Жеймо Янина Болеславовна (1909–1987)
Замечательная советская киноактриса польского происхождения.
Родилась в городе Волковыск (ныне Гродненская область, Белоруссия) в семье цирковых артистов – музыкальных эксцентриков Жозефа Болеслава Жеймо и Анны Констанции Лозинской. Была младшим ребенком семье и с трех лет выступала в цирке в составе семейной труппы.
Можно сказать, что все её детство прошло за кулисами и на арене цирка. К 16 годам девушка была прекрасной гимнасткой, наездницей, эквилибристкой, танцовщицей и при этом имела телосложение девочки – подростка. В середине 20-х она окончила курсы под названием «Фабрика эксцентричного киноактера» в Ленинграде и решила делать карьеру в кино.
Кинодебют состоялся в 1925 году. Янина сыграла роль Мишки в фильме «Мишки против Юденича» где её партнером был актер Андрей Костричкин, за которого она вскоре вышла замуж. В этом браке, вскоре распавшимся у неё родилась дочь, так же получившая имя Янина
В эпоху «великого немого» Янина Жеймо снялась более чем в 10 фильмах на студии «Севзапкино» (будущий Ленфильм) большинство из которых не сохранились.
В эпоху появления в кино звука миниатюрная актриса продолжала много сниматься, Первый большой успех ей принесла роль школьницы Леночки в фильме «Разбудите Леночку» 1934 года.
Особое место в её фильмографии занимает фильм «Подруги» о судьбе трех девушек-медсестер, воевавших на фронтах Гражданской войны.
Вместе с ней в картине снимались Зоя Федорова и Ирина Зарубина, но если их героинь в детстве играли ленинградские школьницы, то Янина Жеймо прекрасно справилась с ролью Аси Пуговки, как в детском, так и в более старшем возрасте. За этот фильм Жеймо была удостоена ордена «Знак Почёта». Всего в довоенный период она снялась в 15 фильмах, что было весьма немало для того времени, когда в год выходило не более 10–12 фильмов.
Во время войны актриса снялась в нескольких «Боевых киносборниках», патриотических фильмах «Мы с Урала» и «Юный Фриц», а также сыграла роль медсестры в знаменитом фильме Леонида Лукова «Два бойца».
Однако главная роль ждала её впереди. В 1947 году она снялась в главной роли в фильме сказке Надежды Кошеверовой «Золушка», по которой мы, собственно говоря, её и помним.
На момент съемок Янине Жеймо было 37 лет, но миниатюрная актриса (рост 148 см, размер одежды 34, обуви 31) прекрасно справилась с ролью юной девушки.
К сожалению, после этого фильма Янина Болеславовна снялась всего только в одном фильме «Два друга».
С 1949 года она проживала в Москве и играла на сцене Театра киноактера.
В 1957 году со своим мужем польским режиссёром Леоном Жанно, уехала в Польшу. Жила в Варшаве, но часто бывала в Советском Союзе.
Скончалась 29 декабря 1987 года. Согласно её завещанию была похоронена в Москве на 98-м участке Востряковского кладбища.
Жизнева Ольга Андреевна (1899–1972)
Известная советская актриса кино, Народная артистка РСФСР. Снималась у таких классиков советского кино, как Протазанов, Пырьев и других. Жена кинорежиссера Абрама Роома (не путать с Михаилом Роммом).
Родилась в Санкт-Петербурге. Мать девочки умерла в родах, поэтому воспитанием её занималась бабушка, мать отца, этническая немка, почти не говорившая по-русски. В детстве девочка очень много читала и часто бывала с отцом столичных театрах. Наверное, именно это обстоятельство зародило в ней мечту играть на сцене.
В возрасте 20 лет Ольга отправилась в Москву, где поступила в драматическую школу Государственного показательного театра. После того, как школа распалась, она продолжила обучение в Школе при театре Корша.
С 1920 года начала играть на профессиональной сцене, взяв в качестве сценического псевдонима девичью фамилию своей матери. Играла во многих театрах по всей России.
