Найти в Дзене

10 шедевров из музея Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге

В дореволюционной России работали керамические производства, которые создавали не только утилитарные предметы, но и настоящие произведения искусства. Среди них выделяется первое фарфоровое предприятие России, основанное в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной. В городе на Неве появилась порцелиновая мануфактура, переименованная позднее в Императорский фарфоровый завод. В этой статье я покажу 10 шедевров из Музея ИФЗ в г. Санкт-Петербурге, выпущенных на заводе до 1917 года. Для читателей напомню, что я интересуюсь искусством фарфора, поэтому посещаю художественные музеи и выставки керамики. Также я бываю на блошиных рынках, ярмарках, в антикварных салонах и других фарфоровых местах Москвы ( и не только). Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться! Музей Императорского фарфорового завода в г. Санкт-Петербурге - одно из обязательных к посещению мест, если вы интересуетесь декоративным искусством. Он расположен на одной территории с заводом и флагманским магазином
Оглавление

В дореволюционной России работали керамические производства, которые создавали не только утилитарные предметы, но и настоящие произведения искусства. Среди них выделяется первое фарфоровое предприятие России, основанное в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной. В городе на Неве появилась порцелиновая мануфактура, переименованная позднее в Императорский фарфоровый завод. В этой статье я покажу 10 шедевров из Музея ИФЗ в г. Санкт-Петербурге, выпущенных на заводе до 1917 года.

Для читателей напомню, что я интересуюсь искусством фарфора, поэтому посещаю художественные музеи и выставки керамики. Также я бываю на блошиных рынках, ярмарках, в антикварных салонах и других фарфоровых местах Москвы ( и не только). Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
Музей Императорского фарфорового завода. Фото автора
Музей Императорского фарфорового завода. Фото автора

О музее ИФЗ

Музей Императорского фарфорового завода в г. Санкт-Петербурге - одно из обязательных к посещению мест, если вы интересуетесь декоративным искусством. Он расположен на одной территории с заводом и флагманским магазином ИФЗ. С 2001 года музей находится под управлением Государственного Эрмитажа. Билеты можно приобрести как в кассе музея, так и на сайте Эрмитажа.

Вехи в истории завода из музея ИФЗ. Фото автора
Вехи в истории завода из музея ИФЗ. Фото автора

История музея

По указу императора Николая I в 1844 году был открыт заводской музей, в котором начали собирать не только продукцию предприятия, но и образцы фарфора других известных мануфактур, сохраненные для изучения, вдохновения художников и копирования.

С последней четверти ХIХ века по распоряжению императора Александра III все заказы императорской семьи выпускались на заводе в двух экземплярах, один из которых оставался в музее. Эта традиция сохранилась в советские годы, начиная с 1920-х годов до конца XX века.

Музей Императорского фарфорового завода. Фото автора
Музей Императорского фарфорового завода. Фото автора

В музее три выставочных зала: один из них посвящен периоду с елизаветинских времен до начала XX века, во втором зале находится выставка образцов лучших европейских мануфактур и художественного стекла, а в третьем зале - работы художников предприятия после 1917 года.

Переименования:

  • 1744 - Невская порцелиновая мануфактура;
  • 1765 - Императорский фарфоровый завод (ИФЗ);
  • 1917 - Государственный фарфоровый завод (ГФЗ);
  • 1925 - Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова;
  • 1957 - Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова;
  • 1993 - Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ);
  • 2005 - возвращение названия Императорский фарфоровый завод.

Императорский фарфоровый завод до 1917 года принадлежал семье Романовых и работал по заказам Императорского двора. Выпуск фарфора для торжественных приемов и оформления резиденций было делом государственной важности.

В художественном отношении царское предприятие долгое время ориентировалось на достижения прославленных европейских мануфактур. На завод приглашались одаренные иностранные и отечественные специалисты, в производство вливались огромные инвестиции, была сформирована собственная школа, воспитывающая потомственных мастеров по фарфору, сохраняющих высокий уровень мастерства и традиции ИФЗ.

Благодаря этому, Императорский фарфоровый завод долгие годы находился в зените славы.

Судьба Дмитрия Виноградова

В одной из витрин музея мы видим скульптуру Дмитрия Ивановича Виноградова (1720-1758) - изобретателя русского фарфора.

Скульптура "Дмитрий Виноградов", 1969 г. Модель Г.Б. Садикова, роспись Л.И. Лебединской. Экспонат Музея ИФЗ. Фото автора
Скульптура "Дмитрий Виноградов", 1969 г. Модель Г.Б. Садикова, роспись Л.И. Лебединской. Экспонат Музея ИФЗ. Фото автора

Юный Дмитрий Виноградов вместе с Михаилом Ломоносовым учился горному делу в Германии, но по возвращении в Россию его ждала особая, "секретная" миссия. Талантливый ученый проводил многократные опыты с разными видами глины, самостоятельно конструировал печи, изобрел краски. Гениальный Виноградов упорным трудом открыл рецепт фарфоровой массы! Он преподнес императрице Елизавете первый "Собственный сервиз"!

