Найти тему
Немного о сущем

Немного об основном вопросе философии

Из великого многообразия таковых, поистине Основным Вопросом Философии считается вопрос о том, что является первичным – материя или сознание. Ответ на него давно и основательно разделил философов на два непримиримых лагеря: материалистов и идеалистов.

Немного о Пространстве и Времени
Немного о сущем12 апреля 2023
Немного о Материи и Движении. Часть 1
Немного о сущем21 апреля 2023
Немного о Материи и Движении. Часть 2
Немного о сущем21 апреля 2023

Первые, материалисты, утверждают, что все в нашем Мире, включая наше сознание, материально и является результатом развития форм материи. По их убеждению, сознание есть результат развития такого свойства материальных объектов, как способность к Отражению.

Вторые, идеалисты, считают первичным сознание, идею. По их убеждению, все в нашем Мире, есть порождение нашего, временами очень буйного, сознания. Их уверенность основывается на том факте, что явления реального Мира даны нам исключительно в показаниях наших органов чувств и обработанных нашим мозгом. А это, по их мнению, означает, что мы никогда не сможем узнать достоверно, каким является окружающий нас Мир в действительности. Ведь органы чувств и мозг могут врать, могут фантазировать, могут пребывать в бесконечном сне.

А какой позиции придерживаетесь Вы? Выбирайте!

Впрочем, если придерживаться взглядов материалистов, то сама возможность выбора становится, как минимум, сомнительной. А если придерживаться взглядов идеалистов, то выбор теряет всякий смысл.

Чтобы разобраться в этом, давайте взглянем на Мир с точки зрения детерминизма. Для этого ответим на вопрос, является ли Мир детерминированным. Детерминированность Мира означает, что все, что происходит в нем – происходит именно так, а не иначе. Ибо все следствия абсолютно предопределены всей совокупностью причин.

Материальный Мир детерминирован. Этот вывод легко сделать на основании того, что все материальные объекты взаимодействуют через равноценный обмен количеством движения материи. Принцип сохранения количества движения в результате взаимодействия и приводит к абсолютной предопределенности результатов взаимодействия. Иными словами – результат взаимодействия двух материальных объектов полностью предопределен состоянием этих объектов до столкновения. А из предопределенности взаимодействия двух материальных объектов следует детерминированность любой их совокупности.

Но если материальный мир детерминирован, а наше сознание есть результат его развития, то и наше сознание также детерминировано. Значит, если мы делаем какой-либо выбор, принимаем какое-либо решение, то мы на самом деле ничего не выбираем и ничего не решаем. Все наши выборы и решения уже давным-давно сделаны и приняты. А от этого лишь один шаг до полной потери смысла «хорошего» и «плохого», до потери границы между «добром» и «злом». Ведь если все предопределено, то какой смысл руководствоваться нравственными принципами? Все что ни делается - все неизбежно и, следовательно, нравственно оправдано. Любое преступление против человечности будет оправдываться тем, что оно было предопределено всей предшествующей историей развития Мира.

Идеальный Мир не детерминирован. От слова – совсем. Искажения, фантазии, а также сны не могут быть детерминированы. Все абсолютно не предсказуемо. Кажущиеся закономерности явлений временны, случайны и могут быть нарушены в любой момент времени по прихоти порождающего их сознания. Предсказывать что-либо, планировать что-либо, решать что-либо или делать выбор совершенно бессмысленно. Все будет так, как будет. Принять и смириться.

Каков же выход из всей этой безысходности?

Выход есть. Для начала давайте сделаем принципиальный выбор в пользу того, что мы обладаем правом и возможностью выбора, не смотря на то, что являемся материальными субъектами материального Мира. Ибо диалектика учит тому, что у двух противоположных крайностей истина лежит где-то по середине и включает обе противоположности.

Сделав этот первый шаг придется сделать и все последующие.

Шаг второй. Придется признать, что:

Мир идеального оказывает непосредственное влияние на материальный Мир.