В 1924 году в одном из спектаклей её увидел Яков Протазанов и пригласил сняться в своем ставшим потом классическом фильме «Закройщик из Торжка» где её партнером стал Игорь Ильинский
Фильм имел большой успех и тут же последовало предложение сняться в следующей картине Якова Александровича «Процесс о трёх миллионах»
Потом было ещё несколько картин в том числе самая первая режиссерская работа Ивана Пырьева «Посторонняя женщина»
В 1929 году снялась в фильме Абрама Роома «Привидение, которое не возвращается»
и в том же году вышла за него замуж.
После появления в СССР звукового кино продолжала много и успешно сниматься.
В 1948 году сыграла одну из главных женских ролей в фильме своего мужа «Суд чести»
за который его создатели были удостоены Сталинской премии 1 степени.
В 1953 году сыграла роль императрицы Екатерины II в фильме «Адмирал Ушаков».
В дальнейшем снималась достаточно много, но главным образом в эпизодических, но запоминающихся ролях. Наверняка мои уважаемые читатели многие из вас вспомнят её Полину Андреевну, матушку учителя Мельникова из фильма «Доживем до понедельника».
Последней ролью сыгранной Ольгой Андреевной в кино стала княгиня Тихвинская из фильма «Достояние республики».
Возможно, кому-то из вас мои уважаемые читатели покажется интересным тот факт, что некоторые сцены из этого фильма снимались на Введенском кладбище в Москве.
В «роли» семейного склепа князей Тихвинских сняли расположенный на 8 участке склеп семейства Кельх, который, наверное, тогда более 50 лет назад выглядел более-менее прилично. Сегодня это уникальное сооружение, бывшее когда-то настоящим произведением мемориального искусства работы архитектора Л. С. Кекушева выглядит не лучшим образом
А совсем недалеко от него на участке 29 похоронены Народная артистка РСФСР Ольга Андреевна Жизнева и её муж Абрам Матвеевич Роом
Екатерина Васильевна Зелёная (1901–1991)
Великолепная, незабываемая актриса, театра и кино, артистка эстрады, мастер имитации детской речи которую все мы помним под сценическим псевдонимом Рина Зеленая. Народная артистка РСФСР.
Родилась в Ташкенте. После переезда семьи в Москву училась в гимназии фон Дервиза в Гороховском переулке.
В 1919 году окончила Московское театральное училище.
В 20-е годы выступала на эстраде как профессиональная певица, но вскоре перешла на эстрадные номера. Тогда же и «ополовинила» свое имя Екатерина.
В годы расцвете НЭПа в столице было огромное количество заведений, в которых она находила применение своим талантам
По её собственным воспоминаниям атмосфера в то время была абсолютно свободная, никто ничего не боялся, и она сама совершенно спокойно распевала со сцены:
Вхожу в одну я залу,
Смотрю народу нет –
Висит один на сцене
Карлмарксовый потрет…
В популярном варьете «Балаганчик» конферансье С. Тимошенко представлять её так:
«Это современная актриса, актриса сего дня, актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица, плясунья, певица — всё сие проделывающая с иронически лукавой улыбкой, блеском глаз и мгновенной реакцией на окружающее».
В 1924 году стала актрисой Московского театра сатиры. С 1928 года перешла в труппу Театра обозрений при Доме печати. Работала в Московском и Ленинградском мюзик-холлах, Московском театре миниатюр.
В кино дебютировала в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь» появившись буквально на полминуты в образе доморощенной певички на воровской малине:
Юха-юха, юха-ха-ха,
Чем я, девочка, плоха?
Юбочка бордовая,
Сама - чернобровая!
На столе стоит чернило,
А в черниле два пера.
Прощай, папа, прощай, мама,
Я поеду на Кавказ!
В 1930-е годы выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. В её репертуаре стихи Владимира Маяковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова.
