Найти тему

Mar De Robles – Indigena (2007) Рецензия на альбом.

Фото из сети.
Фото из сети.

Ранее я делал здесь обзоры альбомов популярных групп и исполнителей. Сейчас хочу попробовать публиковать свои рецензии на очень редкие и некоммерческие альбомы малоизвестных коллективов. Думаю, что реакций на такие публикации будет немного. Музыкальный материал таких групп очень сложный и серьёзный. Я не скажу, что очень хорошо понимаю такую музыку, но она мне искренне нравится. Слушать её не скучно и безумно интересно. Я всегда удивляюсь и восторгаюсь фантазией музыкантов, создающих такие удивительные образы. Подобные музыкальные полотна всегда хочется переслушивать, и при каждом новом прослушивании я всегда открываю для себя что-то новое. Многие спрашивают, зачем и для кого я делаю подобные публикации. В этом я не преследую никаких коммерческих целей. Мне просто нравится делиться с единомышленниками своими впечатлениями. Я ещё раз хочу напомнить, что я не музыковед и не музыкальный критик, а простой любитель. Поэтому, если вы найдёте в моих обзорах какие-то недочёты, не стесняйтесь, пишите. Я к конструктивной критике отношусь спокойно и с пониманием. Только, пожалуйста, пишите, в чём конкретно у меня ошибки, а понты и снобизм можете оставить при себе. На меня они не действуют. Вот, например, вчера от моей статьи по сравнению цифры и аналога, некоторым стало смешно, а некоторые, вообще, упали в обморок. Господа, если вы такие смешливые, сходите на Петросяна, а если у вас такая ранимая психика и частые обмороки обратитесь к доктору. Со здоровьем не шутят. )))


Если же кому-то мои обзоры покажутся сырыми и наивными, я решил их подкрепить профессиональными рецензиями своего друга Вадима С. Он профессиональный музыкант и педагог с большим стажем. Я буду их публиковать после моих, естественно, с его согласия.

Mar De Robles – Indigena (2007)