Сомневаюсь, что кто-нибудь сможет возражать против того, что принятие решений человеком определяется не только его инстинктами, но и представлениями о нравственности совершаемых им поступков. Человек принимает решения исходя из представлений его идеального Мира о том, что есть "хорошо", и что есть "плохо".

Из этого можно сделать очень важный вывод. Необходимо вспомнить, что существует только один способ повлиять на абсолютно детерминированный материальный Мир – воздействовать на него количеством движения. Никаким иным способом невозможно изменить предопределенный результат взаимодействия материальных объектов.

Шаг третий. Это означает, что:

Субъективное обладает количеством движения.

Этот факт необходимо серьезно осмыслить: идеальное, не будучи материальным, обладает количеством движения и способно оказывать влияние на материальные объекты. Само по себе «количество движения» является качеством более простым, более элементарным, чем «количество движения материи» присущее материальным объектам. И это может означать только одно: уровень Идеального предшествует уровню Материального. Следовательно, можно утверждать, что материальный Мир является вторичным по отношению к Миру идеальному.

Шаг четвертый. Можно утверждать, что:

Мир представляет собой диалектическое единство материального и идеального.

Неожиданно для себя самого приходится признать, что идеальное обладает движением. Более того, количество этого движения не детерминировано и не подчиняется принципу сохранения. Следовательно, может «генерироваться» идеальным и применяться в неограниченном количестве. По крайней мере, нет никаких оснований предполагать иное.

Итак, идеальный Мир, обладая неограниченным количеством движения, является основой для формирования Мира материального. Но на этом характер взаимодействия материального и идеального не ограничивается. Хочется обратить внимание на тот факт, что субъективное проявляется не всеми материальными объектами. Субъективное проявляется лишь в тех материальных объектах, которые достигли определенного уровня сложности. Дать определение сложности довольно сложно (простите за каламбур). На сегодняшний день нет четкого и однозначного ее определения. Будем считать, что сложность системы определяется количеством и многообразием взаимозависимостей между ее подсистемами. От сложности того или иного материального объекта зависит то, в какой степени идеальное способно будет в него воплотиться.

В этом состоит суть диалектики взаимоотношения идеального и материального.

Наш Мир представляет собой идеальный Мир, опосредованный Миром материальным, когда при достижении материальным объектом определенного уровня сложности, в него воплощается идеальное, порождая субъект, идентифицирующий себя как личность.

Теперь можно сформулировать ответ на основной вопрос философии. Идеальное является первичным, но совершенно неотъемлемым от материального. Идеальное и материальное могут существовать лишь совместно, в диалектическом единстве, опосредуя возможность существования друг друга.

Примечателен тот факт, что для формулирования гипотезы о новой картине Мира нам пришлось сделать радикальный и не детерминированный выбор, который позволил нам в итоге этот выбор сделать. Круг замкнулся!

Однако, не следует впадать в излишнюю эйфорию. И как тут не вспомнить знаменитое:

«Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере»

Знатоки квантовой механики, несомненно, возразят мне. Они скажут, что на уровне элементарных частиц материя не детерминирована. Все явления микромира носят вероятностный характер, а возможность точного определения пространственных характеристик частиц ограничена неопределенностью Гейзенберга. А из этого следует, что ни о какой предопределенности событий материального Мира не может быть и речи.

Однако, не следует забывать, что квантовая механика является исключительно описательным разделом физики. Она оперирует волновыми функциями, не имеющими абсолютно никакого физического смысла. Уже один факт оперирования вероятностями говорит о том, что волновыми функциями пытаются описать объекты сугубо статистического характера, связанные с большим числом физических объектов более низкого уровня организации. Однажды наука вернет в пустое пространство материальную среду, и квантовая механика из стохастической (вероятностной) превратится в статистическую. Тогда квантовые системы, сохранив невозможность точно предсказать состояние системы по начальным условиям, приобретут характер предопределенности.

Впрочем, это уже совсем другая история...