Честно скажу - единственное, что привлекло мое внимание к серии книг редакции "Вилли Винки", так это слово "викинг" - не так уж часто встречаются такие экзотически-исторические герои в произведениях для малышей. И хоть понятно, что герой будет скорее карнавальным персонажем, но романтика раннего средневековья, которая слышна в этом слове, все же меня привлекает ))
И начали мы читать книгу, название которой, кроме " исторической романтики" подкупило еще и своей "вкусностью", чтоб на всякий случай иметь в резерве лишнюю гирьку для весов благосклонности, так как у "вкусных" историй всегда есть шанс перещеголять серьезное чтение. Обильное слюновыделение практически стопроцентно обеспечивает принятие сюжета детьми. Если представлять исторические реалии им еще сложно, то для представления всяких вкусностей фантазии и опыта вполне хватает.
В книге несколько небольших историй.
Истории эти происходили с викингом Таппи и его другом оленёнком Тришей в течение целого года, и все времена года отражены в сюжетах - то вдруг случится весенний паводок,
то в рассказах появляются найденный солнечный лучик
и испугавшая Тришу старая ива,
то пожалует в гости незваный гость - осенний насморк,
да еще и в самый разгар осенних приготовлений к зиме вдруг пропадет любимая подушка олененка, подаренная ему лесной феей,
то припозднится первый снег,
то навалится вдруг зимняя скука...
Так что праздничный торт - это лишь маленький эпизодик в череде прочих событий )
Из всех этих историй непонятно - почему в Шепчущем Лесу поселился в одной избушке с маленьким, таким же, как любой ребенок, то веселым, то капризным оленёнком,
суровый скандинавский герой, и с чего вдруг из воинственного морехода он переквалифицировался то ли в лесника, следящего в этом лесу за порядком, то ли просто в отшельника, сбежавшего от соплеменников. Его принадлежность к воинско-мореходному клану ни в одной истории не обозначалась даже намеком, везде он просто назывался викинг Таппи. Зачем автору понадобилось делать героя непременно викингом я так и не поняла - никакой просвещенческой нагрузки это звание здесь не несет, наоборот, прямо противоречит историческому типу сурового безжалостного воина, не выпускающего меча из рук, а то, не дай бог, навернешься со скалы, отдашь богу душу без меча и не попадешь в свою заветную Вальгаллу. Короче, викинг оказался из клана современных толерантно-пацифистских книжных героев сродни волкам-вегетарианцам, большим любителям кабачков и огородничества.
В принципе, этот викинг мог быть кем угодно, его можно заменить абсолютно любым персонажем - хоть бы и бокром, Бармаглотом или Брандашмыгом, а вместо олененка мог бы быть мюмзик, хрюмзик или бокрёнок ) Суть повествования от этого бы нисколько не изменилась.
С обратной стороны обложки, на задней крышке переплета напечатано, что автор Марцин Мортка обожает скандинавскую культуру, преподает норвежский язык в своей частной школе и мечтает создать настоящую скандинавскую сказку. Этим и объясняется наличие в рассказах среди привычных детям лесных зверюшек викинга, троллей, великанов, фей и драконов - все, как положено в настоящих скандинавских сказках. Истории простенькие и добрые, потому что вся эта бестолковая скандинавская сказочная нечисть слушается рассудительного викинга - под его воздействием у всех немедленно просыпается совесть, им становится стыдно и они тут же превращаются в вежливых добряков, всегда готовых всем помочь.
Все эти сказочки можно читать лет с трех и до пяти как введение в драконографию, троллеведение и феелогию. Потом уже переходить к адаптированным народным сказкам, а уже в школе - и к суровому скандинавскому эпосу.
Посыл у сказок очень правильный, добро и дружба всегда побеждают и всё всегда заканчивается на удивление хорошо.
Читали мы книгу с пятилетним Тёмой, очень искушенным слушателем, уже давно знакомым с Незнайкой, Самоделкиным, Щепкиным, Кариком и Валей, Нильсом и даже Циолковским. Я прочитала дома пару хрестоматийно-правильных главок, показавшихся мне какими-то пресными, поняла, что без детей я читаю ее совершенно другими глазами, и сунула книгу в рюкзак на отдыхаловку. Поскольку Тёма уже сам читает, мне было интересно как он к книге отнесётся, заинтересуют ли его такие простые сюжеты.
Завалившись после пляжа на пружинный матрац, брошенный на веранде, мы прочли с ним пару глав. Хм... в этот раз они мне зашли получше, чем в одиночку)) Следующую главу Тёма прочел сам, а потом мы опять упали на матрац и вдруг главу за главой одним махом дочитали до конца. Можно было бы и отползти на заранее подготовленные рубежи в виде закипяченного чайника с печеньками и конфетами, но под Тёмино: "Ещё! Ещё!" неожиданно быстро и с интересом всё дочиталось.
Повествование о взаимоотношениях взрослого - викинга и ребёнка - оленёнка в семье (а они живут вместе) и в социуме, роль которого исполняет сказочный Шепчущий Лес.
Всего в книге 10 историй.
Тёма ее потом листал туда-сюда, показывал какие иллюстрации ему понравились.
Вот эту попросил снять - очень ему портрет на стене приглянулся,
сказал, что самая интересная история - "Блестящая находка" про найденный кусочек солнечного луча. Та самая, которую он прочёл сам ))) Но по мере перелистывания вдруг оказывалось, что ему понравилось и то, и другое, и третье ) Возмутил его поступок медведя, без спросу утащившего в свою берлогу любимую подушку Триши, без которой тот не соглашался ложиться спать.
Жаль, что у нас не было знакомых бобров, как у викинга с оленёнком, которые приносили бы нам рыбу, чтоб зажарить на костре. Были только знакомые суслики, которые не только рыбу не носили, но и все время норовили нас самих объесть )
Поэтому вместо рыбы
мы на костре жарили сосиски, яблоки и хлеб.
В заключение, изучая заднюю сторону обложки, Тёма сказал, что ему нужны и все остальные книги про викинга Таппи ))
Об издании - книга большого формата, матовая белоснежная мелованная бумага, хорошее качество печати, цветопередачи. Шрифт комфортный, есть буква Ё. В тексте встречаются фразы выделенные другим цветом и более крупным размером шрифта. Удобно читать вместе с начинающим читателем, для которого эти строки предназначены. Мне вообще очень нравится этот прием - включение в блоки текста таких выделенных фраз - они страницу "оживляют" и дают возможность читать "вместе" "по очереди" и дают при самостоятельном чтении передохнуть, расслабиться, отвлечься, снимают страх большого количества текста, разделяя его на менее пугающие части.
Продолжение с обзором на другие книги серии обязательно будет )
Я периодически читаю в "мамских" блогах, что дети любят читать серии книг.
Поэтому вот еще немного отзывов на "серийные" книги:
А вы любите серийные книги? Как по-вашему, этот прием справляется с привлечением внимания детей к чтению. Нравится ли он вам, как родителю?