Найти тему
Испанская Сова

Каэтано Риполь -последняя жертва испанской инквизиции

Оглавление

Обычно считается, что испанская инквизиция была явлением средневековья. Однако на самом деле жестокие гонения на еретиков продолжались гораздо дольше. Каэтано Риполь последний из тех, кого осудили и казнили за ересь в XIX веке.

Почти 350 лет испанская инквизиция старалась обеспечить господство католической церкви в Испании. За это время церковь совершила множество преступлений и несправедливостей. Испанская инквизиция, безусловно, была одним из самых ужасных проявлений жестокости и фанатизма. Последним из тех, кого казнили в 1826 году, стал учитель Каэтано Риполь. Его осудили за ересь.

Возникновение Трибунала Святого Офиса Инквизиции

Испанская инквизиция, официально известная как Трибунал Святого Офиса Инквизиции, была учреждена в 1481 году католическими монархами Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской. Доминиканский монах Фрай Алонсо де Охеда убедил королеву Изабеллу в существовании криптоиудаизма среди андалузских конверсо (обращённых в христианство иудеев) во время её пребывания в Севилье в 1477-1478 годах. Доклад, подготовленный архиепископом Севильи Педро Гонсалесом де Мендоса и сеговийским доминиканцем Томасом де Торквемадой, подтвердил это утверждение.

Знамя испанской инквизиции (Коллекция Wellcome)
Знамя испанской инквизиции (Коллекция Wellcome)

В 1483 году Фердинанд и Изабелла создали государственный совет для управления инквизицией, назначив Томаса де Торквемаду его председателем, несмотря на протесты Папы Сикста IV. Первое публичное наказание произошло в феврале 1481 года, когда шесть человек были сожжены заживо. В течение двух лет была создана новая судебная система, занимающаяся признаниями и сбором обвинений, а также начинающая физические пытки для увеличения числа признаний. Наиболее активный период инквизиции был между 1480 и 1530 годами, когда было казнено около 2000 человек, в основном конверсо еврейского происхождения.

В первые годы существования института большинство обвиняемых составляли конверсо — люди, принявшие христианство, а также их потомки. Однако с конца XVI века число судебных процессов против морисков — людей, перешедших из ислама в христианство — стало преобладать.

Борьба испанской инквизиции с лютеранами (в основном иностранцами) и альумбрадос была незначительным явлением с точки зрения численности. Чтобы поддерживать свою систему, испанская инквизиция создала индексы запрещённых книг, включая религиозные произведения, такие как переводы Библии на народные языки. Были запрещены несколько популярных произведений испанской литературы и многие работы иностранных авторов, включая Овидия, Данте, Рабле, Ариосто, Макиавелли, Эразма и Жана Бодена.

Помимо религиозных обвинений, инквизиция контролировала и другие правонарушения. Важной темой в наиболее активные периоды было ведьмовство, хотя считается, что испанская инквизиция была скептически настроена к делам о ведьмовстве, в отличие от многих других европейских стран. Другие законы касались двоежёнства, содомии, гомосексуальности и изнасилований.

Как действовала инквизиция?

Когда инквизиция прибывала в город, в воскресенье проводилась торжественная месса, после которой объявляли о призыве к тем, кто не верит, прийти с повинной. Многие люди действительно так поступали, потому что наказания были не такими уж суровыми, и они часто использовали этот шанс, чтобы обвинить других.

Обвинения в ереси подавались анонимно, и обвиняемые не могли узнать, кто их выдал. Это приводило к многочисленным ложным обвинениям, вызванным личными конфликтами.

Когда человека обвиняли, его дело рассматривалось, а сам он содержался под стражей. Его имущество использовалось для оплаты расходов на содержание в тюрьме. После долгого ожидания проходил суд с несколькими слушаниями, на которых обвиняемый мог предоставить свидетелей.

Другой стратегией было попытаться доказать ненадёжность обвинителей. Во время процесса обвиняемого подвергали пыткам, чтобы выбить признание. Этот метод применялся без малейшего различия пола или возраста.

Если человека признавали виновным, самым жестоким наказанием было сожжение заживо на публике.

По оценкам историков, за время своей деятельности инквизиция преследовала от 125 до 150 тысяч человек и казнила от 2 до 3 тысяч.

Аутодафе

Аутодафе — это публичная церемония, на которой зачитывались приговоры, вынесенные испанской инквизицией. Она символизировала Страшный суд и была важной частью испанской инквизиции.

“Трибунал инквизиции” Франсисо Гойи, написанный до ареста Риполя (Викисклад)
“Трибунал инквизиции” Франсисо Гойи, написанный до ареста Риполя (Викисклад)

Обычно аутодафе проводилось в присутствии всех важных лиц, включая членов королевской семьи, и всего населения судебного округа. О его проведении объявляли за восемь дней до события, но часто люди узнавали о нём гораздо раньше, потому что оно было настоящим народным праздником.

На аутодафе зачитывали приговоры, проводились публичные отречения или примирения. Исполнение наказаний, таких как бичевание или сожжение на костре, происходило позже на отдельном мероприятии.

Наполеон упразднил инквизицию на оккупированной французами части Испании в 1808 году. Кортесы Кадиса, которые действовали вне сферы влияния Франции, также упразднили трибуналы инквизиции в 1813 году на том основании, что чистота католицизма лучше обеспечивается епископами.

Фердинанд VII восстановил инквизицию после своего возвращения из французского изгнания в 1814 году.

Каэтано Риполь

Каэтано Риполь, известный также как Gaietà Ripoll i Pla на каталонском языке, родился в 1778 году (хотя в некоторых источниках указывается 1768 год) в городе Сольсона, который находится в каталонском регионе. Он вырос на этой вилле, погруженный в типичную для того времени католическую религиозность. Во время учебы в городском колледже для будущих врачей он изучал философию и латынь. В юности он посвятил себя торговле, а затем, с началом войны за независимость, вступил в ряды солдат, сражавшихся против французов.

