К концу 1970 года дела COLOSSEUM шли довольно неплохо. Собранная бывшим барабанщиком Джона Мэйолла Джоном Хайсманом в 1968 году группа, преодолев периодические кадровые перестановки, завоевала завидную репутацию, соединив прогрессивный рок с джазом и блюзом высшей пробы. Более того, их три студийных альбома - Those Who Are About To Die Salute You, Valentyne Suite и Daughter of Time – сумели превратить популярность группы, как концертного состава, и в успех в чартах, - особый вид алхимии, который продолжал ускользать от большинства их самых усердных конкурентов.
Тем не менее, группа музыкантов, которая завершила работу над Daughter Of Time, и которую Хайсман теперь называет “классическим составом COLOSSEUM”, - Крис Фарлоу (ведущий вокал), Дэйв “Клем” Клемпсон (гитара, вокал), Дэйв Гринслейд (клавишные), Дик Хекстолл-Смит (саксофоны), Марк Кларк (бас, вокал) и, конечно же, сам Джон Хайсман - были в своей стихии на сцене, их постоянные гастроли привели к почти телепатическому уровню взаимопонимания между музыкантами. Поэтому нет ничего удивительного, что идея концертного альбома в какой-то момент возникла сама собой.
На самом деле толчком для этого послужил Live At Leeds, выпущенный THE WHO в середине 1970-го года, запись весьма зажигательного концерта, несмотря на то, что его часто упускают из виду из-за таких работ, как Tommy, хотя именно концертник стал самым продаваемым альбомом группы. Безусловно, уровень этого успеха позволил Хайсману использовать Live At Leeds в качестве примера того, что и концертный альбом COLOSSEUM также мог бы достигнуть таких высот, хотя звукозаписывающая компания группы Bronze весьма скептически отнеслась к идее записи концертов группы.
Столкнувшись с таким нежеланием лейбла, COLOSSEUM ненадолго задумались о записи нового материала, который они сочиняли сразу после Daughter Of Time, репетируя его вживую в студии, в чем им помогал Питер Галлен, инженер Lansdowne Studios. Сочетание технических знаний Галлена и упрямой решимости преодолеть сомнения Bronze привело к созданию портативной версии оборудования Lansdowne, которое и стало сопровождать группу в дороге, и первое записанное выступление состоялось в Манчестерском университете в марте 1971 года.
...
В июне 1971 года Colosseum Live, в конверте, оформленным известным андеграундным дизайнером Кифом, все-таки появился в продаже. Несмотря на то, что альбом был двойным, он провел шесть недель в британских чартах, достигнув 17-й позиции - отличный показатель для такого бескомпромиссного набора записей. Более того, это подтвердило то, что, справедливости ради, большинство людей уже знали - естественной средой обитания COLOSSEUM была концертная арена, где их захватывающее сочетание превосходной музыкальности, азарта импровизации и интуитивного взаимопонимания не было сглажено стерильной атмосферой студии звукозаписи.
Ярких моментов было множество, - это и замечательная органная работа Дэйва Гринслейда на “Rope Ladder To The Moon”, и вокальное многоголосие на “Walking In The Park” (кстати, единственный трек на альбоме, который не был записан на том концерте в Манчестере, он был записан в Big Apple в Брайтоне), и великолепное гитарное соло Клема Клемпсона в изрядно растянутом “Skelington”, и захватывающий вокал Криса Фарлоу в вдохновенной “Stormy Monday Blues”! Однако, что еще более важно, Colosseum Live стал триумфом группы как коллектива, единого целого, в котором таланты отдельных людей были щедро продемонстрированы, но, тем не менее, всегда проявлялись в контексте живого, дышащего организма группы, COLOSSEUM!
Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, сентябрь 2022)