Неделю назад это были просто бревна, которые лежали на поляне. На некоторых была сделана разметка. Как мастера сумели превратить их в скульптуры, от которых глаз не оторвать — загадка. Приглашаю в сельский парк «Околица» полюбоваться этой красотой!
Первое место жюри присудило скульптуре «Бабушкины сказки», ее изготовил мастер из Московской области Илья Польский.
Бабушка со свечой в руке укрывает уснувшего с игрушкой внука, а в его снах-фантазиях уже парят жар-птицы и возносятся ввысь деревья с золотыми яблоками.
Автор удивительно доброй скульптуры, покорившей жюри, да и многочисленных зрителей, работает резчиком по дереву более 30 лет — наверное, поэтому ему удалось так хорошо передать и мудрость, и доброту бабушки.
«Мелодия лебединой скрипки» изображает девушку, которая играет на старинном музыкальном инструменте, а над ней танцует в воздухе павлин. Эта работа монгольских художников завоевала «серебро».
На третьем месте — тоже команда из Монголии с работой «Шут». Она представляет собой клоуна-марионетку, управляемого веревками от огромной ладони, нависающей над ним.
В команде работают два скульптора. Один из них прекрасно говорит по-русски, и отвечая на мои вопросы, он пояснил, что хотел своей работой донести идею об опасности соцсетей — они все больше забирают контроль над человеком, который становится управляемой марионеткой.
"Надо меньше смотреть в смартфон и больше жить реальной жизнью!" - втолковывал мне скульптор. И ведь не поспоришь...
Среди скульптур есть те, что изображают реальных людей. Вот Махмуд Эсамбаев танцует лезгинку на пальцах ног, а напротив высится трагически-мистическая фигура барона Унгерна, выполненная из обожженного дерева.
Есть и сказочные персонажи — Комар из «Мухи-Цокотухи», пляшущий с именинницей, которая по полю пошли и денежку нашла, изумленный Иван-Царевич, обнаруживший лягушку со своей стрелой или Алеша Попович из мультфильмов про богатырей.
Поклонники группы «Король и шут» в одной из работ наверняка узнали иллюстрацию с обложки одного из альбомов.
Сложность работ растет из года в год, а сюжеты не повторяются, участники умеют удивить даже искушенных зрителей.
Валерий и Анна Воробьевы из подмосковного Сергиева Посада свою работу «Любимая жена» посвятили Году семьи. Крашеная деревянная скульптура выполнена в традициях сергиево-посадской игрушки. В ней — игра контрастов, житейский юмор и мудрость, доброта и любовь.
— Мы в своем авторском стиле возрождаем забытый народный промысел, — рассказал Валерий Воробьев. — Традиционная посадская скульптура делается из небольших деревянных чурочек. «Праздник топора» дал нам возможность попробовать выполнить работу в большом размере. Форма чурки в скульптуре сохраняется, чтобы сразу было видно, что это дерево. У нас она вырезана из цельного бревна, без склеек.
Все скульптуры остаются в парке «Околица». Он расположен на 17 гектарах, места пока хватает. Кстати, фестиваль ремесел прошел в 15-й раз.
На «Праздник топора» собираются не только деревянных дел мастера, но и кузнецы, гончары, керамисты, специалисты по обработке бересты — для них проходят свои конкурсы.
Для кузнецов прошел конкурс под названием «У каждой наковальни свой голос», и на поляне, где на глазах у зрителей создавались шедевры из расплавленного железа, было жарко.
Изящные изделия мастеров Сибири, Урала и Вологодчины были представлены на площадке «Берестяной хоровод». Здесь же проходили мастер-классы для желающих освоить основы работы с берестой.
Валентина Петухова из Коми-Пермяцкого округа, что в Пермском крае, с удовольствием рассказывала всем интересующимся о своих необычных работах. Она привезла традиционные коми-пермяцкие туеса, в которых можно наливать хоть квас, хоть молоко, а также панно и подносы.
Всеобщее восхищение вызывали шахматы ручной работы мастерицы, вырезанные из осины и украшенные берестой.
— По профессии я резчик по дереву, при этом работала в системе образования, — говорит Валентина Петухова. — Однажды подумала: как бы нам заинтересовать детей и родителей коми-пермяцкой культурой через игру? И тут мне на помощь пришли шахматы.
Шахматы «Там орсан» («Игра Тама») у нее получились необычные — вместо короля в них старый вождь по имени Там в облике человека-лося, вместо слона — герой коми-пермяцких сказок медведь Кудым-ош. Другие фигуры также заменены героями народного эпоса с использованием пермского звериного стиля.
Получилось два в одном: и развитие интеллекта, и приобщение к культуре, не говоря об эстетическом развитии.