Найти тему
Несбывшиеся мечты

Борьба с быками, диеты только из мяса и запреты на секс: как готовились древние олимпийцы

Оглавление

Греческий историк Арриан (ок. 86-160 гг. н.э.) высоко оценивал славу победы на Олимпийских играх, но также подчеркивал, насколько трудным было ее достижение:
"Ты хочешь стать олимпийским победителем? Я тоже, клянусь богами! Но сначала подумай о том, что этому предшествует, и о том, что последует после, и лишь тогда принимай решение."

Арриан описал испытания, с которыми сталкивались спортсмены в процессе подготовки к Олимпийским играм:
"Вы должны подчиниться строгой дисциплине, соблюдать жесткую диету, отказаться от сладостей, тренироваться по расписанию, независимо от жары или холода. Вы не можете пить холодную воду или вино по своему желанию. Полное доверие тренеру — как врачу — обязательно."

Эти слова не были преувеличением. Древним атлетам приходилось пройти через долгий и трудный путь к олимпийской славе, как и их современным коллегам. Но как же выглядел этот процесс подготовки и участия в Олимпийских играх для древних спортсменов?

Плотный график спортсменов

У древнегреческих спортсменов, участвовавших в Олимпийских играх, был очень плотный график.
Олимпийские игры не были единственным важным спортивным событием в Древней Греции. Существовали еще три других престижных состязания, в которых атлеты стремились одержать победу: Пифийские игры (проводились каждые четыре года), Немейские игры (каждые два года) и Истмийские игры (также каждые два года). Обычно одно или два из этих состязаний проходили ежегодно.
Эти четыре игры вместе составляли «периодос» (circuit). Спортсмен, который выигрывал на всех четырех соревнованиях подряд, получал титул «периодоникес» (победитель кругосветки).
Атлеты, сумевшие завоевать победы во всех этих престижных играх, становились настоящими легендами своего времени.

Подготовка к играм

Олимпийские спортсмены Древней Греции не жалели усилий, чтобы добиться превосходства над соперниками.
Знаменитый борец Мило из Кротона, живший примерно в 536-508 годах до нашей эры, использовал уникальные и легендарные методы тренировок. Для поддержания своей невероятной силы он потреблял огромные объемы пищи: по словам Афинея Навкратисского (2 век н.э.), ежедневно Мило съедал 20 мин (около 8,72 кг) мяса, такое же количество хлеба и выпивал три кувшина вина.
Чтобы сохранять физическую форму, Мило начинал носить на руках новорожденного теленка и продолжал это делать каждый день, пока теленок не вырастал в быка.
Мило не был единственным борцом, который тренировался с животными. Евсевий Кесарийский (4 век н.э.) рассказывает о борце Амесинасе из Барки, который победил на Олимпийских играх по борьбе в 460 году до н.э. Он тренировался с быками, ухаживая за своим стадом, и даже привез одного из них на Олимпию в качестве партнера по тренировкам.

А как насчет питания и секса?

Многие древнегреческие спортсмены стремились достичь идеальной физической формы, экспериментируя с особенными диетами.

Бегун Хионис из Спарты, живший в середине VII века до н.э., который, как пишет путешественник Павсаний (II век н.э.), одержал семь побед на Олимпийских играх (четыре в беге на стадионной дистанции и три в беге на двойной дистанции), придерживался диеты, основанной на сушеном инжире.

Другие олимпийские чемпионы, такие как Эвримен из Самоса (6 век до н.э.) и Дромеус из Стимфала (5 век до н.э.), предпочитали полностью мясную диету. Согласно Афинею Навкратисскому, также был фиванский атлет, живший во II веке до н.э. или ранее, который побеждал своих противников, питаясь исключительно козлятиной. Имя этого спортсмена не сохранилось, но Афиней отмечает, что люди смеялись над ним из-за неприятного запаха его пота.

Многие олимпийцы верили, что воздержание от секса дает им преимущество на соревнованиях. Икк из Тарента, победитель пятиборья в 476 году до н.э., полагал, что его воздержание от половых контактов сыграло ключевую роль в его успехе: "В течение всего периода тренировок он никогда не прикасался ни к женщине, ни к мальчику," - сообщал философ Платон (около 429-347 гг. до н.э.).

Другие известные олимпийцы, практиковавшие воздержание, включали бегунов Астила из Кротона (победителя в 488, 484 и 480 годах до н.э.) и Крисона из Гимеры (победителя в 448, 444 и 440 годах до н.э.).

Следование правилам Олимпии

Не все желающие могли участвовать в Олимпийских играх.
С 632 года до н.э. на Олимпиаде проводились отдельные соревнования для юношей до 18 лет и взрослых мужчин. Писатель Филострат из Афин (ок. 170-250 гг. н.э.) поясняет, что для участия в юношеских состязаниях было необходимо иметь определенные социальные и родовые характеристики. Участник должен был быть свободным гражданином, а не рабом или незаконнорожденным, и иметь надлежащую родословную.
Аналогичные требования предъявлялись и к взрослым спортсменам: они также должны были быть гражданами и свободнорожденными. Спортсмены, желающие участвовать в Олимпийских играх, должны были принести клятву Зевсу, что за десять месяцев до соревнований они строго придерживались тренировочных правил, как сообщает Павсаний.
За месяц до начала игр спортсмены должны были переехать в Элиду, где готовились к соревнованиям под наблюдением олимпийских судей, известных как "Хелланодикаи". Эти судьи, одетые в пурпурные мантии и вооруженные раздвоенным жезлом, строго следили за соблюдением правил и наказывали нарушителей.
В этот подготовительный месяц спортсмены не только тренировались, но и участвовали в пробных соревнованиях. Те, кто не проявил достаточных результатов на этих предварительных этапах, не допускались к основным играм. Судьи также распределяли участников по состязаниям, используя жребий для определения пары соперников.

Соревнование

На Олимпийских играх каждое состязание находилось под строгим контролем хелланодикай — судей, следивших за соблюдением правил. Нарушения карались различными способами: от избивания жезлом и дисквалификации до штрафов, а иногда и всеми тремя мерами сразу.

Примером служит история боксёра Клеомеда из Астипалеи, который в 496 или 492 году до н.э. во время поединка в Олимпии нарушил правила и убил своего соперника Икка из Эпидавра. По рассказам Павсания, после того как Клеомед был признан виновным и лишён приза, он впал в безумие и вернулся в родной город. В приступе ярости он разрушил спортивный зал в Астипалею, что привело к гибели нескольких мальчиков. После этого он исчез, но позднее его стали почитать как героя.

Победа и поражение, а затем возвращение домой

Победители Олимпийских игр получали венки из оливковых ветвей на торжественной церемонии перед официальными лицами. Однако получение награды не всегда было беспроблемным. Клавдий Элиан рассказывает случай, когда атлет из Кротона, выиграв соревнования, упал замертво от приступа эпилепсии, когда подошёл к чиновникам, чтобы получить свою корону.

Некоторые спортсмены так стремились сообщить о своих победах своим семьям, что прибегали к экстраординарным мерам. Например, бегун Агей из Аргоса в 328 году до н.э. после победы на дистанции "долихос" в Олимпии пробежал 150 км до своего родного города, чтобы поделиться новостью о своей победе.

В конце концов, все победители возвращались домой, где их встречали с почестями и богатством. Проигравшие же возвращались с надеждой на успех в следующий раз.