Найти тему
Arcana Hereticae

Франсиско Гойя – мрачный глашатай безумной эпохи

Франсиско Гойя Лусьентес родился в семье среднего достатка в 1746 году в Испанском городе Сарагосе. Отец Гойи был позолотчиком, а мать швеей, и оба поддерживали творческие амбиции сына. Юный Франсиско был отдан родителями обучаться в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Он постоянно учился и участвовал в конкурсах, которые далеко не всегда выигрывал. Однако феноменальное трудолюбие и упорство в итоге привело его к тому, что он стал придворным художником испанской монархии.

Франсиско Гойя – Автопортрет за мольбертом (1790-1795 гг.)
Франсиско Гойя – Автопортрет за мольбертом (1790-1795 гг.)

Несмотря на свое скромное воспитание, Гойя впоследствии стал одним из самых важных и влиятельных художников своего времени, создав новаторские работы, которые бросили вызов художественным условностям и раздвинули границы того, что считалось приемлемым в искусстве. Его ранний опыт и семейное положение помогли сформировать его художественное видение и послужили основой для новаторской и влиятельной работы, которую он будет создавать на протяжении всей своей карьеры.

Франсиско Гойя -Иль Фанточчо (1791-1792 гг.)
Франсиско Гойя -Иль Фанточчо (1791-1792 гг.)

В 1770 году Гойя получил стипендию от Академии на обучение в Риме. Путешествие в Италию оказало на Гойю невероятное влияние – он начал экспериментировать с неоклассическим стилем, который впоследствии оказал значительное влияние на его творчество. Одна из самых известных работ Гойи, картина «Обнаженная Майя», была создана в ответ на неоклассический стиль, который он изучал в Италии. Картина вызвала споры из-за изображения обнаженной женщины, но она также помогла завоевать репутацию Гойи как художника-новатора и раздвигающего границы.

Между 1775 и 1789 годами Франсиско Гойя зарекомендовал себя как выдающийся художник в Мадриде. На его творчество в этот период сильно повлиял стиль рококо, популярный в то время в Европе.

Франсиско Гойя – Охота на кабана (1775)
Франсиско Гойя – Охота на кабана (1775)

В дополнение к своей работе в качестве придворного художника Гойя также продолжал создавать произведения искусства самостоятельно, в том числе ряд офортов, посвященных социальным и политическим темам. Одной из его самых известных серий офортов этого периода является «Los Caprichos», которая включает в себя ряд сатирических и критических изображений, комментирующих испанское общество и культуру.

Франсиско Гойя – “Сон разума рождает чудовищ” (1797)
Франсиско Гойя – “Сон разума рождает чудовищ” (1797)

Война на полуострове (1808-1814) между Францией и Испанией оказала значительное влияние на жизнь и творчество Франсиско Гойи. Гойя жил в Мадриде во время французского вторжения в 1808 году и был свидетелем последовавших за этим насилия и хаоса.

Художник также лично пострадал от войны, так как у него были близкие друзья и члены семьи, которые были убиты или заключены в тюрьму во время конфликта. Его собственное здоровье также пострадало, и у него развилась серьезная болезнь, которая сделала его глухим.

Военный опыт Гойи отражен в его более поздних картинах, особенно в серии «Бедствия войны». Эти работы изображают ужасы войны, в том числе массовые казни, пытки и голод. Изображения Гойи часто суровы и бескомпромиссны, и они показывают страдания как солдат, так и мирных жителей.

Франсиско Гойя. Серия “Бедствия войны”, лист 22: Столько и будет ещё больше (1814)
Франсиско Гойя. Серия “Бедствия войны”, лист 22: Столько и будет ещё больше (1814)

Несмотря на эти трудности, Гойя продолжал творить на протяжении всей войны и после нее. Однако именно этот ужасный этап его биографии наполнил его позднее творчество неподдельным ужасом и отчаянием.

Франсиско Гойя – Колосс (1808)
Франсиско Гойя – Колосс (1808)

Кинта-дель-Сордо был домом на окраине Мадрида, который Франсиско Гойя купил в 1819 году. Именно здесь Гойя создал свои знаменитые «Черные картины», серию темных и тревожных работ, которые были нарисованы прямо на стенах дома.

Франсиско Гойя – “Сатурн, пожирающий своего сына” (ок. 1819–1823 гг.)
Франсиско Гойя – “Сатурн, пожирающий своего сына” (ок. 1819–1823 гг.)

«Черные картины» отличаются мрачным тоном и часто гротескными образами. Среди них такие произведения, как «Сатурн, пожирающий своего сына», «Ведьмин шабаш» и «Борьба дубинками». Считается, что некоторые из картин были вдохновлены собственными страхами и тревогами Гойи, в то время как другие могли быть ответом на политические и социальные потрясения того времени.

Франсиско Гойя – “Шабаш ведьм” (1819-1823гг.)
Франсиско Гойя – “Шабаш ведьм” (1819-1823гг.)

Картины не предназначались для широкой публики; скорее, они были частным выражением самых сокровенных мыслей и эмоций Гойи. Сам Гойя называл их своими «pinturas malditas» или «проклятыми картинами». После смерти Гойи картины сняли со стен Кинта дель Сордо и перенесли на холст.

Франсиско Гойя – “Два старика едят суп” (1819–1823)
Франсиско Гойя – “Два старика едят суп” (1819–1823)

В более поздние годы Франсиско Гойя продолжал заниматься искусством, несмотря на слабое здоровье. Он переехал в Бордо, Франция, в 1824 году, где жил до своей смерти в 1828 году. За это время он создал ряд работ, которые сейчас считаются одними из его самых важных.

Франсиско Гойя – “Испанское развлечение” (1825)
Франсиско Гойя – “Испанское развлечение” (1825)

Последним крупным проектом Гойи стала серия литографий, известная как «Тавромахия», на которых изображены сцены корриды. Сериал был завершен в 1825 году и ознаменовал возвращение к темам и предметам, которые занимали Гойю на протяжении всей его карьеры.

Гойя умер 16 апреля 1828 года в возрасте 82 лет. Его останки были захоронены в Бордо, но позже они были перенесены в Королевскую капеллу Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде, где он ранее написал серию фресок.

Сложно взять и парою слов описать влияние, которое Гойя оказал на мировую культуру. Его творчество варьируется от барокко до романтического направления, в котором Гойю можно считать первым из великих мастеров. Многие великие художники вдохновлялись Гойей, в том числе Мане и Пикассо. Пионер новых художественных тенденций и новых выразительных форм , его можно считать отцом современного искусства.

Франсиско Гойя – “Allegory: War or Evil” (1824 – 1828)
Франсиско Гойя – “Allegory: War or Evil” (1824 – 1828)

Спасибо за то, что прочли эту статью. Если вы, как и ваш покорный слуга, вдохновляетесь мрачным визуальным пиршеством, то прошу заглянуть в мой только что созданный, ещё тёпленький telegram- https://t.me/arcana_dark_art.

За контентом более широкого, но всё ещё мрачного профиля - https://vk.com/arcana_hereticae.