Найти тему
Порцелиновый фан

Смирнов Евгений Петрович (1915-1980). Художник. "Семидесятые". "Горюн-трава".

Фасону "Ампир", созданному в Вербилках, несказанно повезло: на его основе создано множество интереснейших сервизов. Теперь о росписях на фасоне от Е.П. Смирнова. Самая знаменитая - его "Горюн-трава". Сложная полихромная ручная роспись мазком, характерным для художников, получивших образование в Училище барона Штиглица, с чередованием жёлтого, зелёного колеров, и золота. Здесь как раз и пригодилась та техника работы кистью, которой юного Е.П. Смирнова обучил в Талдоме в 1927-м-1930-м годах практикующий художник К.Ф. Большаков, выпускник Училища. И сам фасон, и роспись "Горюн-трава" кажутся очень современными, предвосхитившими бум "восьмидесятых" на ручную роспись и на сложную форму. Как можно увидеть на странице рекламного буклета завода, чайный сервиз с тарелками и тремя корпусными предметами (всего 21 предмет) стоил и по тем временам очень и очень дорого - 96 рублей. Для сравнения: чайный сервиз "Мой сад" на 12 персон в 43 предмета с доливным чайником (ЛФЗ) в "восьмидесятых" стоил 120 рублей, причём использование цветного люстра считалось модным шиком, а сервиз "Лето" в ручной росписи от Л.Р. Афанасьевой в 23 предмета на фасоне "Витая" (то же ЛФЗ; с тарелками, сухарницей и вазочкой) - в "восьмидесятых", вообще, продавался по цене менее 30-и рублей!

Официальное название следующего сервиза (см. ниже) мне неизвестно. В описаниях делается упор на лист (ветку) пурпурного (малинового) цвета. Но как-то надо обозначить данный сервиз? Обозначил двумя вариантами, которые можно увидеть в галереях ниже: "Пурпурный лист" или "Малиновая ветка". Вообще, если сместить центр внимания с ветки на основной цветок, то росписи с подобными цветками Е.П. Смирнов начал делать с начала 1950-х годов. Они очень похожи: нарисован цветок в профиль, лепестки - различных оттенков красного, из лепестков отчётливо выбиваются длинные чёрные тычинки. В описаниях цветок подаётся как "тюльпанообразный".

А предметы в такой росписи (см. ниже) находятся в Новосибирском художественном музее. Рисунок тот же, но очевидно, это более поздняя роспись, и сделана другой рукой.

В "семидесятые" же Е.П. Смирновым на фасоне "Ампир" создан сервиз "Гранаты" в стилистике "ситчика" - под рисунок ткани с повторяющимся мелким узором. Поскольку узор содержит золото, и нельзя сказать, что "ситчик" совсем мелкий, рисунок получился праздничным. Рисунок очень редкий. На интернет-барахолках практически не встречается.

Предметы сервиза "Гранаты". 1970-е. Роспись по белому фону в виде стилизованных плодов граната. Структурное подразделение "Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова" государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Тюменское музейно-просветительское объединение".
Предметы сервиза "Гранаты". 1970-е. Роспись по белому фону в виде стилизованных плодов граната. Структурное подразделение "Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова" государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Тюменское музейно-просветительское объединение".

В 1972-1973 гг. появились два почти сервиза-близнеца, на одном фасоне и с очень близким декором - это сервизы "Море" и "Морской". Основной элемент декора - тулова и крышки предметов словно одетые в российскую тельняшку. Дополнительный декор - белый прямоугольник с синей полосой сверху и красной пятиконечной звездой. Если бы не был позабыт серп и молот, это была бы уменьшенная копия флага ВМФ СССР, но и без того понятно, что именно его имел в виду художник. Поэтому символика получилась с военной составляющей. Сервиз "Морской" рассчитан на более широкую аудиторию, и он более поздний по времени (1973).

Сервиз "Армейский". 1972. Формы предметов приближены к формам сервиза "Факел" (1969). Основные колеры - красный и золото. Явный намёк на армию - флажок с пятиконечной звездой, в которую вписан серп и молот. По сути - повторение декора сервиза "Море", только для сухопутных войск. Кстати, оба сервиза созданы в одном году.

Предметы сервиза "Новинка" ("Огоньки"). 1972. Белый фарфор и лаконичная роспись золотом. Представлены редкие предметы, как то: подставка под яйцо на широкой ножке, подставка для ножей (!), сосуды под специи (соль и перец)... В галерее присутствует также фото (скрин из видео), где в росписи, кроме золота, присутствует ещё и синий колер.

