Найти в Дзене

Иллюзия частотности. Как маркетологи манипулируют спросом

Оглавление

Когнитивное искажение, когда начинает повсюду мерещиться то, что недавно открыл для себя, называется иллюзией частотности. Например, после покупки машины на дороге с высокой частотой попадаются автомобили той же марки - навряд ли покупка задала тренд. Раньше это было частью информационного шума, но почему-то мозг преимущественно стал замечать автомобили только определённого вида. Оказывается данный эффект хорошо изучен и используется компаниями для привлечения внимания.

Происхождение феномена

В 1994 году в ежедневной газете города Сент-Пола(США) один из читателей поделился редакции, что его знакомый дважды в течение дня услышал о немецкой банде Баадера–Майнхоф, о которой он ранее ничего не знал. Другие читатели после этой публикации рассказали о похожих историях. Поэтому это явление стали называть "феномен Баадера–Майнхоф", а в 2005 году лингвист Арнольд Цвики предложил название "иллюзия частотности".

Причины

Цвики в своих наблюдениях сделал вывод, что главными причинами иллюзии являются селективное внимание(selective attention) и склонность к подтверждению своей точки зрениям(confirmation bias).

Селективное внимание

Когда человек обращает внимание на информацию, которая ему релевантна, в широком смысле, и не замечает другую, которая нерелевантна. Мозг фильтрует отвлекающие факторы, чтобы он полностью фокусировался на чём-то. Например, смотря фильм в кинотеатре, вы не будете обращать внимание на чьи-то звуки чавканья попкорна. Проблема в том, что мы можем пропускать действительно важные вещи.

Склонность к подтверждению своей точки зрения

Склонность человека искать и интерпретировать информацию, согласующуюся с собственными убеждениями. Мозг создаёт иллюзию, что наши ожидания совпадают с реальностью и интерпретирует поступающие данные в пользу нужной позиции. Например, какой-нибудь ученый может слишком сильно поверить в свою гипотезу и искать доказательство только к ней, не рассматривая другие.

В маркетинге

Маркетологи делают рекламу яркой и запоминающейся, чтобы она возбуждала в вас эмоции и как можно долго оставалась в фокусе вашего внимания. Не давая затухнуть мысли о покупке, они распространяют свою рекламу разными способами: через билборды, рекламные блоки в интернете, телевизионные паузы во время спортивных соревнований и т. д.

Рекламные алгоритмы. Например, вы искали в поисковике какой-нибудь товар и спустя некоторое время обнаруживаете баннеры с этим товаром повсюду. Алгоритмы специально настроены на когнитивную уловку: высока вероятность, что потребность ещё не удовлетворена, и мысль о желаемом товаре жива, и поэтому вы точно заметите их рекламу.

-2

Вывод

За частую, нами пытаются манипулировать в своих целях. Чтобы этого избегать пытайтесь мыслить критически, осознанно анализируйте получаемую информации, фокусируйтесь на вещах, которые действительно вам нужны.

Если по каким-то причинам вам понравилась эта статья – можете прочитать другую на схожую тему: Коллективное искажение памяти. 10 примеров эффекта Манделы.