В год накануне 110-летия Геноцида армян на память невольно приходят не только трагические, но и героические страницы тех далеких дней. Освободительное движение армян против турок, пример греков, сербов, болгар привело к всплеску национального самосознания. Еще в 1895 году зверства турок и погромы армянских кварталов древней Эдессы (Урфы) вызвали волну возмущения.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ - https://yerkramas.org/block/144/Samoe-populyarnoe
АРМИЯ - https://yerkramas.org/ru/menu/38/army/
КОЛОКОЛ ГЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИЗЫВАЛ ВСЕХ НА БОРЬБУ. Но у населения не было оружия. Мкртычу Етнахперяну (Еотнехпайрян, Етнехпарян) было тогда всего тринадцать лет, но мальчик рано повзрослел и поклялся бороться с врагом, мстить за кровь своих братьев и сестер. Он был из славного древнего рода, прославившегося тем, что в каждом поколении рождалось семеро детей (отсюда и фамилия Етнахперян – семь братьев).
Жизнь слишком рано многому научила Мкртыча: он понял, что свободу завоевывают только оружием. Так он и его друзья жили с этой мыслью, готовились к защите. Они верили, что их час настанет, собирали оружие. Самым опасным стал захват оружия в крепости Алеппо, где находились склады. Переодевшись турком, он проник в крепость. Ему удалось, казалось, невозможное. Он нашел потайной ход через колодец и вынес оттуда оружие, спрятал его со своими друзьями у армян Урфы, Тигранакерта и Сасуна. Они были готовы, они понимали, что скоро настанет час борьбы. И час этот настал.
1915 год. Тревожные слухи: резня армян в Пали, Сасуне, Тароне и других городах. Весь армянский квартал Урфы пришел в волнение. Юношей забирали в армию, старейшин арестовывали. Среди последних был и старший брат Мкртыча Геворк. Юноша попытался вызволить его, но тщетно. Он собрал остававшихся в армянском квартале Урфы мужчин и сказал им: "Братья, пришел наш час. Лучше погибнуть с оружием в руках свободными, чем жить как рабы!" Все они поклялись: если умереть, то с честью. Ночью всем раздали оружие, назначили старшин.
Настало незабываемое утро 29 сентября. В армянском квартале послышались первые выстрелы – армянские юноши давали отпор турецкой полиции. Над городом в армянской церкви послышался колокол, Гор Сакоян, Арутюн Расткенелян, Вагарш Месропян и другие заняли позиции. Защита города началась. Первые успехи воодушевили армян. Но Мкртыч, отличный прирожденный воин, хорошо знал, какая трудная борьба с врагом предстоит им. Он распределял продовольствие, оружие, один из домов превратил в больницу, а дом оружейника Асатура в ремонтную мастерскую, где изготовлялись и новые гранаты.
Третий день начался с выстрелов: стреляли с крыш домов, с минаретов, окон. Но Мкртыч приказал не стрелять в ответ, затаиться, беречь силы. Сопротивление продолжалось, турки понимали, что сломить сопротивление армян не удастся и вызвали на подмогу из Стамбула войско Сурджи Сулеймана.
ТАК НАЧАЛАСЬ НЕРАВНАЯ БОРЬБА, В КОТОРОЙ МУЖЕСТВЕННО СРАЖАЛИСЬ И ЖЕНЩИНЫ. Против армян выставили пушки. Мкртыч собрал военный совет, на котором вновь было решено неизменное: победа или смерть! Каждый армянский дом превратился в неприступную крепость. Сопротивление продолжалось, туркам не удавалось войти в армянский квартал. Но силы были неравными, многие армяне выходили ранеными из строя, жители армянского квартала собирались с последними силами. Мкртыч обходил всех, подбадривал. На защиту поднялись все, кто умел держать оружие. Но враг приближался к последнему оплоту армян. Их силы ослабевали. Сам Мкртыч был ранен, но продолжал сражаться. И никакой помощи… В квартале остались только старики и дети…
Фахрад-паша пошел на хитрость и предложил переговоры. Мкртыч согласился. Фахрад-паша предложил им сдаться, обещал свободу и жизнь всем, а Мкртычу почетную службу в турецкой армии. Но разве мог мужественный воин, защитник Урфы согласиться на это? Он только рассмеялся в лицо Фахрад-паше.
И снова началась стрельба. Фахрад-паша пообещал уничтожить город, не оставить камня на камне. Армянских повстанцев взяли в кольцо турки. От безысходности жители квартала сжигали свои дома, бросались в колодцы, предпочитая неволе гибель. Оставшиеся в живых сражались за каждый армянский дом.
Наступил двадцать пятый день мужественной защиты Урфы. Погиб близкий друг и сподвижник Мкртыча Арутюн. Остался только один дом и когда турки ворвались в него, они увидели там только одну женщину – храбрую армянку.
Последнюю пулю Мкртыч Етнахперян сохранил для себя. Так закончилась героическая защита Урфы, эти двадцать пять дней борьбы. Часто ее называют восстанием обреченных. Это близко к истине, но восстание людей свободных духом, мужественных. Тех, кто предпочел гибель с оружием в руках.
История этой борьбы отражена в романе писателя Эдуарда Авакяна "Последний набат Урфы", изданном в Ереване, и в переводе на русский язык - в Москве.
Светлана Авакян, "Голос Армении"