Приходится только удивляться, насколько богат и разнообразен мир прогрессивной рок-музыки. Возможно, я буду немного предвзят, т.к. неравнодушен к этому жанру. Но ведь, сколько реально было замечательных команд, работающих в этом стиле по всему миру, начиная с конца 60х годов и кончая нашими днями. Я в корне не согласен с теми, кто считает, что хорошая прогрессивная музыка закончилась в 70е годы. Так же абсолютно не согласен со скептиками, кто считает прогрессивный рок тупиковым стилем. Более того, мне их искренне жаль. Прогрессивная музыка это целый океан с самыми разными течениями и безбрежными просторами. И мне всегда очень интересно путешествовать по волнам этого океана и открывать для себя новые горизонты. Вот недавно я заплыл к южно-американским берегам и открыл для себя замечательную Чилийскую группу Mar De Robles. Это уже современная команда. Её участники отличные музыканты Julio Tobar - vocals, tenor saxophone, traverse flute, Rodrigo Moris – guitars, Cristián Larrondo - fretless bass, Chapman Stick vocal, Ignacio Larrondo - congas, djembé, percussion, Victor Munoz – drums, Jesús Parada - drums, percussion. Все они большие мастера своего дела. У них всего два номерных студийных альбома: Mar De Robles – 2003 г. и Indigena – 2007 г., но это настоящие жемчужины современной рок-музыки. Мне нравится, когда музыкантам удаётся совместить в своём творчестве разные музыкальные течения. В этих альбомах их полное изобилие. В их музыке можно услышать элементы, психоделии, джаза, фанка, рока, иногда слышны даже металлические оттенки. А восточные и латино-американские мотивы очень хорошо дополняют и украшают их музыкальные образы. Первый альбом Mar De Robles очень яркий, контрастный, динамичный, и при этом необычайно красивый. Небольшим его минусом я считаю вокальные партии. На мой взгляд, они не очень вяжутся с их инструментальным материалом. Но это моё личное мнение, да и их не так уж много в этом альбоме. Восхищает меня в нём, в основном, инструментальная часть. Все инструментальные партии исполнены на высочайшем уровне. Обороты от начала к концу альбома нарастают, и кульминация наступает к его финалу. У музыкантов сразу чувствуется большой потенциал, и к концу альбома у меня возникло ощущение, что их следующая работа должна быть ещё более сильной. И это предчувствие меня не обмануло. Следующий их альбом Indigena – настоящий шедевр! Он почти весь инструментальный, но инструментальные партии настолько выразительны, что полностью компенсируют отсутствие вокала. Небольшие вокальные фрагменты в этой работе всё же есть, но они уже не раздражают, а довольно органично вписываются в основную музыкальную палитру. Альбом получился очень контрастный, музыкальные картины меняются в нём как при взгляде из окна быстро несущегося поезда. Музыкальный материал его весьма непрост. Диссонанс и полиритмия в инструментальных вариациях присутствуют, но в пределах разумного. Особой заумности в этом альбоме нет. И подготовленный слушатель сразу привыкает к его кривой гармонии, сменам размера, темпа и другим непредсказуемым поворотам. Сольные партии гитары, флейты и саксофона постоянно переплетаются. В каких-то моментах вперёд выходит гитара, в каких-то флейта, а иногда бразды правления берёт саксофон. Но никто не тянет одеяло на себя и звучит всё очень сбалансировано и благозвучно. Ритм секции бас-гитары и ударных работают как часы и направляют музыкальный поток в нужное русло. Партии безладового баса с переливами перкуссий придают музыке особый психодельный оттенок. Настроения меняются постоянно. Огненные композиции с бешеным ритмом и с головокружительными гитарными соло переходят в красивейшие лирические зарисовки. В них уже своими красками рисуют флейта и саксофон. Порой тяжеленные рифы создают такое давление, что становится жутковато, но светлые тона дают им отпор, всё опять переходит в позитивный лад. Иногда музыканты начинают плести кружева в духе Роберта Фриппа, но плагиатом здесь и не пахнет, фантазии им и самим не занимать. Течение сразу уносит их уже в другое русло, в котором от Кинг Кримсон остаются лишь далёкие отголоски. Всё сделано с большим вкусом и знанием дела. Остаётся сожалеть, что студийных альбома у них всего два. Правда, спустя год, в 2008м году они выпустили потрясающий концертник Diez Anos en Vivo, в котором показали, что умеют работать не только в студии, а прекрасно владеют своим ремеслом и на сцене.


Рецензия Вадима С.


MAR de ROBLES «Indigena» (2007).
Трек – лист:
1. Chúcaro (8:28).
2. X_2004 (4:19).
3. Perimontu (5:43).
4. Rancagua Nocturno (7:42).
5. Aborigen (4:58).
6. Sobreviviente (5:43).
7. Chileneos (7:37).
8. Mar De Robles (5:20).
9. Ubuntu (5:33).
Состав:
- Rodrigo Moris - guitar.
- Julio Tobar - flute, tenor saxophone, vocals.
- Cristián Larrondo - fretless bass, Chapman Stick.
- Jesús Parada - drums, percussion.
- Ignacio Larrondo - congas, djembe, percussion.

ВТОРОЙ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Конечно, те меломаны, которые услышали и оценили первый альбом Mar de Robles 2003 года, думаю, не могли его забыть, уж слишком он оказался ярким и нестандартным. Потому и выпуск следующего, конечно, ожидался, но это ожидание затянулось на 4 года. Каково же было вновь увидеть студийную работу этого уникального чилийского квинтета практически в том же составе. Лишь замена барабанщика Victor Muñoz на Jesús Parada изменила его, но ведь это не принципиально. Основные движущие силы остались на месте и надо было ожидать продолжения и развития идей, заложенных ранее. Оговорюсь сразу, я всегда ожидаю от авангардных и нестандартных коллективов не повторения уже найденного ранее, не пережёвывания прежних идей, а движения вперёд, в новую, только им доступную реальность прогрессивного авангарда, и от Mar de Robles ждал только такого. Ожидание оправдалось полностью. Второй альбом показал то, что эти годы музыканты не стояли на месте, а расширяли свой уникальный музыкальный стиль, который вряд ли подлежит лишь одному из распространённых терминов. Смешение прогрессивной составляющей рока с фольклорной основой, наложенное на джаз фьюжн понимание – вот триединство группы и она себе не изменила, а лишь сдвинула акценты.

