Посольство Финляндии предлагает одно из самых заманчивых приглашений в Вашингтоне: возможность обсудить серьезные темы в сауне.
«Когда вы полуголые или даже иногда полностью голые, это позволяет вести более глубокую дискуссию», — сказал Микко Хаутала, посол Финляндии в США. «Вы говорите так, как не получится, когда вы сидите за столом в галстуке или на каком-то официальном мероприятии».
Дипломатия принимает разные формы: официальные встречи в Овальном кабинете и государственные обеды в большом Восточном зале Белого дома; неформальные приемы в посольствах; и личные встречи за мартини в вестибюлях пятизвездочных отелей.
А потом есть способ, которым финское правительство предпочитает вести дела. Они любят, чтобы их нетворкинг и встречи происходили в сауне и, по большей части, в обнаженном виде.
«У нас есть золотое правило: все, что происходит в сауне, остается в сауне», — сказал посол Хаутала. «Мы стараемся обеспечить полное доверие и уверенность».
В Финляндии сауна является частью повседневной жизни, пояснил посол. «Здесь 5,5 миллионов человек и три миллиона саун», — сказал он. «Даже в небольшой квартире есть сауна».
Финны используют его несколько раз в неделю по вечерам или утрам перед началом дня, в ритуале, который включает в себя душ, сидение в экстремальной жаре и охлаждение в холодной воде. Эта практика, которая традиционно выполняется без купального костюма, повторяется несколько раз, прежде чем посетители сауны садятся за здоровую еду. Это социальный опыт.
Шестнадцать лет назад посольство Финляндии в Вашингтоне, округ Колумбия, решило пригласить влиятельных людей — политиков, дипломатов, журналистов, государственных служащих и ученых — вместе посетить сауну в качестве средства налаживания деловых связей.
«Дипломатическое общество сауны», как теперь называются эти встречи, стало желанным приглашением в Кольцевой дороге благодаря растущему влиянию Финляндии в международных делах и желанию занятых профессионалов вести более здоровый образ жизни.
«Многие пытаются получить билет, и он пользуется большим спросом», — сказал 33-летний Робби Грэммер, который пишет о дипломатии и национальной безопасности для журнала Foreign Policy. После того, как он написал о своем опыте, «на меня обрушился поток людей из Госдепартамента, Пентагона, сотрудников Конгресса, других репортеров, которые спрашивали меня, как я попал туда, и «Можете ли вы замолвить за меня словечко?»
«Я получаю запросы от конгрессменов и конгрессвумен на посещение сауны», — сказал посол Хаутала. По оценкам посольства, оно получало несколько запросов в неделю.
В Вашингтоне есть два типа мероприятий Diplomatic Sauna Society. (Подобные мероприятия существуют в финских посольствах по всему миру, в том числе в Берлине и Лондоне.) На первом финская делегация собирает группу из 15-20 человек в посольстве примерно раз в месяц. Вечер начинается в темном баре внизу, освещенном неоновой вывеской «Сауна». Посетители разделяются по половому признаку, и каждую группу отводят в примерочную, укомплектованную халатами Marimekko и банными принадлежностями Lumene.
Участники раздеваются — нагота приветствуется, но купальные костюмы разрешены — и затем проходят ритуал сауны: душ, жара, холод, повтор. После нескольких раундов все переодеваются и возвращаются в бар. Подаются напитки и традиционные финские закуски, в том числе лосось на ржаном хлебе с укропным соусом и фрикадельками.
Посол также проводит еженедельные сеансы саун-дипломатии в своей частной резиденции. Его сауна меньше (она может вместить около 10 человек) и находится снаружи, с бассейном для охлаждения.
Все участники получают диплом, в котором говорится: «Членство в Обществе предоставляется только тем лицам, которые продемонстрировали исключительную сису (упорство), непринужденно и красноречиво общаясь при температуре 180 градусов по Фаренгейту в дипломатической сауне посольства».
«Я опубликовала свою фотографию в Twitter. Это была честь», — сказала Мари Ройс, которая была помощником госсекретаря при администрации Трампа.
Г-н Грэмер, журналист, сказал, что встречи в сауне стали приятным изменением по сравнению с другими мероприятиями в столице страны. «Посольства в округе Колумбия всегда проводят разные мероприятия, и зачастую они застегнуты на все пуговицы и довольно скучны», — сказал он. «Сауна — это нечто другое», — сказал он. «Она намного теплее. Она намного более гостеприимная».
Бен Кантрелл, глава аппарата сенатора Маркуэйна Маллина, республиканца из Оклахомы, сказал, что он ценит возможность общаться, занимаясь чем-то полезным. «Я не из тех, кто уклоняется от сложных встреч на теннисном корте или поле для гольфа, и это показалось мне более соответствующим этому», — сказал он.
Он даже не возражал против того, чтобы посвятить этому шесть часов пятничного вечера.
Уолтер Ландграф III, старший научный сотрудник Евразийской программы в Исследовательском институте внешней политики в Филадельфии, сказал, что он был бы рад приглашению в сауну. «Я думаю, что атмосфера, ритуал посещения сауны и разделение этого опыта с другим человеком способствуют открытости и действительно позволяют людям ослабить свою защиту», — сказал г-н Ландграф. «Это также приватно. Вы находитесь за закрытыми дверями, люди более склонны разговаривать».
Действительно, посол Хаутала сказал, что одной из самых ценных сторон встреч в сауне является то, что они длятся значительно дольше, чем обычные деловые встречи: «Я не буду называть имен, но я провел пять-шесть часов с редактором ключевой национальной медиакомпании, и так не бывает».
Помогает и то, что сейчас к Финляндии появился особый интерес, поскольку страна вступила в НАТО после вторжения России в Украину.
«Если вы хотите понять, как работают путинские центры власти, и вы не можете поговорить с русскими, что часто не получается, то следующая остановка — финны», — сказал г-н Грэммер. (Протяженность границы Финляндии с Россией составляет более 800 миль.)
Макс Бергманн, директор программы по Европе, России и Евразии в Центре стратегических и международных исследований, сказал, что в интересах Финляндии развивать тесные отношения в Соединенных Штатах. «Люди, которые посещают сауну, получают этот незабываемый опыт, и они будут помнить финнов, которые их принимали, и в следующий раз, когда финны попросят о встрече, они ее получат».
Г-н Грэмер согласился, что эта схема выгодна всем: «Я никогда не думал, что скажу это, но налаживать связи в обнаженном виде просто лучше».