Старинные инструменты, на которых музицировали европейцы в средние века и позже — это далеко не только клавесин, лютня и виола. В музее Королевского музыкального колледжа (Royal College of Music, Лондон) коллекции старинных клавишных инструментов отведен целый зал, и среди них не найдешь двух одинаковых. Бродишь вдоль витрин, смотришь на них и поражаешься разнообразию.
Мне захотело поделиться фотографиями некоторых таких инструментов (см. фотоколлаж) и немного рассказать о них. А в конце статьи будет несколько слов об интересном «новоделе» — вполне старинном по своим характеристикам инструменте, но впервые воплощенном в материальной форме совсем недавно.
Клавицитерий («клавишная арфа»), RCM 1.
Клавицитерий — разновидность клавесина с вертикальным расположением корпуса и струн. На коллаже (верхний ряд, слева) — копия инструмента, созданная в 1973 году.
Небольшой домашний орган (Англия, начало XVIII века), RCM 349.
Как и большинство ранних органов, этот инструмент пережил несколько последовательных изменений. Вполне вероятно, что орган подвергался реставрации еще при жизни его владельца Томаса Фруина (Thomas Frewen) примерно в 1846 году.
Точно известно, что еще одну реставрацию производил E. H. Barrett из Epsom Music Stores. В апреле 1894 года он писал в журнале "Musical Opinion", что «только что закончил ремонт и настройку старого камерного органа [...]» и затем в феврале 1924 года сообщал следующее: «Орган отца Смита, который я упоминал, находился в очень старой елизаветинской резиденции в Northiam, недалеко от Rye. Джентльмен, который жил в этом особняке в течение нескольких лет, попросил меня установить новую клавиатуру. Я закончил эту работу. В конце срока аренды вернулся владелец и сразу же захотел, чтобы в органе была прежняя клавиатура. К счастью, я сохранил ее, и она была должным образом восстановлена».
Орфика (Orphica) (c.1805), RCM 133
Инструмент Orphica представляет собой трехоктавное портативное пианино. По форме он напоминает арфу. Орфика была изготовлена в Вене примерно в 1805 году.
Этот инструмент отличается от модели, описанной в 1795 году изобретателем Карлом Леопольдом Рёллигом (см. Carl Leopold Röllig, Orphica. Ein musikalisches Instrument. Erfunden von C. L. Röllig, Vienna, 1795).
Отличие заключается в том, что клавиатура и механическая сборка, которая при нажатии на клавишу передает действие на молоточек, в данном инструменте соединены между собой. Рёллиг впоследствии запатентовал свою разработку, и можно предположить, что мастер, делавший данный инструмент в начале XIX века, стремился избежать нарушения патента либо пытался улучшить конструкцию.
«Виола органиста» Леонардо да Винчи
Итальянский гений Леонардо да Винчи уделял время исследованию и конструированию музыкальных инструментов. Великий художник и учёный разработал гибрид виолончели и фортепиано и назвал его «виола органиста». До начала XXI века инструмент существовал только в виде набросков и заметок, вошедших в "Codex Atlanticus" (двенадцатитомное собрание рукописей и рисунков Леонардо да Винчи). В 2013 году он наконец получил материальное воплощение.
«Виола органиста» представляет собой рояль с 61 клавишей, внутри корпуса которого находятся вращающиеся колёса со струнами, соединёнными с клавиатурой. При нажатии на клавишу и педаль, соединённую с коленчатым валом, возникает богатый, звучный тон, напоминающий звук виолончели, органа и даже аккордеона.
© E. Lynn S. (aka Cyberhippie)
Фотографии и коллажи автора