Если дебютник можно было назвать альбомом вокальным, где много было отдано интересному голосу Julio Tobar, то «Indigena» на 99 процентов инструментален, а редкие вокальные вкрапления совершенно не «делают погоду», если дебютник тембрально ставил на первое место звучание духовых, то «Indigena» отодвинул их на второй план, отдав авансцену ревущим гитарам, если дебютник демонстрировал контрастный общему характеру записи лиризм, то «Indigena» показал всевозможные грани прог рока с жёсткой основой, заряженной моторным темпом. Но не подумайте, что музыканты скатились в банальную ровную игру тем и импровизаций, нет, вся их полиритмическая и теповая сложносоставляющая осталась незыблемой. Именно она и есть основа узнаваемого стиля, который, хоть и имеет жёсткое рок звучание, но построен на национальном звуковом мышлении. Экспериментальная рок музыка меня удивляет не только целостностью замысла, но и хорошим вкусом, далёким от бездумного смешения всего и вся ради броского авангардизма. Каждая композиция альбома органична и не выпадает из логики динамичного образного развития, приводящего, естественно, к смысловой кульминации в самом конце. Альбом, по окончании его прослушивания, напоминает ядро, выпущенное из звукового жерла, но постоянно во время полёта, набирающее скорость. Вряд ли вам получиться за этот неполный час найти пару минут для отдыха души и разума. На всём извилистом пути звучания вас ждёт серьёзная работа интеллекта, который должен моментально реагировать на вихревые смены частей композиций, соединённых в единое звуковое пространство. Но, пожалуй, стоит заметить, что этот поток, столь сложный и подчас предельно виртуозный, тем не менее обладает манящей и притягательной силой экспрессии и таланта, которая непременно будет вас погружать всё глубже и глубже в бескрайнюю и вязкую пучину звуковогомира, если вы не остановитесь в самом его начале, то уж потом не выбраться. Так что я предупредил: всё здесь серьёзно, уверенно, непредсказуемо и одновременно просто замечательно. Итак, вперёд! Звучи, альбом «Indigena» и стань по - настоящему «Коренным» для восприятия душой, израненной попсой, талантливой и непохожей ни на кого музыки чилийских кудесников Mar de Robles.

