Несмотря на то, что за свою более чем полувековую историю через коллектив Стаса Намина прошли многие, ставшие впоследствии известными музыканты, для меня группа "Цветы" и сегодня ассоциируется прежде всего с именем её первого солиста Александра Лосева, чей 75-летний юбилей его поклонники отметили в конце мая этого года. К сожалению, на 2024 год пришлась и другая, уже печальная дата. Десять лет назад, 1 февраля 2014 года, Александра Лосева не стало.
МОЯ ЛЮБИМАЯ ГРУППА "ЦВЕТЫ"
Время, как известно, летит стремительно... Прошло уже полвека с тех пор, как я впервые услышал песни группы "Цветы"... В это непросто поверить, ведь всё кажется, что не так уж и давно ставил я на проигрыватель те самые легендарные миньоны фирмы "Мелодия" с песнями необычайно популярной тогда группы. Оба "артефакта" до сих пор хранятся у меня дома, как маленький виниловый портал в далёкое прекрасное и такое светлое прошлое...
Песни группы "Цветы", которые я слушал едва ли много реже, чем записи альбомов, к примеру, "The Beatles" или "Deep Purple", не были похожи на то, что исполнялось в те годы "официальными" советскими ВИА, что видели мы на экранах телевизоров и слышали по радио.
Чем же меня так "зацепили" тогда песни группы "Цветы"?
Это, конечно же, более жёсткое, роковое звучание, оригинальные аранжировки, умноженные на несомненные таланты музыкантов и высококачественный репертуар, принесли коллективу Стаса Намина огромную популярность среди молодёжи.
Мне часто приходилось сталкиваться с мнением, что "Цветы" - это такие "советские "The Beatles". Я никогда не был сторонником подобного рода сопоставлений и сравнений... Во-первых, сама по себе постановка вопроса абсолютна некорректна по многим причинам... Во-вторых... Во-вторых, "The Beatles" - это "The Beatles", а "Цветы" - это "Цветы". Это наше, родное, советское... Даже если они ориентировались на лучшие образцы западной рок-музыки того времени, о чём неоднократно говорили в своих более поздних интервью и Стас Намин, и Сергей Дьячков, и Александр Лосев.
Несомненно одно, "Цветы" - были новаторами в советской рок-музыке. Вот что сказал о коллективе начала 70-ых годов Николай Носков:
«Цветы» была одна из самых моих любимых групп. Честно говоря, она даже в звукозаписи сделала некоторую революцию. Тогда всё записывали очень скромненько, без барабанов, без бочечки, с одним хайхетиком — малым барабанчиком. А у них бочка появилась, а по тем временам, наверное, это даже был настоящий хард-рок".
Каждую из песен группы "Цветы" того времени, на мой взгляд, можно смело назвать маленьким шедевром. И это не будет преувеличением.
Эти песни до сих пор завораживают и трогают душу, их хочется слушать снова и снова. В них - и мощь гитарного соло, которое буквально кружит в воздухе и уносит тебя в небесную весь, и перекатывающиеся, словно, морские волны, клавишные проигрыши, и изумительные по своей красоте и силе вокалы, проникающие в самые сокровенные уголки твоей души. Включите хотя бы красивые композиции "Ты и Я", "Не надо", и вы, уважаемые читатели, получите исключительное удовольствие.
За долгие годы своего существования коллектив Стаса Намина, экспериментируя и претерпевая неизбежные изменения состава, записал немало прекрасных песен, которые любимы и до сих пор пользуются большой популярностью. Однако несмотря на это приходящие на концерты зрители с нетерпением ждут проверенные временем и ставшие классикой "Звёздочку мою ясную", "Больше жизни", "Честно говоря", "Есть глаза у цветов"... И конечно же, потрясающую по своему лирическому звучанию, такую трогательную и щемящую "Колыбельную".
У каждой песни, как у и человека, своя биография, своя история.
Удивительную по красоте музыку к "Колыбельной" написал легендарный советский композитор Оскар Борисович Фельцман, автор таких известных песен, как "Ландыши", "Огромное небо", "Теплоход", "Разве тот мужчина", "За полчаса до весны" и многих других, среди которых и ещё одна потрясающая песня в исполнении коллектива Стаса Намина - "Есть глаза у цветов".
Слова «Колыбельной» на аварском языке написал Расул Гамзатов, многие стихотворения которого становились в своё время прекрасными песнями. Всего лишь одна из них навеки могла бы обессмертить имя Гамзатова. Его «Журавли» («Мне кажется порою, что солдаты...»), переведённые на русский язык личным переводчиком поэта Яном Козловским, - это настоящий реквием по всем тем, кто, защищая от врага Родину, отдал за неё свои жизни.
Сегодня, слушая "Колыбельную", непросто представить, что стихи были написаны Расулом Гамзатовым в самом начале Великой Отечественной войны, в конце июня 1941-го года.
