смирно" и минут десять бы ему внушал правила общения со старшим по званию.
- Да, такой вариант развития возможен, но майор оказался более умным и опытным и пожелал лейтенанту просто выжить в той мясорубке, которая началась.
Этот диалог, в какой-то форме, имел бы право на существование в том случае, если бы, например, начался налёт на ж/д станцию или её атаковали те же самые немецкие парашютисты. И в этот обстановке майор начал бы паниковать. Вот тогда, да...А так это типичный позднесоветский бред, которого в 80-е годы наснимали столько, что народ от него откровенно уже блевал...
- К счастью, это фильм выдержал испытание временем, и драматургическая основа в нем переживет еще нас с Вами, уважаемый Александр. Повторюсь, сюжет актуален, особенно сейчас, когда враг топчет нашу русскую землю, и мы находимся толи в состоянии войны, тол в состоянии специальной военной операции, толи тонкого мира, и каждый из нас ведет себя в такой ситуации по-разному. Вот и в фильме, показан момент, когда кто-то еще верит, что красная армия всех сильней и сейчас вот-вот погонит врага и будет война на чужой территории, а кто-то понимает, что враг силен и точно знает, что мало кто выживет, поэтому и допускает запанибратство.
ни ты, ни я не можем наверняка сказать, что создатели фильма создали эту ситуацию специально.
Ничего гениального в этом фильме нет! Одна за другой в фильме идут сцены, высосанные из пальца. Посмотри на сцену боя немецкого десанта с охраной эшелона. Горстка парашютистов в полный рост по полю с расстояния несколько сотен метров атакует поезд, обороняемый подразделением НКВД, имеющем на вооружении винтовки и две пулемётные установки, одна из которых спаренная! Ага... Спрашивается, что создатели читали из серьёзных работ по немецким парашютистам? Ответ известен: ничего.
- Перед такой атакой был авиационный налет, который, собственно, выбил основную массу бойцов, поэтому фашисты и шли спокойно.
Дальше. С хрена ли после такого боя лейтенант будет отбирать "винтарь" у зэка? Он уже доказал, что он свой. Если бы зэк хотел, он бы давно лейтенанта пристрелил.
- Да, он доказал, что свой, и они на своей земле и законы на этой земле советские, а, значит, никто с зека не снимал судимости. И раз бой окончен: «Сдай оружие!»
Дальше. Кто-то отцепил часть вагонов, и они съехали вниз по склону, выйдя из зоны боя и обстрела.
- Вагоны покатились назад после попадания в сцепку вагонов снаряда, может быть гранаты.
Вопрос: почему никто из троих не попытался осмотреть вагоны и платформы в поисках дополнительного оружия и патронов?
- Некогда было нужно, уходить. Они знали, что в отцепленных вагонах нет дополнительного оружия и патронов, так как в вагонах были зеки.
да не надо лейтенанту брататься с зэком! Достаточно хлопнуть по плечу и сказать, что-то типа "Ну, ты даёшь!..". не надо никаких братаний. Он же реально классно стрелял из трёхлинейки!
И это было бы гораздо реалистичнее.
- Тут мы как раз видим, задумку авторов, один из главных героев – преданный партии молодой чекист, у которого только к концу фильма через целую серию коллизий снимается шоры с глаз и то не до конца. Если бы остался жить и мстить и дожил до Победы, то это был бы лучший подарок для тех, кто погиб спасая его.
Далее. Зэк предлагает взять солдатский сидор (вещмешок). Лейтенант возражает и говорит, что мародёрствовать не позволит. Вопрос: где он учился? Проходил ли он вообще военную подготовку?
- Нет, лейтенант не проходит военную подготовку он из органов НКВД. И как ему сказал более опытный майор: нас этому не учили, но приходится делать. Потом лейтенант не возражает против сидора.
Далее. Троица выходит на опушку леса и видит, как немецкие мотоциклисты гоняют пленного.
Сразу возникает вопрос: откуда здесь немецкие мотоциклисты? Поезд отошёл от станции на нашей территории, он шёл несколько часов в направлении на восток, в фильме показывают, что зэки в вагоне спят ночью! Т.е. прошли сутки с момента отправления! Остановок не было!! Даже при средней скорости состава 25-30 км/ч это означает, что они проехали никак не меньше 300-400 км. Допустим ж/д линия шла не совсем на восток. Где-то вдоль фронта. Но даже тогда это означает, что поезд в глубоком тылу и если перед нами немцы, то это передовой авангард какой-нибудь танковой или моторизованной дивизии. И вот в русском тылу они занимаются вот такой хернёй – тупо тратят горючее, которого их войскам постоянно не хватает.
Им больше нечего делать? А по факту эта сцена срисована с фильма «Отряд»!
Только там она происходит в немецком тылу! И вот там, действительно, немцы могут себе позволить и порезвиться…
Почему срисован? О том, что войска вермахта стремительно продвигались вперед, оставляя глубоко в тылу целые воинские части снято много фильмов. Это так сказать слова, которые не выкинешь их песни. Так было.
Про горючее у наступающих фашистских войск. Им его не стало хватать только ближе к осени, когда стало холодно и когда наши войска не пустили немца за Волгу. В начале войны фактов о нехватке горючего у немцев нет.
Далее. Немецкий патруль ловит троицу у костра. Дальше – схватка. А потом показывают, как зэк сбегает. И опять без оружия! На хера нам винтовки и патроны?!.. Мы и так могём…
Эек сбежал с ножом, с которым ему сподручнее.
Далее. Ночёвка в развалинах офицерского дома отдыха. Троица организует костёр. Зек идёт за дровами и что он приносит? Стопку портретов в мешке. И первый портрет, который он достаёт – это репрессированный бывший зам наркома обороны маршал Тухачевский! За ним – Блюхер, Егоров, Якир. Да, возможно, кто-то из работников дома отдыха припрятал портреты. Но как уголовник мог их так легко найти? Как говорил в таких случаях Станиславский, «Не верю!..».
- Герой Панкратова-Черного не просто зек, он вор, который нутром чует все нычки.
И цепочка вот этой массы не логичных и совершенно не реальных, а не редко просто бестолковых эпизодов говорит о том, что авторы фильма ничего не понимают в реалиях того времени.
Но! При этом финал фильма очень гуманистический. Другое дело, что он тоже, откровенно говоря, не реальный. Но тут хотя бы видна великая идея! Она прослеживается в ряде диалогов фильма. Словом, понятно, к чему призывают создатели фильма и о чём хотят, чтобы люди задумались. Но вот вопрос: зачем, к этой идее идти через массу откровенных глупостей?
- Повторюсь, авторы не только знали реалии того времени и смогли их переосмыслить, но они сделали фильм, который и наши потомки будут смотреть и находить в нем новые уровни. Лично я увидел в этом фильме такую великую идею: когда с людей слетают налеты различных «измов», мастей и званий, то остаются простые русские мужики, которые защищают своих детей, баб и стариков.
Защищают несмотря ни на что.
И я очень рад, что в моей повести «Личный подарок Сталина» есть такая же мысль:
Еще раз спасибо Александру Булаху за дискуссию. Конечно, каждый из нас останется при своем, но при этом мы обогатимся хорошей беседой.