Найти в Дзене

Афганские будды Бамиана

-2
-3
-4
-5

По буддийским легендам, начало буддизма на территории современного Афганистана положил бактрийский торговец Бхалика, который, побывав в Индии, стал монахом и основал буддийский монастырь, располагавшийся рядом с современным Мазари-Шарифом. Он принес с собой в качестве реликвии восемь волос Будды и построил для этой реликвии памятник-ступу. Столетие спустя, рядом с современным Джелалабадом, был основан буддийский монастырь Нагара Вихара, в котором хранилась другая реликвия – часть теменной кости Будды. В 3 веке до н.э. в Афганистане действовала буддийская миссия, которой покровительствовал император империи Маурьев Ашока. Во 2 веке до н.э. буддизм в Афганистане оказался адаптирован к эллинизму, что привело к появлению греко-буддизма. В это время индо-греческий царь Менандр (Милинда) покровительствует буддизму на территории своего государства (после смерти Менандр был признан архатом – достигшим нирваны, остатки его праха стали буддийскими реликвиями), к этому же времени относятся и буддистские манускрипты, написанные на греческом языке, обнаруженные в Афганистане. В 1 веке н.э. буддизм, в т.ч. с территории Афганистана, продолжил свое движение по Великому Шелковому пути на северо-восток – в Китай (ко 2 веку относятся первые известные переводы буддийских текстов на китайский язык).

Бамианская долина расположена в центральной части Афганистана, в 200 км северо-западнее Кабула. Долина представляет собой единственный удобный проход в горах Гиндукуша, связывавший в древности Бактрию с Индией и Китаем, по которому проходила одна из ветвей Великого Шелкового пути. В этой долине в первой половине 1-го тысячелетия н.э. действовал комплекс буддийских монастырей, в состав которого входили две скульптуры высотой 55 и 37 метров, являвшиеся самыми большими стоячими изображениями Будды в мире. Сотни помещений монастырского комплекса высекались прямо в скале. Стены и потолки примерно 50 пещер и гротов были украшены росписью с изображениями будд, бодхисатв, мандал, молящиеся, а также сцен буддистской мифологии. Эти фрески датируются 5-6 веками.

Бамианские статуи будд Вайрочана ("Будды сияющего", "все разъясняющего") и Шакьямуни ("Будды настоящего") относились к школе Гандхара, для которой была характерна реалистичность изображений. Статуи были вырублены непосредственно в скальном массиве приблизительно в 6 веке. Отдельные детали статуй были выполнены поверх монолита из прочной штукатурки. Верхние части лиц, по всей видимости, делались из дерева и штукатурились. Статуя меньшего размера была окрашена в разные цвета с преобладанием синего, а большая – в красный. Руки и лица были позолочены.

В 630 году н.э. Бамиан посетил китайский паломник Сюянь Цзан. Он описывал процветающий в долине буддийский культурный центр, в котором действует более десятка монастырей и проживает более тысячи монахов. Гигантские статуи, согласно его свидетельству, были расписаны, украшены золотом и драгоценностями.

В 645 году в Афганистан вторглись первые мусульманские завоеватели. Покорение афганских территорий завершилось к 9-10 веку. К этому же времени было обращено в ислам население региона, Бамиан подпал под влияние новой религии одним из последних.

Сохранились записки корейского паломника Хуэй Чао, который оказался в Бамиане в 720-х годах. Он сообщал, что население долины исповедует буддизм и здесь множество монастырей и монахов.

Однако буддизм был обречен: вскоре мусульмане стали разрушать памятники Бамиана, в первую очередь стирались лица у изображений в пещерах. Не избежали вандализма и каменные колоссы. Так, "блестящие каменья" будд исчезли, предположительно, в 870-х годах, когда по Бамианской долине огнем и мечом прошел Якуб ибн Лейс – основатель династии Саффаридов. Он разрушил города долины, много буддистских статуй и культовых сооружений. Некоторых "идолов" завоеватель забрал с собой в качестве трофеев.

В 11 веке Бамианская долина вошла в состав Великого Хорасана, находившегося под контролем Газневидов, и этот район стала крупным торговым центром, здесь появились города Шахр-и-Захак и Шахр-и-Бамиан. В 1218 году эти города посетил мусульманский ученый и путешественник Якут аль-Хамави. Вот как он описывал бамианские статуи: "Внутри скалы находятся высеченные из нее два идола размером от подножия до вершины массива. Ничто в мире не может сравниться с их величиной. Один из них называется Красный идол, другой – Белый идол". В это время комплекс заброшенных буддийских монастырей в Бамианской долине получил название Кафиркала — «город неверных».