Сервиз "Победный". 1975. Данный фасон рассматривался в статье, посвящённой скульптору Вербилок Ю.Б. Ганрио (сервиз создан на его фасоне). Вычурность. Завитки, характерные для рокайльной стилистики, при этом геометрия НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА, смешанная с некоторым НАИВОМ второй половины "шестидесятых" никуда не делась. Такой видели перспективу в Вербилках и в Дулёво в "семидесятых" и в начале "восьмидесятых" годов. Время "разрядки международной напряжённости", дискотек и борьбы с пьянством. Это именно характерная эстетика "Вербилок". Она вышла из "юбилейных лет", и словно остановилась в ту пору! Отчего это произошло - можно только гадать. Ну например, в 1974-м году, как теперь утверждают, у Л.И. Брежнева случился инсульт, начались проблемы с речью и памятью. Всё это привело к тому, что за многими министерствами, ведомствами и подчинёнными им предприятиями был ослаблен контроль. В эти же годы в мире разразился так называемый Нефтяной кризис, который привёл к кратному повышению цен на нефть, что совпало с разработкой в СССР новых нефтяных месторождений. В экономике СССР постепенно восторжествовал неофициальный принцип, до сих пор любимый кремлёвскими "хитроплановцами" и "супергроссмейстерами шахматного дзюдо": случись что - у нас же нефть есть! - наше национальное достояние! Ею заткнём все "дыры" и можно не работать! Мы никуда не спешим, и вообще, "ещё даже и не начинали!" Постепенно этот вирус движения в никуда распространился на всю лёгкую (да и не только) промышленность. Читающие данный текст любители фарфора знают, что до середины 1960-х годов в СССР принято было каждые несколько лет менять маркировку (клеймо) изделий, которые выпускались на том или ином предприятии. Но в 1970-е и в 1980-е годы маркировок не меняли - о них просто "забыли". Логично: зачем напрягаться, чего-то делать, чего-то внедрять и следить за исполнением, когда, в случае чего, "мы всё за границей купим"?! Думаю, что с конца 1960-х на фарфоровых предприятиях не меняли не только маркировку, но и наплевали на эстетику, тем более, что в мире в те годы не было явной яркой моды (в посуде), на которую можно было бы ориентироваться.

Предметы сервиза "Победный". 1975. Всё это немного напоминает ПСИХОДЕЛИКУ. Правда, на Западе за такой эстетикой стояли "запрещённые вещества", а в СССР что? Автор формы Ганрио Ю.Б, автор росписи Смирнов Е.П. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный дворцово-парковый музей-заповедник "Останкино и Кусково".
Предметы сервиза "Победный". 1975. Всё это немного напоминает ПСИХОДЕЛИКУ. Правда, на Западе за такой эстетикой стояли "запрещённые вещества", а в СССР что? Автор формы Ганрио Ю.Б, автор росписи Смирнов Е.П. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный дворцово-парковый музей-заповедник "Останкино и Кусково".

Представляю предметы сервиза в росписи "Артек" (1974) от Е.П. Смирнова. На сайте goskatalog(точка)ru представлены всего два варианта предметов набора: это миски и подставки под яйцо. Роспись в "тельняшку", похожая на росписи сервизов "Море" (1972) и "Морской" (1973), намекает на то, что сервиз также имеет какое-то отношение к морю. Из всех "Артеков" - самый известный - это крымский пионерлагерь для самых-самых примерных школьников СССР с обслуживанием, как в хорошем санатории. Полагаю, что данный сервиз создан как раз для "Артека", как "витрины" всех пионерлагерей страны. Возможно, что и заблуждаюсь. Завсегдатаи "Артека" - поправьте меня! Что касается подставки под яйцо, то я считаю, что это сильно недооценённый потребителями предмет посуды. Когда мне было за двадцать (лет), как-то захотелось откушать яйцо в мешочек или всмятку. И как раз для такого яйца подставка подходит как нельзя лучше. И вот когда я ел яйцо с подставки, то чувствовал себя чуть ли не индийским раджой или особой королевских кровей. Так что для тех, у кого проблемы с самооценкой или с самозначимостью, такой предмет посуды в постоянном использовании просто необходим!

Какое счастье, что телевидение в СССР развивалось. Ниже представлены скрины весьма интересного видео - небольшого сюжета с завода в Вербилках для программы "Время", вышедшего в эфир 6-го мая 1979-го года. Называется он "Красота фарфора из Вербилок". Там есть вставка - блиц интервью с Е.П. Смирновым. Данное видео можно найти и в Дзене, и во ВКонтакте.

-11

Спасибо всем, кто дочитал статью, кому интересен фарфор! Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Посильную помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - во ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать и анонсировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!