Вместо благодарности Виноградова заподозрили в "лентяйстве" и приставили к нему жестоких надзирателей. Буквально на цепи он трудился и вел подробные записи, оставив потомкам ценные заметки. Дмитрий Виноградов умер в возрасте 38 лет. Могила создателя первого русского фарфорового завода затерялась еще в XVIII веке. Трагический образ гениального химика был запечатлен Олегом Меньшиковым в советском фильме "Михайло Ломоносов" (1986 г.).

10 фарфоровых шедевров, которые стоит увидеть

1. Чернильный прибор с надписью "Указы Государыни Екатерины II и Собственноручный заказ Ея Императорскаго Величества. 1765 г.".

Один из самых первых экспонатов музея - фарфоровая чернильница-ковчег для помещения в нем указов Екатерины Второй.

Чернильный прибор с надписью "Указы Государыни Екаерины II и Собственноручный заказ Ея Императорскаго Величества. 1765 г." 1840-е гг.
Чернильный прибор с надписью "Указы Государыни Екаерины II и Собственноручный заказ Ея Императорскаго Величества. 1765 г." 1840-е гг.

2. Сервиз "Русский" ( Гурьевский) (1809-1816).

Один из величественных ансамблей из фарфора, предназначенный для торжественных приемов, которые традиционно проходили в главной летней резиденции русского двора – Петергофе. Сервиз получил наименование «Русский» или «Сервиз с изображением Российских костюмов».

После победы над Наполеоном, Россия переживала необычайный национально-патриотический подъем. Сервиз для дворца демонстрировал патриотическую идею – прославление российского народа.

Русский сервиз также именовался Гурьевским, так как был выпущен по заказу Г.А. Гурьева, управляющего ИФЗ и кабинетом его императорского величества (1809-1817).

Комплект состоял из посудных форм и фарфоровых фигур, изображающих юношей и девушек в народных костюмах. Скульптуры были созданы под руководством адъюнкт-профессора Академии художеств С. С. Пименова, одного из лучших художников своего времени. На десертных тарелках, бутылочных передачах, сосудах для мороженого были изображены представители торговцев и ремесленников, многочисленных народностей великой страны и пейзажи российских столиц.

3. Сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Сервиз был выполнен в 1848 г., в период правления императора Николая I к свадьбе его сына, Великого князя Константина Николаевича (1827-1892). Набор посуды предназначался для торжественных приемов в петербургской резиденции Великого Князя — Мраморном дворце.

Сервиз ВККН в Музее Императорского фарфорового завода. Фотоколлаж автора
Сервиз ВККН в Музее Императорского фарфорового завода. Фотоколлаж автора

Предметы из этого комплекта украшены изображением двуглавого орла, который держит карты четырех морей. Это символизировало высокое воинское звание великого князя Константина Николаевича - генерал-адмирала Российского флота. Сервиз относится к числу наиболее ярких образцов русско-византийского стиля. В декоре использованы мотивы древнерусских эмалей, автор росписи - Ф.Г. Солнцев.

Федор Солнцев — очень важная фигура для становления неорусского стиля. Художник участвовал в оформлении Большого Кремлевского дворца, а также был автором росписи Кремлевского парадного сервиза, о котором я писала статью на моем канале.

4. Готический сервиз, 1832 г.

Буквально на днях (7-8 декабря 2024 г.) в столице Франции состоялась церемония открытия восстановленного после пожара Собора Парижской Богоматери. Именно средневековые витражи Норт-Дам де Пари вдохновили мастеров XIX века на создание сервиза в готическом стиле.

В первой половине XIX века в архитектуре и искусстве появилась мода на эпоху рыцарского Средневековья. Для императора Николая I и его семьи в неоготическом стиле были построены дворец "Коттедж" и готическая капелла в парке Александрия. Была создана серия из 57 десертных тарелок, рисунок был исполнен с удивительной фантазией и дважды не повторялся ни на одном предмете.

Готический сервиз в Музее Императорского фарфорового завода. Фото автора
Готический сервиз в Музее Императорского фарфорового завода. Фото автора

5. Сервиз в "этрусском" стиле, 1844 г.

В 1830-40-х годах в Европе и России усилился интерес к античному искусству. Росписи античных керамических сосудов в древнегреческом ( этрусском стиле) использовались в декорировании ваз, умывальных и письменных приборов, фарфоровых сервизов.

Для Царицына павильона в Петергофе Императорским фарфоровым заводом в 1844 году был выполнен Этрусский сервиз на 162 предмета. Источником вдохновения для художников стали обнаруженные при раскопках в Помпеях античные гончарные сосуды .

6. Рафаэлевский сервиз.