В начале 18 века могольский падишах Аурангзеб и Надир-шах Афшар, известные своей религиозной нетерпимостью, пытались разрушить статуи Бамианских будд при помощи артиллерийских орудий, однако не преуспели.

Первым европейцем, увидевшим и зарисовавшим статуи будд Бамиана, стал британский военный Александр Бернс, попавший в Бамианскую долину с разведывательной миссией в 1832 году. Бернс сообщил, что к этому времени руки скульптур, верхние части лиц были утрачены, пещеры монастырского комплекса использовались местнымнаселением в качестве загонов для скота и хранилищ зерна. Бернс отмечал, что местное население уже не знало истории гигантских статуй: по мнению местных жителей, фигуры были созданы на заре христианской эры племенем кафиров (неверных) для поклонения и представляют могущественного правителя по имени Салсал и его супругу Шах Мама (в переводе "королева-мать").

-6

В 1833 году в Бамианской долине оказался Чарл Мэссон, оставивший свою надпись в гроте над головой большой статуи, обнаруженную в 1930 году французскими археологами. Настоящее имя Мэссона было Джеймс Льюис. Дезертировав из британской армии в Индии, он добрался до Афганистана, став пионером археологических исследований в этой стране. С 1833 по 1835 годы Мэссон обнаружил и раскопал в районе Кабула и Джелалабада буддийские ступы, нашел свитки с древними индийскими письменами, десятки тысяч монет разных эпох и другие артефакты.

В середине 19 века эмир Афганистана Абдур-Рахман уничтожил лицо большой статуи.

В 1878-1879 годах Афганистан в составе русской дипломатической миссии посетил доктор Иван Яворский. Побывав в Бамиане, он оставил собственное описание статуй и пещер, сообщив, что фрески внутри пещер были в плохом состоянии – «сабельные порубы и следы пуль испещряли их во всех направлениях».

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20

-21
-22
-23
-24

В 1922 году в долине на постоянной основе начала работу французская археологическая миссия под патронажем короля Афганистана Амануллы Хана. C 1969 по 1978 годы археологи занимались реставрацией колоссов под эгидой Археологического управления Индии.

-25
-26

-27

В 1980-х годах в Бамианской долине находились советские военнослужащие.

-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40

До 1997 года статуи будд Бамиана больше не подвергались никаким разрушениям, хотя остальное буддистское наследие долины продолжало уничтожаться местным мусульманским населением.

-41

-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48

В 1996 году на большей части территории Афганистана к власти пришел «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации). Командир «Талибана» Абдул Вахид публично объявил о своём намерении разрушить статуи в 1997 году, хотя в это время талибы ещё не контролировали территорию провинции Бамиан. Глава департамента археологии местного правительства немедленно оповестил об этом международное сообщество. Год спустя войска Абдул Вахида вошли в провинцию. Командир приступил к выполнению своей угрозы — в голове меньшей статуи были просверлены дыры с тем, чтобы заложить в них взрывчатку. Тем временем лидер движения мулла Омар назначил губернатором провинции Бамиан выходца из соседней провинции Саманган маулави Мохаммад Ислама. Узнав о действиях Абдул Вахида, он сообщил о них мулле Омару, и тот распорядился остановить работы по разрушению монументальных скульптур. Настроенные на уничтожение статуй талибы ограничились тем, что сожгли несколько покрышек на голове одной из статуй, в результате чего её лицо почернело.

В 2000 году группа талибов разбила часть коллекции статуй доисламского периода в Кабульском музее (от 50 до 60). Негосударственная организация «Общество сохранения культурного наследия Афганистана» (SPACH) обратилась к международному сообществу, и в дальнейшем Афганистан посетила делегация послов европейских стран, однако попасть в музей им не удалось, а вскоре после этого мулла Омар подписал указ, оправдывающий уничтожение «идолов». После этого Стало очевидно, что талибы вскоре могут решить разрушить бамианские статуи.

