Однажды Пифагор увидел что звуки, создаваемые в кузнице, распадаются на обертоны, что привело к теории гармонического ряда — основополагающего элемента музыкальной теории.
Используя инструмент, который сам изобрел — монохорд, он пришел к выводу — пропорция прямо относится к звучанию, и качество этого звучания выражается числом. Именно Пифагор определил звуки гаммы, без него музыка европейской традиции не могла бы состояться в том виде, в котором мы ее знаем.
Числа владеют над всем и что музыка, основанная на числовых соотношениях, играет роль в гармонии и здоровье человека. В исследовании терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций.
Он считал, что музыка связана с божественным и что явления в мире подчиняются числовым пропорциям, что находит отражение в концепции «музыки сфер».
Гармония распознает гармонию, и, когда человеческая душа возвратит свое истинное достояние, она не только услышит небесный хор, но и присоединится в вечном гимне к Вечному Добру, контролирующему бесконечное число частей Бытия.