Подписки в наши дни стали уже привычным явлением.
А началось всё с видеопрокатов, библиотек и желания сделать музыку доступной.
После продажи отдельных треков, альбомов и фильмов по цене чашки кофе, гиганты индустрии стали менять правила игры дальше.
А следующий логичный шаг - получать от пользователей небольшие, но регулярные ежемесячные взносы. Взамен, предоставлять доступ к своим сервисам - фильмы, музыка, книги, приложения и так далее.
Некоторые зашли в этом вопросе безумно далеко! Например, компания BMW продавала опции по подписке - хочешь подогрев сидений в этом месяце? - Заплати! И на мой взгляд, это выглядит нелепо.
Приложения по подписке для профессионалов
Часто, приложения используются как инструмент для заработка.
Например - фотографы, дизайнеры и ретушёры оплачивают подписку Adobe, чтобы пользоваться Photoshop, Illustrator, Lightroom. Монтажёры видео - оплачивают доступ к After Effects и Premier Pro.
При этом, стоимость подписки невысокая, а создатель контента получает доступ к необходимым инструментам. Закладывая стоимость подписки в прайс на свои услуги.
По такой же схеме работал Microsoft 365 - хотите, чтобы бухгалтер работала в привычном Excel - извольте платить ежемесячно.
Некоторые офисные пакеты, например WPS, предлагают базовый функционал совершенно бесплатно. Но расширенный уже по подписке - совместная работа над файлом с коллегами, облачное хранилище и так далее.
Для частных лиц
Для простых людей, подписка - это своего рода аренда приложений или контента (фильмы, музыка, книги и так далее). Журналами и газетами по подписке вы можете после прочтения хоть печку топить, хоть в туалет сходить... А вот с цифровым контентом вы уже ничего сделать не сможете, после истечения оплаченного периода.
Есть комплексный подход - когда за ежемесячный платёж вы получаете доступ к нескольким сервисам в рамках одного бренда. Это может быть музыка, фильмы, такси, доставка продуктов, больше места в облачном хранилище и так далее.
С их помощью можно решать свои повседневные задачи - послушать музыку по пути на работу, уехать с работы на такси чуть дешевле, оформить доставку продуктов на дом, обмениваться файлами с друзьями или коллегами через облако, а вечером посмотреть фильм с друзьями или в семейном кругу.
Ты помнишь, как всё начиналось?
Во времена расцвета DVD, пытались продвигать и более доступный вариант - Flexplay, совместно с Disney. Идея была простой.
Продавали диск с фильмом в вакуумной упаковке. После вскрытия и взаимодействия с кислородом - в течении 48 часов менял свои свойства защитный слой на диске. Из-за этого, спустя 48 часов, он становился нечитаем. То есть, посмотреть фильм можно было 2-3 раза. Тогда как, даже зацарапанный DVD, худо-бедно, но считывался.
Но формат провалился, отчасти из-за маркетинговой стратегии, отчасти из-за развития доступного интернета. Приложили свои руки и экологи. Ведь испорченные диски нужно было утилизировать. А из-за сложного химического состава - делать это сложнее, чем с обычными CD и DVD.
Но идея продавать фильм на пару просмотров по цене бутылки колы - была интересной и, как я считаю, в том числе повлияла на развитие сервисов по подписке, какими мы их видим сегодня.
Лицензия или подписка?
Лицензия на профессиональный софт всегда была недешевым. К примеру, весь лицензионный пакет Adobe в 2011 году стоил около 100 000 рублей, а отдельно Photoshop можно было купить за 38 000 рублей (тогда средняя зарплата по стране была в районе 24-25 тысяч).
При этом, по подписке Photoshop обходился в 250 рублей ежемесячно. А я покупал его в комплекте с Lightroom - около 400 рублей в месяц. Согласитесь - удобней, когда ежемесячный доход ещё не шестизначный.
С другой стороны, за полную стоимость вы получали лицензию навсегда. Но в следующем году выходила новая версия и нужно было покупать заново... Тогда, как по подписке вы просто продолжали исправно платить фиксированную стоимость и приложения успешно работали и обновлялись.
В автомобилях
Самая ужасная реализация, на мой взгляд. Ведь для работы любой опции в автомобиле нужны электронные блоки и кнопки управления.
Идея была в том, чтобы сразу укомплектовать автомобиль всеми необходимыми кнопками и блоками управления, которые не будут работать, пока месье не оплатит подписку на них.
Не нужен летом обогрев сидений - не плати. Нужен видеорегистратор с камер кругового обзора - заплати и пользуйся! Информация о дорожных камерах, вентиляция сидений... Улетели в другую страну на пару месяцев - прервите подписку и не платите, пока не пользуетесь.
Вроде бы звучит разумно и неплохо, но покупая автомобиль вы приобретаете его целиком. Он полностью ваш.
Я согласен оплачивать дополнительно информацию о камерах, радарах, Lexus Info (был такой консьерж-сервис, где вам могли проложить маршрут до ресторана, забронировать отель, самолёт, билеты на мероприятия и так далее)... Но оплачивать подогрев сидений, за который я уже заплатил, приобретая автомобиль - абсурд!
Проблемы
Сервисы ушли из страны и оплата стала затруднительна. Как быть? Ведь работа никуда не делась, заказчики ждут. И тут 3 пути - 1) регистрация аккаунта в другой стране, получение карты зарубежного банка и успешная оплата (хоть и придётся повозиться); 2) поднять пиратский флаг (на свой страх и риск); 3) оплата сервисов через посредников (тоже, на свой страх и риск + комиссия за каждый платёж).
Если за годы работы привык к каким-то приложениям и работа с их помощью действительно стала проще, приносит стабильный доход - то преодоление таких «подводных камней» выглядит разумно. В иных случаях лучше поискать альтернативы, у которых с оплатой ситуация проще или вовсе бесплатные варианты.
Например - тот же iCloud можно оплачивать через счёт некоторых сотовых операторов.
Профильные сервисы BMW научились обходить ограничения подписки банальной перепрошивкой, да и сама BMW добавила опцию в конфигураторе «купить навсегда».
Вам больше ничего не принадлежит
После окончания оплаченного периода подписки у вас не остаётся ничего. Хотелось бы последнюю оплаченную версию приложения, но увы. Оно превращается в тыкву.
Это не аренда с возможностью выкупа. В одно мгновение вы можете остаться без всей своей коллекции без плейлистов и фильмов.
Физические носители и торренты позволяют сохранить наследие. Некоторые лейблы развалились, некоторые личности теперь не котируются, но дуэт был записан и песня выпущена. Со стримингового сервиса убрать трек легко, в пару кликов. А вот диски и пластинки уже выпущены и проданы, с них ничего уже не удалить. Отсюда и ценность некоторых альбомов взлетает.
А как вы относитесь к подпискам?
Какие сервисы вы оплачиваете для работы или себя лично?
Приходилось искать обходные пути для оплаты подписок?