Кандагар посетили трое японских парламентариев, чтобы провести переговоры по сохранению статуй с муллой Омаром, однако последний был непреклонен и только смеялся над своими посетителями. Организация Исламская Конференция (ныне Организация исламского сотрудничества), на тот момент насчитывавшая 55 государств, обратилась к талибам с просьбой сохранить изваяния. С аналогичным обращением выступил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Правительства Индии и Японии предложили перевезти не устраивающие талибов археологические памятники на свою территорию. Муфтий Египта, власти Ирана и Малайзии, и даже Пакистан, ОАЭ и Саудовская Аравия, которые официально признали правительство «Талибана» в Афганистане, также возражали против уничтожения статуй. Организация ЮНЕСКО направила талибам не менее 36 писем по данному поводу. Несмотря на протесты международного сообщества,

26 февраля 2001 года мулла Омар издал указ о дальнейшей судьбе бамианских скульптур, в котором было, в частности, сказано: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть разрушены, чтобы не являться объектом культа ни сейчас, ни в будущем».

-49

Министр иностранных дел талибов Вакиль Мутавакиль заявил, что указ муллы Омара не повредит отношениям Афганистана с остальным миром. Министр культуры в администрации «Талибана» мулла Кудратулло Джамаль сделал заявление: «Все эти памятники будут уничтожены любыми средствами». Полностью одобрил решение талибов Усама бен Ладен – международный террорист, основатель и первый эмир международной исламистской террористической организации «Аль-Каида», взявшей на себя ответственность за теракты 11 сентября 2001 года и взрывы посольств США в Африке в 1998 году, как и за ряд атак на военные и гражданские цели по всему миру.

Уничтожение будд в Бамиане началось 2 марта 2001 года и продолжалось несколько недель. Все "работы" проходили под личным руководством министра обороны "Талибана" и рассматривались в качестве "важнейшей военной операции". Сначала боевики "Талибана" обстреливали колоссов из автоматов, пулеметов, ПЗРК и гранатометов, однако разрушения были минимальны. Тогда в течение нескольких дней по монументам вели огонь из артиллерийских орудий. Статуям был нанесен серьезный ущерб, однако вандалам этого показалось мало. Тогда боевики установили в основаниях колоссов противотанковые мины и заложили взрывчатку в плечи будд. После приведения в действие взрывных устройств голова одной из статуй частично уцелела, и её уничтожили ракетным выстрелом.

-50
-51

-52
-53

26 марта 2001 года талибы устроили показательную экскурсию в Бамиан для 20 иностранных журналистов и продемонстрировали им обломки. Подтверждение окончательного уничтожения скульптур вызвало широкий резонанс и осуждение международного сообщества. Глава ЮНЕСКО Коитиро Мацуура заявил: «Ужасно видеть хладнокровное и расчетливое уничтожение культурных ценностей, которые являются наследием афганского народа и всего человечества». Мулла Омар назвал разрушение бамианских статуй "приятным Аллаху делом". Он заявил: "Когда мы приступили к разрушению ложных идолов, мир сделал из этого трагедию. Хотел бы призвать вас быть скорее разрушителями статуй, чем торговцами ими". Талибы заявляли также, что наравне с буддами уничтожаются идолы и артефакты в других районах страны, в частности в Герате, Газни, Джелалабаде и Кандагаре.

В 2003 году остатки буддийских монастырей Бамианской долины, включая разрушенные статуи будд, а также находящиеся рядом мусульманские крепости были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2006 году афганское правительство приняло решение восстановить статуи. В связи с этим был осуществлён проект ЮНЕСКО по поиску и сохранению уцелевших фрагментов изваяний. В 2011 году экспертная группа ЮНЕСКО обсудила возможную реставрацию разрушенных скульптур. Предлагались различные проекты, в том числе объединение сохранившихся фрагментов с современными кремниевыми материалами, однако в итоге было принято решение не восстанавливать их. Как заявил Франческо Бандарин, помощник генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры, «…публике не нужна подделка: ей нужен подлинник. А подлинные статуи разрушены».

-54

-55

-56

-57

-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72

По сообщениям международных информагентств, в 2023 году талибские власти Афганистана начали продавать билеты на руины взорванных ими в 2001 году статуй Будды в Бамиане. Посещение места, где когда-то находились статуи, стоит $0,58 для афганцев и $3,45 для иностранцев. «Бамиан и будды в частности имеют огромное значение для нашего правительства, так же как и для всего мира», - заявил в интервью Атикулла Азизи, заместитель министра культуры движения «Талибан». Министр сообщил, что более тысячи охранников были назначены для защиты культурного наследия по всему Афганистану, ограничивая доступ и контролируя продажу билетов.

Евгений Терентьев