Найти в Дзене
BMW X2 на DRIVE2

Заряд АКБ-мифы и реальность

Источник: Яндекс. Картинки. Вообще слишком много различных советов по этой тематике. Постараюсь коротенько изложить суть того чему нас учили в своё время, как-никак АКБ и ЗУ это часть моей специальности.
Начнём с режимов заряда АКБ, их не так много.
-Заряд при постоянном напряжении, т.е. выставляется определённое напряжение заряда и ток заряда АКБ со временем уменьшается.
-Заряд при постоянном токе, т.е. выставляется определённый ток заряда АКБ и в процессе заряда ЗУ постепенно повышает напряжение. Нам рекомендовали всегда использовать при заряде ток 20-ти часового режима (для АКБ ёмкостью 60 А*ч это 3А), в крайних случаях ток 10-ти часового режима( ток в 2 раза больший).
-Заряд апериодическим током, т.е. чередуются циклы заряд-разряд, ток разряда менее тока заряда. В процессе заряда происходят КТЦ (контрольно-тренировочные циклы), это пользительно для профилактики возникновения сульфатации пластин.
Эти методы заряда АКБ можно(нужно) комбинировать. В отличие от картинки на первом э

Источник: Яндекс. Картинки.

Вообще слишком много различных советов по этой тематике. Постараюсь коротенько изложить суть того чему нас учили в своё время, как-никак АКБ и ЗУ это часть моей специальности.
Начнём с режимов заряда АКБ, их не так много.
-Заряд при постоянном напряжении, т.е. выставляется определённое напряжение заряда и ток заряда АКБ со временем уменьшается.


-Заряд при постоянном токе, т.е. выставляется определённый ток заряда АКБ и в процессе заряда ЗУ постепенно повышает напряжение. Нам рекомендовали всегда использовать при заряде ток 20-ти часового режима (для АКБ ёмкостью 60 А*ч это 3А), в крайних случаях ток 10-ти часового режима( ток в 2 раза больший).


-Заряд апериодическим током, т.е. чередуются циклы заряд-разряд, ток разряда менее тока заряда. В процессе заряда происходят КТЦ (контрольно-тренировочные циклы), это пользительно для профилактики возникновения сульфатации пластин.
Эти методы заряда АКБ можно(нужно) комбинировать.

-2

В отличие от картинки на первом этапе напряжение заряда АКБ поднимается до уровня когда ток заряда будет соответствовать 10-ти часовому режиму (для АКБ ёмкостью 60 А*ч это 6А). Далее происходит заряд АКБ при постоянном напряжении, ток заряда достаточно быстро уменьшается.
При достижении уровня тока 20-ти часового заряда (3А) переход на 2-й этап- заряд при постоянном токе.
Опять-таки разница с графиком-ток заряда не меняется, напряжение заряда плавно увеличивается.
3-й этап отсутствует, по моему мнению он просто не нужен.
Нормальным считается уровень напряжения 2,3-2,4 В на банку, т.е. 13,8-14,4 В на АКБ.
Но есть тонкости-всё это должно соотноситься с плотностью электролита, напряжением ХХ(холостого хода, сейчас его обзывают НРЦ) АКБ и напряжением на клеммах АКБ измеряемом нагрузочной вилкой (под нагрузкой).
Таблица нам в помощь, она для отстоявшихся сутки после заряда АКБ, но нас интересует в ней только плотность электролита:

-3

Напряжение ХХ АКБ может находиться в пределах 13,8-14,4 В.
По моему мнению добиваться 100% заряда АКБ не нужно, достаточно поддерживать его в пределах 50-90%.

Раз в год( в тёплое время или в тёплом помещении) можно проводить для профилактики десульфатацию АКБ.

Сразу же после завершения заряда следует замерить напряжение ХХ(НРЦ) АКБ, и спустя час после этого уже можно тестировать АКБ нагрузочной вилкой, сутки покоя вовсе необязательны.
Для нагрузочной вилки ток нагрузки в амперах должен составлять 1,0-1,4 от её ёмкости в А*ч, среднее значение-1,2.
Т.е. для АКБ ёмкостью 60 А*ч ток нагрузки должен быть 72А.
Но интересует нас величина падения напряжения внутри АКБ, её внутреннее сопротивление-только оно точно говорит о состоянии АКБ.
На новой АКБ ёмкостью 60А*ч внутреннее сопротивление находится в пределах 0,004-0,006 Ом, в среднем это 0,005 Ом (чем меньше, тем лучше) и при протекании тока 72А падение напряжения внутри новой АКБ ориентировочно составит 0,36В. Напряжение поляризации, возникающее при протекании по АКБ тока нагрузки, ещё несколько снизит напряжение на клеммах.
Однако АКБ эксплуатируются, стареют, сульфатируются и именно внутреннее сопротивление АКБ (потеря напряжения на нём) показывает как идёт этот процесс, на что АКБ ещё способна.
Изменить это можно только если ещё не полностью "убитую" АКБ десульфатировать, новой конечно она уже не станет, но ещё побегает.
Ещё раз, нас более всего интересует разница напряжений на клеммах АКБ на холостом ходу и под нагрузкой. Напряжение нормальное для АКБ на завершении цикла заряда находится в пределах 13,8-14,4В

P.S. В этой статье говорилось о заряде АКБ и замерах сразу же после завершения заряда.
В состоянии покоя(через сутки после заряда и отсутствии токов утечки) при любых температурах напряжение на каждой банке определяется очень точно по эмпирической формуле U(В)=0,84+плотность электролита (г/куб.см)
Т.е при плотности 1,29 напряжение на банке составит 2,13В и на клеммах АКБ 12,78В.
Оптимальной для АКБ считается плотность электролита 1,285 г/см куб., наименьшим удельным электрическим сопротивлением при 20 гр.С обладает электролит с плотностью 1,22.
Т.е. полностью заряженная батарея через сутки подойдёт к значению напряжения на её клеммах около 12,7В
Можно замерить нагрузочной вилкой напряжение и на отстоявшейся АКБ, разница напряжений ХХ и под нагрузкой должна совпасть.
Завышать ток нагрузочной вилки не стоит, при протекании больших токов через АКБ возникающее при этом напряжение поляризации дополнительно снижает напряжение на клеммах АКБ.
На Аванте и Ситре АКБ для заряда не снимаются, заряд происходит в движении от генератора, пока проблем нет.

Кому интересно статья о том как самому десульфатировать АКБ, называется "Зарядное устройство на переменном токе-десульфатируем АКБ"

Собрать самому простейшее ЗУ( для заряда АКБ и для её десульфатации) не особо сложно, потребуется:

- Два диода in5406 (3 А, 1000 В), два патрона под лампочку, лампочки на 230В, 300 Вт-1шт, 75 Вт-1 шт. Один одно или двухполюсный автомат на 230 В на ток 3 или 6 А.

Ссылка на статью: https://dzen.ru/a/ZqAJ1x2Rby8YT9-g