"Все песни отдал стране я, //А жизнь - своему народу!"
80 лет назад, 25 августа 1944 года, в гитлеровской тюрьме Плётцензее был казнён один из героев Второй ударной армии, старший политрук Залилов, известный всему миру как поэт Муса Джалиль, автор знаменитой "Моабитской тетради".
Сегодня к памятникам Герою Советского Союза Мусе Джалилю В Санкт-Петербурге и в Тосно, по традиции, возлагаются цветы.
А завтра, 26 августа в Санкт-Петербурге, в сквере дома 18 по Гаванской улице, состоится возложение цветов Постоянным представительством Республики Татарстан в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области совместно с общественностью региона. А потом все желающие могут прочитать стихи Мусы Джалиля. Стихи Джалиля – эхо человеческого подвига одного из Героев Второй ударной армии.
Напомню:адреса памятников не случайны - своим героическим самопожертвованием бойцы Второй ударной окончательно сорвали планы Гитлера по овладению Ленинградом, на землях Тосненского района билась с фашистами в 1942-м Вторая ударная...
Несломленный
В бессознательном состоянии немцы взяли корреспондента газеты "Отвага" старшего политрука Залилова в плен. Только благодаря заботам таких же пленных красноармейцев поэт выжил.
Гитлеровцы заинтересовались Мусой, узнав, что он – известный поэт. Они в то время занимались формированием националистического легиона «Волга-Урал» из военнопленных различных национальностей с Поволжья. В 1942 году в Берлине появилась даже организация «Татарское посредничество». Немцы включили поэта в состав комитета. Однако Джалиль тут же начал сколачивать подпольную группу, и… Первый же легион, отправленный на фронт, перешёл на сторону партизан. Точно так же поступили и другие легионы. В итоге, фашисты отказались от идеи использования этих формирований на восточном фронте.
А для Мусы Джалиля начались заключения в немецких тюрьмах, в которых на клочках бумаги Муса писал замечательные стихи, составившие впоследствии бессмертную «Моабитскую тетрадь». Настоящий подвиг для заключённого! Он же был активным участником подполья, в конце концов, раскрытого гестапо. Впрочем, хорошие поэты всегда немного провидцы. Джалиль предвидел, что его ждёт, ещё в 1943 году написав:
« ПАЛАЧУ
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей».
Жизнь после смерти
25 августа 1944 года Мусу Джалиля казнили на гильотине в берлинской военной тюрьме. Чудом уцелевшие стихи спустя годы — благородство и солидарность бывших фашистских узников не знает границ — оказались в Москве. В 1953-м мир узнал про «Моабитскую тетрадь» и подвиг поэта благодаря его товарищу по цеху — великому фронтовому поэту Константину Симонову, напечатавшему статью о Джалиле в «Литературной газете», подготовившему к печати подборку его стихов. В своих мемуарах «На службе народу» о герое тепло отозвался Маршал Советского Союза Кирилл Афанасьевич Мерецков, в частности, отметив: «очерки и статьи его были зажигательными». Многие писали о мужестве поэта на войне, но…
Лучше всех итог своего последнего боя подвёл сам Муса Джалиль. В тюрьме он высказался по-солдатски откровенно:
«Волхов — свидетель: я не струсил,
Пылинку жизни моей не берёг
В содрогающемся под бомбами,
Обречённом на смерть кольце,
Видя раны и смерть товарищей,
Я не изменился в лице.
…………………………….
Судьба посмеялась надо мной:
Смерть обошла — прошла стороной.
Последний миг — и выстрела нет!
Мне изменил
мой пистолет…»
В 1953 году сборник моабитских стихов был издан на татарском языке в Казани, а в 1955-ом издательство «Молодая гвардия» выпустила сборник Мусы Джалиля под названием «Героическая песня».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за «исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» Залилову Мусе Мустафовичу (Мусе Джалилю) посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, его наградили орденом Ленина. На следующий год, - первому среди советских поэтов, опять-таки посмертно - присудили Ленинскую премию за поэтический цикл «Моабитская тетрадь».
Джалилю установили памятники в Москве, Казани, Оренбурге, Мензелинске, Нижневартовске, Набережных Челнах, Тосно, татарском посёлке Джалиль (названном в честь героя). Его именем назвали улицы во многих российских городах, а также библиотеку в Ижевске и школа № 1186 с этнокультурным татарским уклоном образования в Москве. О подвиге Мусы Мустафовича сняты кинофильмы «Моабитская тетрадь» и «Красная ромашка». Имя Мусы Джалиля носит Татарский государственный театр оперы и балета. Его юности посвящена повесть Сагита Агиша «Земляки», и более известная документальная повесть Юрия Королькова «Через сорок смертей». Ещё в 1957 году другом Мусы, композитором Назибом Жигановым была написана опера «Джалиль» ( мировая премьера этого произведения состоялась в Казани в 1957 году)....
А в 1972-м в честь непобеждённого поэта назвали малую планету. Наверное, астрономы нашли в небесном строю место, которое среди своих боевых товарищей занял Джалиль.
«Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах».
А в новом веке он - легенда
Двадцать первый век уже принято называть прагматичным, а большинство наших современников сравнивать с Иванами, родства не помнящими. Но, как оказывается, память о подвиге сильнее всех газетных штампов и обывательских представлений об окружающих.
В мае 2011 года, в сквере на Гаванской улице Санкт-Петербурга, президент Татарстана Рустам Минниханов открыл памятник прекрасному поэту и защитнику Ленинграда Мусе Джалилю. В торжественной церемонии участвовали земляки поэта, представители петербургских общественных организаций, деятели культуры, и, главное, - много молодёжи. А в Доме писателя на Звенигородской, 22 в тот же день собрались члены Союза писателей России из его Санкт-петербургского отделения. Звучали стихи Джалиля и отрывки из произведений о нём. Так спустя 69 лет военкор газеты «Отвага» Второй ударной армии всё-таки оказался в городе-герое Ленинграде! Он заслужил это, потому что честно написал:
«Пусть песня звучит любовью
К моей дорогой Отчизне.
Пусть клятвой предсмертной сердце
В любую стучит погоду,
Все песни отдал стране я,
А жизнь - своему народу!»
Кстати, сами моабитские тетради дошли до наших дней. Первая самодельная записная книжка размером 9,5 на 7,5 сантиметров содержит шестьдесят стихотворений. Вторая - тоже самодельная, размером 10,7 на 7,5 сантиметров. В ней - пятьдесят стихотворений. Обе тетради хранятся в Государственном объединённом музее Республики Татарстан. Но до сих пор точно не известно: сколько же всего было моабитских тетрадей. Так что не исключено, что историков и литературоведов в будущем ждут открытия.
Виктор Кокосов