В музее Императорского завода экспонируется сервиз 1883-1903 гг. с росписью художника А.Ф. Миронова. В 1883 г. император Александр III заказал Рафаэлевский сервиз для Царскосельского дворца. В это время торжественно отмечалась 400-летняя годовщина со дня рождения Рафаэля Санти. Работой над сервизом руководил заведующий живописной мастерской завода, архитектор Л. Л. Шауфельбергер. 

Известно, что росписи лоджий дворца Папы в Ватикане были выполнены по рисункам Рафаэля, а в Эрмитаже была создана галерея с копиями рафаэлевских фресок. На сводах Лоджий изображены сцены на сюжеты библейской истории.

Рафаэлевский сервиз в Музее Императорского фарфорового завода. Фотоколлаж автора
Рафаэлевский сервиз в Музее Императорского фарфорового завода. Фотоколлаж автора
Существует другой Рафаэлевский сервиз (1861 года), исполненный на Императорском заводе по эскизу художника Вивана Босэ для Всемирной промышленной выставки в Лондоне в 1862 году. Позднее был преподнесен императору Александру II. Сервиз является приобретением Государственного исторического музея и находится в Москве.

7. Охотничий сервиз - копия мейсенского фарфора.

Восполнение сервизов "доделками" взамен разбитых предметов было одной из важных задач Императорского фарфорового завода. Технический уровень российского предприятия должен был находиться на такой высоте, чтобы создавать предметы взамен утраченных.

В музее можно увидеть предметы, созданные как дополнения к мейсенскому "Охотничьему сервизу" (1766-1768). В 1766-м году Екатерина II заказала сервиз для охотничьего домика в Царском Селе. Создателем сервиза считается Мишель Виктор Асье (1736-1799), назначенный вторым главным скульптором-модельером Мейсена наравне с И. Кендлером. По удивительному совпадению, Виктор Асье был прадедом великого русского композитора П. Чайковского.

8. Коллекция фигур из серии "Народности Российской империи" удивительна по достоверности облика и костюмов населения многонационального государства. Модели были выполнены скульптором Павлом Каменским в 1907-1915 году. Листайте фото.

9. Скульптура "Дама с маской", 1900-1906 гг. К. А. Сомов.

Для Императорского фарфорового завода начало XX века было примечательно сотрудничеством с очень модным и востребованным художником-модернистом К. А. Сомовым.

В 1900-1905 году художник смоделировал и вручную расписал три фарфоровые скульптуры: "Дама с маской", "Влюбленные" и "На камне". К.А. Сомов создал фарфоровые фигуры в вычурном и даже гротесковом жанре, напоминающим статуэтки XVIII века, но тем нем менее, это была стилизация в стиле модерна. Скульптуры Сомова, особенно "Маска" и "Влюбленные", имели огромный успех и были повторены в 1920-х гг. на Государственном фарфоровом заводе.

"Дама, снимающая маску", 1906 гг. К. А. Сомов. Музей Императорского фарфорового завода. Фото автора
"Дама, снимающая маску", 1906 гг. К. А. Сомов. Музей Императорского фарфорового завода. Фото автора

10. Скульптурная группа "Торговки амурами", конец XVIII в. Модель Ж.-Д. Рашетта, 1780-1790 гг.

Жан-Доминик Рашетт (Яков Иванович Рашет) (1744–1809) - русский скульптор, француз по происхождению, профессор, академик Императорской академии художеств. В 1779 году был приглашен в Россию князем А.А. Вяземским в качестве модельмейстера Императорского фарфорового завода.

Скульптурная группа "Торговки амурами", конец XVIII в. Модель Ж.-Д. Рашетта, 1780-1790 гг.  Музей ИФЗ. Фото автора
Скульптурная группа "Торговки амурами", конец XVIII в. Модель Ж.-Д. Рашетта, 1780-1790 гг. Музей ИФЗ. Фото автора

Основой для композиции послужил античный миф с древнеримской фрески, обнаруженной при раскопках в 1759 году. На фреске изображена сцена продажи амуров: торговка протягивает знатной даме купидона, другие уже куплены или ожидают в клетке.

Одна из трактовок сюжета «Торговки амурами» заключается в том, что богиня бедности (Пения) продаёт своих детей (амуров) Афродите. История повествует о продажной любви. Мифологический сюжет пришелся по вкусу публике эпохи рококо и многократно повторялся во французской живописи и декоративно-прикладном искусстве.

В статье я рассказала о 10 шедеврах из собрания музея, выпущенных на Императорском фарфоровом заводе до 1917 года.

Если вы предпочитаете смотреть видео, то вам будет интересен мой ролик о дворцовых сервизах из Музея ИФЗ, опубликованный на канале "Фарфоровые путешествия".

О музее ИФЗ:

Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!

На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.

Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE

Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups

Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups

Инстаграм @porcelainandtravel