Безопасность ребенка – прежде всего!
Летом дети ездят в машине особенно много - поездки на дачу, семейные выезды на природу, а кто-то планирует и длительное авто-путешествие к морю. Готов ли ваш автомобиль к принятию на борт маленьких пассажиров?!
Многие родители считают, что малыш будет в безопасности, просто устроившись на материнских руках. Это не так! Перевозить детей на коленях НЕЛЬЗЯ. Если во время столкновения родитель не будет пристегнут, то сила удара отбросит его вперед, и он своей массой раздавит малыша. Если предварительно пристегнуться, то в случае аварии, ребенка (даже если это новорожденный младенец) просто невозможно будет удержать. Например, если автомобиль на скорости всего 48 км/ч столкнется со стоящим автомобилем, то в момент удара, под воздействием силы инерции, масса тела ребенка увеличится более чем в 30 раз. Недопустимо пристегивать одним ремнем и пассажира, и сидящего у него на коленях ребёнка – это опасно, прежде всего, для ребенка. Беспрекословное правило – один ремень для одного человека. Но как зафиксировать в машине малыша, который еще не дорос до штатных ремней безопасности? Оставлять детей в движущемся автомобиле вообще не пристегнутыми тоже нельзя. А тем более разрешать им вставать на ноги, перемещаться по салону, становиться на колени на заднем или на переднем пассажирских сиденьях – при экстренном торможении или столкновении ребенок может получить травму или погибнуть. Таким образом, только специальное детское удерживающее устройство является действенным средством безопасности детей, едущих в автомобиле. Осталось только его правильно выбрать и закрепить в машине.
Правила дорожного движения Российской федерации
Пункт 22.9 (в ред. от 28.02.2006 № 109): перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Согласно Европейскому Стандарту Безопасности ЕСЕ R44 (поправки серий 03 и 04) и национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ P 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН N 44), детские удерживающие устройства делятся на пять весовых групп, соответствующих весу ребенка.
· Группа удерживающего устройства - группа 0:
Вес ребенка – менее 10 кг, возраст – от 0 до 9 мес., тип удерживающего устройства – «Автолюлька», установка в автомобиле – на заднем сиденье, перпендикулярно направлению;
Автолюлька (группа 0) В люльке ребенок располагается в положении «лежа». ВНИМАНИЕ! Перевозить ребенка в автомобиле в обычной люльке от коляски или в конверте-переноске ОПАСНО!
· Группа 0+:
Вес ребенка – менее 13 кг, возраст – от 0 до 1,5 лет, тип удерживающего устройства – «Автокресло-переноска», установка в автомобиле – на заднем или переднем сиденье против хода движения;
Автокресло-переноска представляет собой переносное автомобильное сиденье. В переноске малыш располагается в удобном и физиологичном положении «полулежа», за счет чего (в отличие от автолюльки) у него увеличивается обзор, а значит, поездки станут для него более интересными.
· Группа I:
Вес ребенка – от 9 до 18 кг, возраст – от 9 месяцев до 4 лет, тип удерживающего устройства – «Автокресло», установка в автомобиле – на заднем или переднем сиденье по ходу движения;
Автокресла этой весовой группы могут устанавливаться как на заднем, так и на переднем сиденье автомобиля, но всегда только против хода движения. Детское автокресло группы I по форме уже напоминает взрослое автомобильное сиденье, только маленькое. Автокресло рекомендуется устанавливать на заднем сиденье автомобиля, хотя при необходимости оно допускает установку и на переднем сиденье с соблюдением всех правил безопасности. В любом случае автокресло группы I должно быть ориентировано только по ходу движения машины.
· Группа II:
Вес ребенка – от 15 до 25 кг, возраст – от 3 до 7 лет, тип удерживающего устройства – «Автокресло», установка в автомобиле – на заднем или переднем сиденье по ходу движения;
Детские автокресла группы II ориентируют лицом по ходу движения. Устанавливать их рекомендуется на заднем сиденье автомобиля. Однако если это необходимо, то кресло можно ставить и на переднее сиденье с соблюдением всех правил безопасности. Важная отличительная особенность детских автокресел группы II –отсутствие внутренних удерживающих ремней. Сидящий в кресле ребенок пристегивается штатным ремнем автомобиля, который одновременно удерживает и само кресло.
· Группа III:
Вес ребенка – от 22 до 36 кг, возраст – от 6 до 12 лет, тип удерживающего устройства – «Бустер», установка в автомобиле – на заднем или переднем сиденье по ходу движения.
Бустер (группа III) представляет собой упругое сиденье-подкладку без спинки, которое приподнимает ребенка так, чтобы его можно было безопасно зафиксировать автомобильным ремнем, рассчитанным на рост взрослого человека (от 150 см). Если ребенка пристегивать ремнем напрямую (без бустера), то диагональная ременная лямка будет проходить по детской шее или близко к ней, а не по плечу, как того требуют нормы безопасности. В случае аварии или экстренного торможения такое положение ремня может привести к тяжелой травме, и даже гибели маленького пассажира.
ВНИМАНИЕ! Нельзя использовать вместо автокресла-бустера обычную подушку. Она не является удерживающим устройством, не может держать форму и не может должным образом быть зафиксированной в автомобиле. В случае аварии, есть большой риск, что она просто выскользнет из-под ребенка, и ремень травмирует детскую шею.
Детское автокресло запрещено устанавливать на переднем сиденье против хода движения, если имеется фронтальная подушка безопасности, которую нельзя отключить. В случае аварии пневмоподушка надувается со значительной силой и скоростью, что может привести к тяжелой травме или даже гибели ребенка.
Выбираем автокресло
Наличие знака ЕСЕ R44/03 или ЕСЕ R44/04 свидетельствует о том, что кресло прошло все необходимые испытания и соответствует Европейскому Стандарту Безопасности. Автокресло должно соответствовать весу и росту ребенка и быть для него удобным. Анатомическая конструкция, проветриваемая спинка, съемная для стирки обивка, приятные на ощупь материалы позволят малышу с удовольствием сидеть в кресле. Глубокая посадка и «обнимающий» дизайн обеспечат максимальную безопасность и защиту головы, шеи и плеч при боковых ударах. А если ребенок уснул, его голова не будет наклоняться на бок. Лучше отдавать предпочтение известным торговым маркам и делать покупки в магазинах, в которых можно получить исчерпывающую информацию по каждой модели автокресел, из предлагаемого ассортимента. К автокреслу должна обязательно прилагаться инструкция на русском языке и подробная схема по установке. Рискованно покупать бывшие в употреблении автокресла у незнакомых людей. Из-за внутренних невидимых повреждений побывавшего в аварии кресла, ребенок в аварийной ситуации может остаться незащищенным.
текст: Евгения Маковецкая
из архива журнала «Наши детки.ру