1. «Chúcaro». Возникая из тишины, полиритмичный орнамент, видоизменяясь, создаёт основу, которая выводит на первый план кричаще – авангардное тягучее соло тенор саксофона Julio Tobar, продолженное пространным соло гитары Rodrigo Moris. Дуэт этих инструментов, хоть и лежит в жёсткой рок плоскости, но основан на ритме босса – новы. Вторая часть же контрастна, лирична: высокая флейта уводит слушателя в фольклорную простоту, поддерживаемая жестким басом Cristián Larrondo. Заключение вновь возвращает к первоначальной теме, холь и изрядно изменённой. В итоге – это крепкая начальная композиция, способная дать в полной мере ту картину, что и далее будет разворачиваться, но она обрывается на полузвуке…
2. «X_2004». Видимо, пьеса была написана ещё в 2004 году и нашла своё воплощение именно здесь. Конги Ignacio Larrondo дают национальную фольклорную краску рок теме гитары, сменяемую медленной частью с соло саксофона. Его ритмическая джазовая импровизация на 7/4 прерывается очередной сменой темпа, лишь одна фраза спета и всё движется по восходящей чтоб оборваться в высоком аккорде.
3. «Perimontu». Триольная 11/8 изысканная лирическая тема у флейты заимствована из национального фольклора, но так обработана, что её вполне можно ставить в ряд лучших образцов прог рока с использованием этого удивительного чистого по своему тембру инструмента. Череда смены темпов и ритмов вновь приводит к первоначальной теме, ставшей единственной в этой сложной композиции.
4. «Rancagua Nocturno». Картина «Ночной Ранкагуа», конечно, дань любви своему родному городу. Арпеджированный аккомпанемент гитары, томная тема флейты, сменяемая вихревыми гитарами и саксофоном, вновь замирает чтобы дать до конца высказаться безбрежным ночным чувствам, столь полярным, столь ярким, что достойны кисти полупьяного уличного художника, рисующего не на заказ, а для собственного удовольствия. Экспрессия сменяется расслабленностью, саксофон играет лишь длинноты в дуэте с высокой нежной гитарой и вся эта картина удаляется, так и не поставив финальную точку.
5. «Aborigen» («Абориген»). Вы не забыли, что слушаете жёсткий прог рок? Эта пьеса и есть напоминание. Смена темпом, ритмов, тембров вполне может создать хаос в голове, но ведь музыканты именно к этому и стремятся… А когда это начинает приедаться, вклинивается национальное фольклорное шаманство, продолженное виртуозной гитарной импровизацией Rodrigo Moris, поддержанной характерной перкуссией Ignacio Larrondo и законченной вопросительным знаком восходящего саксофона Julio Tobar.
6. «Sobreviviente» («Оставшийся в живых»). Пожалуй, может восприниматься как реквием покорённому и рассеянному индейскому народу Чили. Композиция стилистически колеблется в диапазоне пространно – медитативного восприятия мира и жёстко – агрессивного его уничтожения. Вряд ли нужно её даже дополнять видеорядом, она и так очень зрима.
7. «Chileneos» («Чилийцы»). Композиция, конечно же, является образным продолжением предыдущей «Sobreviviente». Неторопливая триольность выводит на первый план жёсткую роковую тему. Магическая танцевальность разлита во всех её мини частях, соединяя их в единое действо. Вторая контрастная часть уже дуольна, быстра и песенна. Вихрь звуков сметает все препятствия, оставляя лишь ощущение бескрайности силы, флейтовая интродукция лишь оттеняет этот образ где безбрежность гитарной рок импровизации поддержана хриплым саксофоном. Короткий мотив, прерываясь, становится аксиомой этого эмоционального напора.
8. «Mar De Robles» («Море дубов»). Композиция, видимо, написанная ранее и давшая название группе, столь интересна, столь разнообразна и разнохарактерна, что невозможно даже пытаться мне её детально описать. Пожалуй, это и есть кульминация альбома (если её вообще можно определить, столь он ярок и мощен). Именно эта композиция и показывает прекрасную ансамблевость, где каждый из квинтета дополняет общую звуковую палитру своей игрой. Резкое же окончание вполне в духе образности данного альбома.
9. «Ubuntu». Заключительная пьеса начинается размеренным пространным соло саксофона, но вдруг возносится в неведомые прог метал выси, натыкаясь на 7/4 прог фьюжн продолжение, имеющее основой полиритмичную танцевальность. Сочетание несочетаемого вновь удивительно органично продемонстрировано в этих лаконичных отрезках, способных собраться в единство непостоянности и противоречивости, столь характерной для нашего непознанного мира. Да, именно такое общее видение нашей скоротечной жизни, философское её понимание и продемонстрировали музыканты в финале этого альбома. Не случайно он и обрывается внезапно, не утвердив коду. Видимо, всем нам надо быть готовым к внезапному окончанию своего пути. Это и говорит музыка.

Альбом «Indigena», конечно, сложен, но он очень логичен и это явно видно при повторном к нему внимательном обращении. Но не сразу, а спустя какое – то время советую к нему вернуться. Вы тогда уж точно поймёте всю глубину замысла Mar de Robles, скрытую за видимым на первый взгляд импровизационным и экспрессивным напором, который не может оставить равнодушным всякого, способного удивляться настоящим находкам в бескрайнем звуковом мире, полном подделок и повторений. Чилийский квинтет в этом плане, к моему приятному удивлению, совершенно оригинален, что он великолепно продемонстрировал на своих выступлениях уже на сцене. Но, об этом не сейчас.