Понимание хрупкости и изменчивости этого мира приходит с годами, и когда речь заходит о первых часах Великой Отечественной, я постоянно пытаюсь хоть на мгновение представить себе, что испытывает человек, жизнь которого в одно мгновенье полностью переворачивается... О чём думает он, когда вдруг рушатся все планы и когда, кажется, что будущего уже просто может и не быть...
Представить себе это невозможно, это нужно испытать на себе, самому пережить и прочувствовать, чтобы осознание беды пронзило каждую клеточку души и тела...
"Какую песню спеть тебе, родная?
Спи, ночь в июне только шесть часов..."
Именно так написал Расул Гамзатов в июне 1941 года... И это уже не просто нежная колыбельная, которую своей единственной тихо поёт влюблённый мужчина, словно предчувствующий беду и пытающийся продлить безмятежный сон своей любимой. Это и горькое воспоминание о последних днях, часах и минутах мирной жизни 22 июня 1941 года. Перед тем, как жизнь расколется напополам...
В таком варианте, с акцентом на июнь, стихотворение Гамзатова вполне вероятно пополнило бы собой библиотеку "военной поэзии". Однако позже июнь в тексте был заменён на июль, и драматизм и тревожное ожидание неминуемой беды пропали, а сама песня приобрела вид классической лирической колыбельной, спокойной и умиротворяющей, с одной стороны, с другой, проникновенной и трогательной, в которой звучит вера в несокрушимую силу любви...
"Колыбельная" с яркими поэтический образами в исполнении Александра Лосева носит исповедальный характер и наполнена такими высокими и чистыми чувствами, на которые способен только самозабвенно любящий человек, готовый ради своей любимой на самые невероятные поступки...
Какую песню спеть тебе, родная?
Спи, ночь в июле только шесть часов.
Тебя, когда ты дремлешь, засыпая,
Я словно колыбель качать готов,
Я словно колыбель качать готов.
Спи, ночь в июле только шесть часов.
"Спокойной ночи", - говорю я снова
И верую, что не настанет дня,
Когда тебе два этих тихих слова
Промолвит кто-нибудь поздней меня,
Промолвит кто-нибудь поздней меня.
Спи, ночь в июле только шесть часов.
Пусть, милая, тебе спокойно спится,
А я пока долины осмотрю.
Скажу, чтоб вовремя запели птицы,
Задую звезды и зажгу зарю,
Задую звезды и зажгу зарю.
Спи, ночь в июле только шесть часов,
Спи ночь в июле только шесть часов.
"Колыбельную" исполняли и продолжают исполнять очень многие отечественные певцы. И каждый из них привносил в песню своё звучание, свою эстетику. Но по-настоящему чувственно и проникновенно это смог сделать только Александр Лосев. Возможно, кто-то не согласится со мной, посчитав, что я чрезмерно предвзят, но послушайте ещё раз "Колыбельную" в его исполнении...
Чтобы не быть голословным относительно огромного таланта Александра Лосева и его блистательной манеры исполнения, приведу лишь некоторые высказывания о нём некоторых отечественных музыкантов.
- Клавишник Владислав Петровский, один из старейших участников группы «Цветы»: «Александр Лосев обладал потрясающим природным даром правильного пения. Он пел с чувством, с расстановкой, соблюдая идеальную фразировку, никогда не фальшивил и записывался всегда с первого-второго дубля».
Музыкант убеждён, что на нашей эстраде сейчас нет людей, умеющих так правильно пользоваться вокалом. Но самое главное, по мнению Петровского, что сильно отличало Александра Лосева, - это задушевность и проникновенность его голоса. Поэтому и песни в его исполнении всегда находили отклик в душах людей.
- Стас Намин, основатель группы "Цветы", несмотря на всю сложность отношений с Александром Лосевым, всегда считал его одним из лучших вокалистов на нашей сцене: «Лосев от природы не только обладал удивительно разливистым голосом с индивидуально красивым тембром, но и был одним из немногих, а может быть, и единственным в те времена, кто пел рок-музыку по-русски искренно и выразительно».
- Талантом и природным даром Александра Лосева восхищался и Константин Никольский, игравший одно время с ним в «Цветах»: «Лосев гениально пел. На русском языке никто так не поёт до сих пор, как пел Лосев, так разборчиво и душевно. Когда мы с ним работали, я каждый раз удивлялся. Концертов было достаточное количество, даже очень много — по два и по три в день. Надрыв полнейшей, на двести пятьдесят процентов отдавался человек на сцене. Фонограмм никаких не было, работали только живьём».
Думаю ставить под сомненье слова столь известных и уважаемых музыкантов не стоит. Убедиться в их правоте можно, ещё раз послушав, как красиво и светло поёт Александр Лосев. Именно в его исполнении хочется слушать бессмертные "Звёздочка моя ясная", "Есть глаза у цветов" и, конечно же, "Колыбельную"...
Спасибо большое за внимание, уважаемые читатели и поклонники советской эстрадной песни! Следите за новыми публикациями и делитесь своими воспоминаниями. Читайте также предыдущие публикации!