Некоторые стихи она читала детским голосом и в итоге у неё получилась целая программа «Взрослым о детях» или «О маленьких для больших» с которой, она выступала на эстраде.
Многие свои монологи она писала сама, а в 1939 году вместе со своей близкой подругой Агнией Барто написала сценарий кинокомедии «Подкидыш» в которой сыграла роль домработницы Ариши.
Во время Великой отечественной войны постоянно выступала на фронте в составе фронтовых бригад.
В 1944 году была награждена орденом Красной Звезды. В наградном листе к ордену указано:
«Находясь на 4 Украинском фронте т. Зелёная, вместе с боевыми частями прошла через Карпаты. В минуты передышки между боями в землянке, разрушенном сарае или на поляне выступала в 83 концертах для рядовых, офицеров и генералов».
После войны вернулась на эстраду, снималась в кино, озвучивала мультфильмы, написала замечательную книгу мемуаров «Разрозненные страницы».
В кино сыграла более 50-ти ролей. Предлагаю вам вспомнить наиболее яркие.
Скончалась замечательная актриса 1 апреля 1991 года. Похоронен на Введенском кладбище рядом с мужем Топуридзе Константином Тихоновичем (1905–1977) архитектором автором знаменных фонтанов на ВДНХ.
Зелинская Зоя Николаевна (1929–2024)
Известная советская актриса театра и кино, которую сегодня в первую очередь помнят, как пани Терезу из незабываемого «Кабачка 13 стульев». Народная артистка РСФСР, заслуженный деятель культуры Польши.
Родилась в Москве в семье крупного хозяйственного руководителя, заведующего отделом транспорта Моссовета. Девичья фамилия Ющук. Незадолго до Великой Отечественной войны кто-то из родственников отца был осужден и ему предложили добровольно отправиться на Колыму, чтобы возглавить дорожно-строительное управление.
В Москву семья вернулась уже после войны. Зоя с детства мечтала стать артисткой и всерьез готовилась к будущей карьере. Она занималась вокалом, танцами, а в старших классах подрабатывала манекенщицей в доме моделей на Кузнецком мосту.
После школы поступила в ГИТИС, который окончила в 1954 году. На последнем курсе вышла замуж за режиссера Г. В. Зелинского, который работал в Театре сатиры заведующим труппой и помощником главного режиссёра.
В этот же театр он привел и молодую жену, которая посвятила «Сатире» 70 лет своей жизни.
В кино Зоя Николаевна дебютировала в 1956 году, снявшись в небольшом эпизоде знаменитой «Карнавальной ночи»
В дальнейшем в кино почти не снималась, за исключением фильмов – спектаклей театра Сатиры, но вот роль пани Терезы в, пожалуй, самом популярном и самом «долгоиграющем» проекте советского телевиденья сделал её популярной не только в Советском Союзе, но и в Польше. Интересным на мой взгляд можно считать тот факт, что отцом – основателем и режиссером «Кабачка» стал первый муж нашей героини, перешедший к тому моменту из театра на ЦТ. Несмотря на то, что они к тому моменту уже несколько лет, как расстались отношения сохранили хорошие и «семейный дуэт» Зоя Зелинская – пани Тереза и Роман Ткачук – пан Владек быстро стали одними из главных завсегдатаев «Кабачка 13 стульев» и популярнейшими персонажами.
После того как в 1980 году «Кабачок 13 стульев» был закрыт навсегда Зоя Николаевна Зелинская сосредоточилась главным образом на работе в театре.
А вот в кино, как это ни парадоксально в девяностые и нулевые годы она стала сниматься гораздо активнее, чем раньше.
Её постоянно приглашали в фильмы и сериалы в том числе достаточно успешные, как:
и многие другие.
Последней её работой стала роль бабушки главной героини в сериале 2008 года «Воротилы».
Зоя Николаевна Зелинская скончалась 29 апреля 2024 года на 95-м году жизни. Похоронена 21 участке Троекуровского кладбища.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи на канале «Москва памятная».