Франсиско Гойя Лусьентес родился в семье среднего достатка в 1746 году в Испанском городе Сарагосе. Отец Гойи был позолотчиком, а мать швеей, и оба поддерживали творческие амбиции сына. Юный Франсиско был отдан родителями обучаться в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Он постоянно учился и участвовал в конкурсах, которые далеко не всегда выигрывал. Однако феноменальное трудолюбие и упорство в итоге привело его к тому, что он стал придворным художником испанской монархии.
Несмотря на свое скромное воспитание, Гойя впоследствии стал одним из самых важных и влиятельных художников своего времени, создав новаторские работы, которые бросили вызов художественным условностям и раздвинули границы того, что считалось приемлемым в искусстве. Его ранний опыт и семейное положение помогли сформировать его художественное видение и послужили основой для новаторской и влиятельной работы, которую он будет создавать на протяжении всей своей карьеры.
В 1770 году Гойя получил стипендию от Академии на обучение в Риме. Путешествие в Италию оказало на Гойю невероятное влияние – он начал экспериментировать с неоклассическим стилем, который впоследствии оказал значительное влияние на его творчество. Одна из самых известных работ Гойи, картина «Обнаженная Майя», была создана в ответ на неоклассический стиль, который он изучал в Италии. Картина вызвала споры из-за изображения обнаженной женщины, но она также помогла завоевать репутацию Гойи как художника-новатора и раздвигающего границы.
Между 1775 и 1789 годами Франсиско Гойя зарекомендовал себя как выдающийся художник в Мадриде. На его творчество в этот период сильно повлиял стиль рококо, популярный в то время в Европе.
В дополнение к своей работе в качестве придворного художника Гойя также продолжал создавать произведения искусства самостоятельно, в том числе ряд офортов, посвященных социальным и политическим темам. Одной из его самых известных серий офортов этого периода является «Los Caprichos», которая включает в себя ряд сатирических и критических изображений, комментирующих испанское общество и культуру.
Война на полуострове (1808-1814) между Францией и Испанией оказала значительное влияние на жизнь и творчество Франсиско Гойи. Гойя жил в Мадриде во время французского вторжения в 1808 году и был свидетелем последовавших за этим насилия и хаоса.
Художник также лично пострадал от войны, так как у него были близкие друзья и члены семьи, которые были убиты или заключены в тюрьму во время конфликта. Его собственное здоровье также пострадало, и у него развилась серьезная болезнь, которая сделала его глухим.
Военный опыт Гойи отражен в его более поздних картинах, особенно в серии «Бедствия войны». Эти работы изображают ужасы войны, в том числе массовые казни, пытки и голод. Изображения Гойи часто суровы и бескомпромиссны, и они показывают страдания как солдат, так и мирных жителей.
Несмотря на эти трудности, Гойя продолжал творить на протяжении всей войны и после нее. Однако именно этот ужасный этап его биографии наполнил его позднее творчество неподдельным ужасом и отчаянием.
Кинта-дель-Сордо был домом на окраине Мадрида, который Франсиско Гойя купил в 1819 году. Именно здесь Гойя создал свои знаменитые «Черные картины», серию темных и тревожных работ, которые были нарисованы прямо на стенах дома.
«Черные картины» отличаются мрачным тоном и часто гротескными образами. Среди них такие произведения, как «Сатурн, пожирающий своего сына», «Ведьмин шабаш» и «Борьба дубинками». Считается, что некоторые из картин были вдохновлены собственными страхами и тревогами Гойи, в то время как другие могли быть ответом на политические и социальные потрясения того времени.
Картины не предназначались для широкой публики; скорее, они были частным выражением самых сокровенных мыслей и эмоций Гойи. Сам Гойя называл их своими «pinturas malditas» или «проклятыми картинами». После смерти Гойи картины сняли со стен Кинта дель Сордо и перенесли на холст.
В более поздние годы Франсиско Гойя продолжал заниматься искусством, несмотря на слабое здоровье. Он переехал в Бордо, Франция, в 1824 году, где жил до своей смерти в 1828 году. За это время он создал ряд работ, которые сейчас считаются одними из его самых важных.
Последним крупным проектом Гойи стала серия литографий, известная как «Тавромахия», на которых изображены сцены корриды. Сериал был завершен в 1825 году и ознаменовал возвращение к темам и предметам, которые занимали Гойю на протяжении всей его карьеры.
Гойя умер 16 апреля 1828 года в возрасте 82 лет. Его останки были захоронены в Бордо, но позже они были перенесены в Королевскую капеллу Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде, где он ранее написал серию фресок.
Сложно взять и парою слов описать влияние, которое Гойя оказал на мировую культуру. Его творчество варьируется от барокко до романтического направления, в котором Гойю можно считать первым из великих мастеров. Многие великие художники вдохновлялись Гойей, в том числе Мане и Пикассо. Пионер новых художественных тенденций и новых выразительных форм , его можно считать отцом современного искусства.
Спасибо за то, что прочли эту статью. Если вы, как и ваш покорный слуга, вдохновляетесь мрачным визуальным пиршеством, то прошу заглянуть в мой только что созданный, ещё тёпленький telegram- https://t.me/arcana_dark_art.
За контентом более широкого, но всё ещё мрачного профиля - https://vk.com/arcana_hereticae.