История советской авиации имеет массу примеров, когда вполне себе удачные самолеты не попадали в серийное производство и оставались в памяти только на фотографиях. На авиашоу, которое проходило в этом году на аэродроме Мочище в этом году, был представлен единственный построенный и чудом сохранившийся до нашего времени, санитарный вариант самолета Як-18Т, когда то имевший обозначение Як-18ТС. В 1971 году, ОКБ А. С. Яковлева начало работы по созданию легкого санитарного самолета, на базе четырехместного учебного самолета для училищ ГА Як-18Т. Эта работа была задана постановлением Совета Министров СССР. Согласно заданию новый самолет должен был перевозить одного больного на носилках в сопровождении одного медработника, либо трех медработников на штатных местах. Планировалось, что Як-18ТС должен был заменить выводимые из эксплуатации Як-12. Для санитарных заданий требовалось уменьшить потребную длину ВПП и посадочную дистанцию. С этой целью, на Як-18С было кардинально переработано крыло, получившее двухсекционные закрылки, вместо посадочного щитка использовавшегося на обычных Як-18Т, так же были изменены элероны. Для размещения носилок с больным, был значительно переработан салон самолета. Загрузка носилок осуществлялась через люк багажника по левому борту и далее они по специальным направляющим задвигались в кабину. Носилки занимали место правого летчика, пост управления которого был полностью демонтирован. На Смоленском Авиационном Заводе, в модификацию Як-18С, был переделан один из самых первых Як-18Т с заводским номером 4200305.
1974 году его выкатили на Летно Испытательную Станцию Завода и после облета самолет был направлен для проведения испытаний в ОКБ Яковлева. Самолет получил специальную белую окраску с большими красными крестами, а так же регистрацию СССР-81400. Испытания самолета показали хорошие характеристики.
Испытывали самолет летчики-испытатели ОКБ Яковлева. Лягушкин Владимир Иванович, Митиков Юрий Иванович, а также будущая женщина-космонавт, а в то время летчик-испытатель ОКБ Яковлева Светлана Евгеньевна Савицкая.
В 1976 году были проведены контрольные испытания санитарного Як-18ТС, проводившиеся в Быково, затем самолет прошел опытную эксплуатацию в двух авиаотрядах МГА СССР. Самолет подтвердил все заложенные в него характеристики и был рекомендован к серийному производству. А далее сработала плановая экономика. Як-18ТС оказался невостребован МГА СССР именно в специализированном облике. Да и Смоленский завод не горел желанием переделывать производственную оснастку для санитарного самолета. Ведь в то время из цехов СмАЗ ежемесячно выходило 5-6 новеньких Як-18Т, без промедления отправлявшихся в летные училища, для замены выработавших ресурс Як-18А. В результате чего, о первоначальных планах производства Як-18ТС в количестве минимум 300шт уже никто не вспоминал. Так Як-18ТС СССР-81400 оказался в распоряжении ЛИиДК ОКБ Яковлева в Жуковском. Какое то время, самолет использовался "на подхвате" в различных испытательных программах, а затем прописался в "калашном ряду" списанных самолетов в Жуковском. Практически на свалке этот самолет провел более 10 лет. Ну а затем наступил 1991 год и самолеты, ранее никому не нужные, стали либо резаться на металл, либо выкупаться частными лицами. И снова судьба уберегла Як-18ТС, от порезки на "иголки". В 90-е годы, самолет был выкуплен частным лицом и восстановлен до летного состояния. К сожалению, в процессе восстановления, отличия в кабине самолета и специальное санитарное оборудование были демонтированы. Восстановление самолета удалось провести весьма оперативно, благо на момент прекращения эксплуатации Як-18ТС не налетал и 500 часов. Самолет был перебазирован на Дальний Восток, где влился в состав авиационно-спортивного клуба "Поиск" Приморского края.
Владельцем уникального самолета стал Герман Иванович Кузьминов. Самолет начал эксплуатироваться с регистрационным номером RA-02604. Спустя пару лет, самолет сменил регистрацию и продолжил летать с регистрационным номером 2604К ФЛА РФ. В середине 200х годов, самолет прошел очередной ремонт и продолжил полеты, правда в те годы не всегда было возможно своевременно получить СЛГ, ведь для этого приходилось летать не один раз в Москву. Поэтому неудивительно, что несколько раз были зафиксированы "партизанские" полеты самолета-ветерана. Примерно в 2009 году, самолет получил новый Сертификат Летной Годности, а вместе с ним получил новую регистрацию RA-44271. В 2020 году самолет прошел серьезный ремонт, в ходе которого получил новый козырек фонаря, более характерный для самолетов ОКБ Кондратьева и был перекрашен в схему окраски, в которой продолжает эксплуатироваться и по сей день. Более того, в этом году самолет выполнил перелет для участия в СЛА-2024 на аэродроме Первушино в Уфе, а затем принял участие в авиационном празднике на аэродроме Мочище. Затем также своим ходом вернувшись на базовый аэродром Новороссия в Приморском крае.
Радует, что такие раритетные самолеты продолжают летать и демонстрируются на авиационных праздниках по всей России.