Дело о создании крупнейшей со времен МММ финансовой пирамиды сегодня рассматривается в Казани – городе, где и зародился мошеннический проект. Разбираемся, кто из его «верхушки» оказался за решеткой, а кто сумел избежать наказания.
В Вахитовский райсуд Казани сотни томов уголовного дела Finiko попали в мае этого года. При этом «разрабатывали» десятерых организаторов финансовой пирамиды не в Татарстане, а в Москве – причем более трех лет. Обвинительное заключение для «Доронина и компании» утверждал первый заместитель генерального прокурора России Анатолий Разинкин.
Внимание федералов к финансовой пирамиде как бы подчеркивает ее масштаб, однако официальный ущерб по уголовному делу вызывает недоумение – следствие насчитало всего 209 миллионов рублей, а в список пострадавших силовики занесли 161 человека. Для сравнения: по делу «рыбной пирамиды» из Набережных Челнов ущерб перевалил за миллиард рублей, а количество пострадавших там превысило 300 человек.
Как поясняют источники «Вечерней Казани», близко знакомые с материалами дела – причина несопоставимости шума вокруг Finiko и официального ущерба в том, что большинство реально пострадавших вкладчиков проходят по делу свидетелями, поскольку все же смогли вывести с мошеннической платформы часть денег. Число «161» означает количество жертв, которые не получили от проекта «по автоматической генерации прибыли» ни рубля.
По подсчетам аналитиков, общая сумма вкладов Finiko может подходить к семи миллиардам рублей.
О том, как функционировала финансовая пирамида, какие роли в ней были отведены подсудимым, проходящим по статьям об особо крупном мошенничестве и участии в ОПС, в материале «Вечерней Казани».
1. Кирилл Доронин – идеолог и лицо Finiko
Как стало известно нашему изданию, во время следствия на Доронина дали показания десятки его бывших коллег, в том числе знакомых с ним по старым проектам подсудимого. Одним из таких проектов являлась фирма «Эскалат», зародившаяся в начале 2010-х – организация занималась решением вопросов должников с просроченными кредитами.
По некоторым данным, она прекратила свое существование в 2017 году, а в 2018-м у Доронина появилась идея создания Finiko. Как он сам рассказал силовикам, все произошло благодаря знакомству с Маратом Сабировым – в тот период они вместе работали над школой по торговле криптовалютой «Цифрон Скул».
Сабиров познакомил Доронина со своим однофамильцем Эдвардом Сабировым, который на тот момент зарабатывал в день 7-10% от оборота на чикагской сырьевой бирже. Это и стало началом Finiko, «платформы по автоматической генерации прибыли».
Доронин зарегистрировал на себя соответствующий товарный знак и разработал шесть продуктов организации: Index CTI, АТ35, KV35, CBS («кешбэк сервис»), Product, Life. Вкладчик мог выбрать одну из этих программ и, например, приобрести желаемое авто за 35% от стоимости или просто получать проценты по вкладу – более 20% в месяц.
Минимальный размер вклада в 2019 году составлял тысячу долларов, а уже на следующий год эта сумма выросла в 20 раз. Причем в 2020 году Доронин отдал распоряжение не принимать «реальные деньги», обеспеченные ценными металлами – все расчеты на платформе должны были проходить в криптовалюте.
Схема проста: пользователь покупал «биткоин», обменивал его на «цифрон» (валюту Finiko), а дальше выбирал программу сервиса, и прибыль «автоматически генерировалась» на платформе. При этом, если у потенциального вкладчика не было криптокошелька, «все оформить» помогали представители финансовой пирамиды.
По легенде, высокая доходность в Finiko обеспечивалась трейдерами: специально обученные люди якобы умело спекулировали деньгами «инвесторов» на всевозможных биржах и показывали до 5% прибыли в день. Однако из десятков свидетельских показаний следует, что трейдерский отдел, который возглавлял Эдвард Сабиров, распустили летом 2020 года.
Доронин признавался следствию, что примерно в тот же период Сабировы перестали выходить с ним на связь – произошел конфликт. Подсудимый утверждает, что 20% всех денег вкладчиков осели в кармане у Марата Сабирова, который занимался разработкой цифровой валюты Finiko, а остальными 80% завладел Эдвард Сабиров.
По данным источников «Вечерней Казани», Доронин на допросе заявил силовикам, что и сам пострадал от своих партнеров, которые просто перестали с ним выходить на связь. При этом вместе с Сабировыми «исчез с радаров» и еще один прародитель финансовой пирамиды – Зыгмунт Зыгмунтович, в проекте он отвечал за организацию мероприятий, работу отделов головного офиса на Московской 19/8: он курировал всех офис-менеджеров, промо-отдел, бухгалтерию и юристов.
Несколько свидетелей также говорили силовикам, что Зыгмунтович с самого начала знал, что Finiko – это скам-проект и из него будут «вынимать» деньги. Основатель финансовой пирамиды якобы лично сообщал им об этом.