В 1810 году он был взят в плен и депортирован во Францию. Во Франции Риполь попадает под влияние прогрессивных идей и стал деистом. Деисты верят, что высшее существо создало вселенную, но не вмешивается в её жизнь. Они также отвергают любые книги, которые утверждают, что содержат божественное откровение, такие как Библия, Тора или Коран. Из Франции он вернулся в 1814 году и, ища работу, устроился школьным учителем в деревне Руссафа. Эта деревня была независимой до 1877 года, когда она была поглощена столицей Валенсии, став одним из её кварталов.

Он совмещал эту работу со своей военной карьерой до 1823 года, когда он получил степень бакалавра. Известный испанский историк и католический традиционалист Марселино Менендес Пелайо писал, что во Франции Риполь «слушал плохие разговоры и читал книги ещё хуже». В результате он потерял веру.

В своей книге 1870 года католический священник Гаспар Боно Серрано сообщал, что Риполь «безрассудно предавался чтению нерелигиозных книг».

Эти идеи противоречили католической доктрине. К несчастью, в Валенсии, куда вернулся Риполь, жили два ярых сторонника инквизиции — архиепископ Симон Лопес и бывший инквизитор Мигель Торанцо. Лопес в 1824 году санкционировал создание Совета веры Валенсии, назначив Торанцо его президентом.

Риполь, у которого была школа на ферме Руссафа, открыто выступал против роли церкви в образовании. Естественно, он быстро стал мишенью. Тринадцать свидетелей заявили, что Риполь не верил в Иисуса Христа, тайну Троицы, Воплощение Сына Божьего, Святую Евхаристию и непогрешимость Римско-католической церкви. Они также сообщили, что Риполь запрещал своим ученикам посещать мессу, не позволял им осенять себя крестным знамением и требовал, чтобы при входе в школу они произносили «Слава Богу», а не традиционное обращение к Деве Марии. Первоначально Риполь был приговорён к двум годам тюремного заключения.

Его осудила неграмотная анонимная женщина, которая не понимала, почему он не следует традиционным ритуалам католицизма, несмотря на доброту, отстраненность и любовь к своим собратьям, которые он всегда демонстрировал. Это были достаточные основания для того, чтобы викарий после соответствующего расследования постановил, что «были основания для его поимки и заключения».

29 сентября 1824 года Риполя арестовали и наложили арест на его имущество по приказу Торанцо. В течение двух лет ое содержался в бывшей инквизиционной тюрьме Кап-и-Касаль (Сан-Нарсис, рядом с нынешними кортесами Валенсии).

Пока он находился в заключении, значительное количество богословов и катехизаторов приходили навестить его в тюрьме, чтобы попытаться убедить его снова принять католицизм.  Риполь так и не предстал перед советом и ему не сообщили имён свидетелей или их показаний.

-4

30 марта 1826 года Совет веры приговорил Риполя к сожжению на костре как «формального и упрямого еретика».

Поскольку церковным трибуналам не разрешалось выносить смертные приговоры, Совет веры передал дело в Королевский уголовный суд Валенсии. Однако возникли сложности: в записях Риполя не было его свидетельства о крещении, а без него нельзя было судить человека, который не был членом Церкви за то, что он её покинул. В конце концов, власти нашли запись о его крещении в городе, где он родился, и все юридические препятствия были устранены.

Уголовный суд пересмотрел дело, но это не дало Риполлю возможности выступить в свою защиту. Тем не менее, суд допросил десять новых свидетелей. Несмотря на это, суд подтвердил смертный приговор, но с небольшой поправкой. Его хотели приговорить к сожжению, но светский суд в знак проявления «человечности» заменил сожжение заживо на смертную казнь через повешение, а «сожжение» должно было быть изображено путём рисования нескольких языков пламени на бочке под виселицей.

48-летний Риполь узнал об этом решении только тогда, когда ему сказали, что он будет казнён в течение 24 часов. Гражданские власти повесили его 26 июля 1826 года. Большинство источников сообщают, что последними словами Риполя были: «Я умер, примирившись с Богом и людьми». Напротив, Серрано, который утверждал, что был очевидцем, говорит, что Риполь сказал: «Я верю в Бога». Вскоре после этого Риполь повернулся к палачу и спокойно сказал: «Выполняй свой долг».

Большинство источников восхваляют личную этику и поведение учителя. Тем не менее, Серрано утверждал: «Моральные качества Риполя сопровождались сатанинской гордыней». После казни тело несчастного поместили в бочку, разрисованную языками пламени, и выбросили в реку Турия. Риполь был похоронен в неосвященной земле на её берегу, когда бочку извлекли из реки.

Архиепископ Лопес был доволен усилиями «Совета веры». 6 августа он написал Торанцо, поздравив его с расследованием и сказав, что это «послужит предупреждением для одних и одновременно усилит преданность других». Хотя трибуналы продолжали действовать в тени, казнь Риполя была последней известной казнью, проведённой испанскими инквизиторами. Процесс и казнь Каэтано Риполля вызвали большой скандал по всей Европе, хотя в Испании он был почти скрыт из-за цензуры прессы.

В 1829 году Папа передал задачи испанской инквизиции Римской инквизиции. 15 июля 1834 года Мария Кристина, вдова Фердинанда VII и регент при Изабелле II, издала королевский указ, объявляющий инквизицию официально упразднённой и присваивающий всё её имущество. К несчастью, для школьного учителя, который отказался отказаться от своих убеждений, это было на восемь лет позже его смерти.
Источники: