Фасону "Ампир", созданному в Вербилках, несказанно повезло: на его основе создано множество интереснейших сервизов. Теперь о росписях на фасоне от Е.П. Смирнова. Самая знаменитая - его "Горюн-трава". Сложная полихромная ручная роспись мазком, характерным для художников, получивших образование в Училище барона Штиглица, с чередованием жёлтого, зелёного колеров, и золота. Здесь как раз и пригодилась та техника работы кистью, которой юного Е.П. Смирнова обучил в Талдоме в 1927-м-1930-м годах практикующий художник К.Ф. Большаков, выпускник Училища. И сам фасон, и роспись "Горюн-трава" кажутся очень современными, предвосхитившими бум "восьмидесятых" на ручную роспись и на сложную форму. Как можно увидеть на странице рекламного буклета завода, чайный сервиз с тарелками и тремя корпусными предметами (всего 21 предмет) стоил и по тем временам очень и очень дорого - 96 рублей. Для сравнения: чайный сервиз "Мой сад" на 12 персон в 43 предмета с доливным чайником (ЛФЗ) в "восьмидесятых" стоил 120 рублей, причём использование цветного люстра считалось модным шиком, а сервиз "Лето" в ручной росписи от Л.Р. Афанасьевой в 23 предмета на фасоне "Витая" (то же ЛФЗ; с тарелками, сухарницей и вазочкой) - в "восьмидесятых", вообще, продавался по цене менее 30-и рублей!
Официальное название следующего сервиза (см. ниже) мне неизвестно. В описаниях делается упор на лист (ветку) пурпурного (малинового) цвета. Но как-то надо обозначить данный сервиз? Обозначил двумя вариантами, которые можно увидеть в галереях ниже: "Пурпурный лист" или "Малиновая ветка". Вообще, если сместить центр внимания с ветки на основной цветок, то росписи с подобными цветками Е.П. Смирнов начал делать с начала 1950-х годов. Они очень похожи: нарисован цветок в профиль, лепестки - различных оттенков красного, из лепестков отчётливо выбиваются длинные чёрные тычинки. В описаниях цветок подаётся как "тюльпанообразный".
А предметы в такой росписи (см. ниже) находятся в Новосибирском художественном музее. Рисунок тот же, но очевидно, это более поздняя роспись, и сделана другой рукой.
В "семидесятые" же Е.П. Смирновым на фасоне "Ампир" создан сервиз "Гранаты" в стилистике "ситчика" - под рисунок ткани с повторяющимся мелким узором. Поскольку узор содержит золото, и нельзя сказать, что "ситчик" совсем мелкий, рисунок получился праздничным. Рисунок очень редкий. На интернет-барахолках практически не встречается.
В 1972-1973 гг. появились два почти сервиза-близнеца, на одном фасоне и с очень близким декором - это сервизы "Море" и "Морской". Основной элемент декора - тулова и крышки предметов словно одетые в российскую тельняшку. Дополнительный декор - белый прямоугольник с синей полосой сверху и красной пятиконечной звездой. Если бы не был позабыт серп и молот, это была бы уменьшенная копия флага ВМФ СССР, но и без того понятно, что именно его имел в виду художник. Поэтому символика получилась с военной составляющей. Сервиз "Морской" рассчитан на более широкую аудиторию, и он более поздний по времени (1973).
Сервиз "Армейский". 1972. Формы предметов приближены к формам сервиза "Факел" (1969). Основные колеры - красный и золото. Явный намёк на армию - флажок с пятиконечной звездой, в которую вписан серп и молот. По сути - повторение декора сервиза "Море", только для сухопутных войск. Кстати, оба сервиза созданы в одном году.
Предметы сервиза "Новинка" ("Огоньки"). 1972. Белый фарфор и лаконичная роспись золотом. Представлены редкие предметы, как то: подставка под яйцо на широкой ножке, подставка для ножей (!), сосуды под специи (соль и перец)... В галерее присутствует также фото (скрин из видео), где в росписи, кроме золота, присутствует ещё и синий колер.
Сервиз "Победный". 1975. Данный фасон рассматривался в статье, посвящённой скульптору Вербилок Ю.Б. Ганрио (сервиз создан на его фасоне). Вычурность. Завитки, характерные для рокайльной стилистики, при этом геометрия НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА, смешанная с некоторым НАИВОМ второй половины "шестидесятых" никуда не делась. Такой видели перспективу в Вербилках и в Дулёво в "семидесятых" и в начале "восьмидесятых" годов. Время "разрядки международной напряжённости", дискотек и борьбы с пьянством. Это именно характерная эстетика "Вербилок". Она вышла из "юбилейных лет", и словно остановилась в ту пору! Отчего это произошло - можно только гадать. Ну например, в 1974-м году, как теперь утверждают, у Л.И. Брежнева случился инсульт, начались проблемы с речью и памятью. Всё это привело к тому, что за многими министерствами, ведомствами и подчинёнными им предприятиями был ослаблен контроль. В эти же годы в мире разразился так называемый Нефтяной кризис, который привёл к кратному повышению цен на нефть, что совпало с разработкой в СССР новых нефтяных месторождений. В экономике СССР постепенно восторжествовал неофициальный принцип, до сих пор любимый кремлёвскими "хитроплановцами" и "супергроссмейстерами шахматного дзюдо": случись что - у нас же нефть есть! - наше национальное достояние! Ею заткнём все "дыры" и можно не работать! Мы никуда не спешим, и вообще, "ещё даже и не начинали!" Постепенно этот вирус движения в никуда распространился на всю лёгкую (да и не только) промышленность. Читающие данный текст любители фарфора знают, что до середины 1960-х годов в СССР принято было каждые несколько лет менять маркировку (клеймо) изделий, которые выпускались на том или ином предприятии. Но в 1970-е и в 1980-е годы маркировок не меняли - о них просто "забыли". Логично: зачем напрягаться, чего-то делать, чего-то внедрять и следить за исполнением, когда, в случае чего, "мы всё за границей купим"?! Думаю, что с конца 1960-х на фарфоровых предприятиях не меняли не только маркировку, но и наплевали на эстетику, тем более, что в мире в те годы не было явной яркой моды (в посуде), на которую можно было бы ориентироваться.
Представляю предметы сервиза в росписи "Артек" (1974) от Е.П. Смирнова. На сайте goskatalog(точка)ru представлены всего два варианта предметов набора: это миски и подставки под яйцо. Роспись в "тельняшку", похожая на росписи сервизов "Море" (1972) и "Морской" (1973), намекает на то, что сервиз также имеет какое-то отношение к морю. Из всех "Артеков" - самый известный - это крымский пионерлагерь для самых-самых примерных школьников СССР с обслуживанием, как в хорошем санатории. Полагаю, что данный сервиз создан как раз для "Артека", как "витрины" всех пионерлагерей страны. Возможно, что и заблуждаюсь. Завсегдатаи "Артека" - поправьте меня! Что касается подставки под яйцо, то я считаю, что это сильно недооценённый потребителями предмет посуды. Когда мне было за двадцать (лет), как-то захотелось откушать яйцо в мешочек или всмятку. И как раз для такого яйца подставка подходит как нельзя лучше. И вот когда я ел яйцо с подставки, то чувствовал себя чуть ли не индийским раджой или особой королевских кровей. Так что для тех, у кого проблемы с самооценкой или с самозначимостью, такой предмет посуды в постоянном использовании просто необходим!
Какое счастье, что телевидение в СССР развивалось. Ниже представлены скрины весьма интересного видео - небольшого сюжета с завода в Вербилках для программы "Время", вышедшего в эфир 6-го мая 1979-го года. Называется он "Красота фарфора из Вербилок". Там есть вставка - блиц интервью с Е.П. Смирновым. Данное видео можно найти и в Дзене, и во ВКонтакте.
Спасибо всем, кто дочитал статью, кому интересен фарфор! Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Посильную помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - во ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать и анонсировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!