2. Андрей Галущенко – «серый кардинал» Finiko
По данным источников «Вечерней Казани», знакомых с материалами дела, Finiko не смогла бы так разрастись, если бы в пирамиду вовремя не пришел Андрей Галущенко. В организации он имел статус «президента» и возглавлял от 10 до 15 веток с «10-ми звездами» – теми, кто сам и через своих рефералов привлек в проект более миллиона долларов.
Как следует из показаний подсудимого, с 2019 по 2021 год его прибыль в проекте составила 400 миллионов рублей, однако эти деньги остались у Сабировых и Зыгмунтовича. Крах пирамиды, уверен Галущенко, связан с бегством этой троицы.
Галущенко также заявил силовикам, что знаком с Дорониным с 2013 года, а участником Finiko стал в 2019 году, вложив в проект три тысячи долларов. Перед запуском пирамиды подсудимый участвовал в совещаниях «отцов-основателей» вместе со своей командой. Ход тех встреч определил развитие Finiko: пирамиду решили продвигать через сетевой маркетинг и реферальную систему – за привлеченных клиентов участникам выплачивались дивиденды.
Локомотивом финансовой пирамиды выступали сами вкладчики: они вели личные соцсети с демонстрацией «красивой жизни» – ключевым сюжетом такого блогинга являлась иллюстрация того, как проект Finiko позволяет покупать предметы роскоши. «Криэйторы» проекта давили на триггерные точки нуждающегося человека, и в обвинительном заключении прокуратура назовет такую рекламу «агрессивным маркетингом».
3. Ильгиз Шакиров – наставник «звезд» и «вице-президент» Finiko
По некоторым данным, статус «вице-президента» присваивался в проекте всем, кто смог привлечь в пирамиду более 10 миллионов долларов. Встать на эту ступеньку получилось у подсудимого Ильгиза Шакирова – в своем допросе он признавался, что внутри Finiko хотел продвигать методики обучения по технологиям продаж и формированию личной клиентской базы.
Под началом Шакирова работала, например, «звезда» 10-го уровня и единственная «досудебщица» Finiko Лилия Нуриева. С Шакировым она познакомилась на Кипре во время деловой встречи, организованной подсудимым для «топ-лидеров» его «ветки» – там обсуждался вопрос об открытии кешбэк-офисов Finiko.
На суде приговоренная к 4,5 года общего режима Нуриева рассказывала, что Шакиров проводил еженедельный созвон со своими подопечными, а обратиться к нему могли лишь «звезды» не ниже 10-го уровня – с каждого из своих рефералов он получал дивиденды.
На собраниях в Zoom Шакиров обязывал «десяток» профессионально вести соцсети – по каждому продукту финансовой пирамиды необходимо было снимать видеоролик и как минимум два раза в неделю выпускать во всех доступных соцсетях не менее двух постов с демонстрацией своих достижений в Finiko.
При этом сам подсудимый делиться успехами не спешил, в его соцсетях публиковались лишь анонсы предстоящих мероприятий.
4. Дина Ахметзянова – повелительница кешбэк-программы Finiko
С 2021 года Доронин, как следует из показаний других обвиняемых, сделал Ахметзянову официальным лицом программы CBS ONE, то есть представителем кешбэк-программы Finiko – именно Ахметзянова отвечала за ее развитие и хлопотала об открытии соответствующих офисов организации по всей стране.
Рабочее место подсудимой находилось в офисном центре «Парус» – там же трудились ее 12 помощников, которым она передавала «в работу» своих рефералов. Кроме того, Дина Ахметзянова каждую неделю проводила онлайн-созвоны по вопросам открытия кешбэк-офисов.
«Звезда» 10-го уровня Лилия Нуриева утверждала на допросах, что Ахметзянова также регистрировала новых вкладчиков пирамиды не по своей ссылке, а по ссылке нижестоящих «партнеров», чтобы пирамида становилась более устойчивой и росла «вширь».
Как следует из свидетельских показаний, подсудимая получала единовременные выплаты в 5% от депозита, который внес ее реферал. При этом официальный статус Дины Ахметзяновой в финансовой пирамиде звучал как «директор сети» – отдать ей процент с «финикийского» кешбэка Доронин решился после того, как она быстрее остальных «топ-лидеров» достигла этого статуса.
«Директор сети» – это ступенька, которая стояла выше, чем «звезда 10-го уровня», ее достижение означало, что товарооборот твоей ветки превышает пять миллионов долларов. Выше шло звание «вице-президента», «президента» и «советника». Лилия Нуриева также рассказывала следствию, что Ахметзянова говорила ей, что зарабатывает более 30 миллионов рублей в месяц.
5. Анна Серикова – та самая Тиффани и «вице-президент» Finiko
Следствие называет Анну Серикову руководителем структурного подразделения Finiko на юге России – она, по данным силовиков, курировала сочинские и краснодарские офисы организации и являлась одной из самых активных участниц пирамиды.
Тиффани имела статус «вице-президента» – ее пригласил лично Галущенко, убедив, что деньги с депозита можно вывести в любой момент, а вся деятельность Finiko полностью законна. В свою очередь за Сериковой в проект вошла Ахметзянова.
В показаниях свидетелей и потерпевших говорится, что Серикова совсем не стеснялась «агрессивного маркетинга» – и в соцсетях говорила, что благодаря проекту, например, купила квартиру, машину и закрыла кредит.
«Досудебщица» Нуриева называет Тиффани одной из тех, кто успел вывести деньги до «схлопывания» пирамиды. Вместе с ее именем называется также и имя Ильгиза Шакирова – эти подсудимые якобы знали, что скоро наступит крах Finiko.
6. Антон Семыкин – руководитель техподдержки Finiko
Десятки свидетелей показали на Антона Семыкина как на руководителя службы технической поддержки. И если в обязанности его подчиненных входило общение с отдельными запросами вкладчиков Finiko, то сам же Семыкин выполнял куда более элитарную работу: заполнял соцсети проекта, выступал на конференциях и вебинарах, где пользователи задавали популярные вопросы – в том числе по продуктам финансовой пирамиды.
В материалах дела фигурирует сумма, которую он получил от Доронина за оказание своих услуг – это девять миллионов рублей. А запись одного ролика и выступления обошлась основателям пирамиды в 500 тысяч рублей – деньги поступали со счетов ИП Доронина и ИП Зыгмунтовича.
Для сравнения: рядовой сотрудник службы поддержки Finiko получал 25-30 тысяч рублей. При этом большинство из них не устраивали даже по договору оказания услуг – судя по всему, компенсации предлагались за счет дивидендов от вложений в финансовую пирамиду.
7. Екатерина Казачкова – правая рука Доронина
Когда в главном офисе на Московской отсутствовали Зыгмунтович, Доронин или Сабировы – все организационные функции выполняла подсудимая Екатерина Казачкова. Она также могла давать распоряжения о выдаче зарплаты сотрудникам – в офисе ее знали как финансового или административного директора компании.
По данным силовиков, Казачкова также была правой рукой Доронина – в 2019 году она проходила собеседование на должность его личного ассистента, однако вскоре подсудимый поручил ей вести учет всех новых открываемых офисов компании. За год в Finiko их открылось около сотни.
В начале 2021 года Доронин попросил Казачкову стать номинальным владельцем части его имущества: недвижимости в Казани и машин в Москве. Он заверил свою ассистентку, что все это приобреталось в качестве сохранения денег на случай, если в компании что-то пойдет не так.
Также по распоряжению Доронина в сентябре-октябре 2020 года руководители всех отделов начали уничтожать документацию – Казачковой известно, что все это происходило на фоне возбуждения уголовного дела.
10. Три «звезды» Finiko 10-го уровня
Оставшиеся подсудимые, а это Баир Самбуев, Алена Ларионова и Екатерина Бозоева, проходят в материалах дела как «звезды» 10-го уровня. Напомним, что этот статус присуждался участникам пирамиды, которые смогли дойти до отметки «товарооборота» в миллион долларов. В зачет шли как собственные вложения, так и вложения рефералов.
По данным силовиков, подсудимый Самбуев был официальным представителем Finiko в Бурятии, но на своем допросе мужчина говорил, что в соцсетях лишь делился личным опытом инвестиций, напоминая зрителям, что стоит думать своей головой.
Бозоева входила в ветку Галущенко и смогла получить прибыль от проекта в размере трех миллионов рублей. Подсудимая «работала» в Иркутске.
Ларионова, как сообщает источник «Вечерней Казани», проходит в деле как лидер финансовой пирамиды в Сергиевом Посаде – она администрировала городской чат проекта, занималась открытием офисов и выступала на публичных мероприятиях. В соцсетях женщина рассказала, что благодаря Finiko купила авто «Инфинити».
А еще подсудимая просила потерпевших не писать заявление на Доронина после возбуждения дела, поскольку его задержание означало бы, что вернуть деньги не получится.
Напомним контекст: в начале декабря 2020 года прокуратура Татарстана возбудила уголовное дело в отношении Доронина по второй части статьи 172.2 УК РФ: «Организация деятельности по привлечению денежных средств в особо крупном размере». Однако Finiko после этого лишь продолжила разрастаться и даже выпустила свою цифровую валюту.
Затем первого июня 2021 года организацию признали финансовой пирамидой – случился конфликт между Дорониным и Сабировыми, выплаты вкладчикам прекратились.
А уже 30 июля 2021 года Доронина задержали по статье об особо крупном мошенничестве – он признал вину, но его поместили в СИЗО. За решеткой он находится до сих пор. Теперь всем участникам уголовного дела грозит до 20 лет лишения свободы.
Автор: Андрей Мартыгин