Найти тему
Москва памятная

Актрисы советского кино, похороненные в Москве. Продолжаем вспоминать тех, кто дарил нам радость

Оглавление

Жеймо Янина Болеславовна (1909–1987)

Замечательная советская киноактриса польского происхождения.
Родилась в городе Волковыск (ныне Гродненская область, Белоруссия) в семье цирковых артистов – музыкальных эксцентриков Жозефа Болеслава Жеймо и Анны Констанции Лозинской. Была младшим ребенком семье и с трех лет выступала в цирке в составе семейной труппы.

Цирковая семья Жеймо 1912 год. Янина крайняя слева с барабаном
Цирковая семья Жеймо 1912 год. Янина крайняя слева с барабаном

Можно сказать, что все её детство прошло за кулисами и на арене цирка. К 16 годам девушка была прекрасной гимнасткой, наездницей, эквилибристкой, танцовщицей и при этом имела телосложение девочки – подростка. В середине 20-х она окончила курсы под названием «Фабрика эксцентричного киноактера» в Ленинграде и решила делать карьеру в кино.

Кинодебют состоялся в 1925 году. Янина сыграла роль Мишки в фильме «Мишки против Юденича» где её партнером был актер Андрей Костричкин, за которого она вскоре вышла замуж. В этом браке, вскоре распавшимся у неё родилась дочь, так же получившая имя Янина
В эпоху «великого немого» Янина Жеймо снялась более чем в 10 фильмах на студии «Севзапкино» (будущий Ленфильм) большинство из которых не сохранились.

В эпоху появления в кино звука миниатюрная актриса продолжала много сниматься, Первый большой успех ей принесла роль школьницы Леночки в фильме «Разбудите Леночку» 1934 года.

-3

Особое место в её фильмографии занимает фильм «Подруги» о судьбе трех девушек-медсестер, воевавших на фронтах Гражданской войны.

-4

Вместе с ней в картине снимались Зоя Федорова и Ирина Зарубина, но если их героинь в детстве играли ленинградские школьницы, то Янина Жеймо прекрасно справилась с ролью Аси Пуговки, как в детском, так и в более старшем возрасте. За этот фильм Жеймо была удостоена ордена «Знак Почёта». Всего в довоенный период она снялась в 15 фильмах, что было весьма немало для того времени, когда в год выходило не более 10–12 фильмов.

Во время войны актриса снялась в нескольких «Боевых киносборниках», патриотических фильмах «Мы с Урала» и «Юный Фриц», а также сыграла роль медсестры в знаменитом фильме Леонида Лукова «Два бойца».

-5

Однако главная роль ждала её впереди. В 1947 году она снялась в главной роли в фильме сказке Надежды Кошеверовой «Золушка», по которой мы, собственно говоря, её и помним.

-6

На момент съемок Янине Жеймо было 37 лет, но миниатюрная актриса (рост 148 см, размер одежды 34, обуви 31) прекрасно справилась с ролью юной девушки.

К сожалению, после этого фильма Янина Болеславовна снялась всего только в одном фильме «Два друга».
С 1949 года она проживала в Москве и играла на сцене Театра киноактера.
В 1957 году со своим мужем польским режиссёром Леоном Жанно, уехала в Польшу. Жила в Варшаве, но часто бывала в Советском Союзе.

Скончалась 29 декабря 1987 года. Согласно её завещанию была похоронена в Москве на 98-м участке Востряковского кладбища.

Памятник на могиле
Памятник на могиле
Табличка на дереве рядом с могилой с надписью на польском языке.
Табличка на дереве рядом с могилой с надписью на польском языке.

Жизнева Ольга Андреевна (1899–1972)

-9

Известная советская актриса кино, Народная артистка РСФСР. Снималась у таких классиков советского кино, как Протазанов, Пырьев и других. Жена кинорежиссера Абрама Роома (не путать с Михаилом Роммом).

Родилась в Санкт-Петербурге. Мать девочки умерла в родах, поэтому воспитанием её занималась бабушка, мать отца, этническая немка, почти не говорившая по-русски. В детстве девочка очень много читала и часто бывала с отцом столичных театрах. Наверное, именно это обстоятельство зародило в ней мечту играть на сцене.
В возрасте 20 лет Ольга отправилась в Москву, где поступила в драматическую школу Государственного показательного театра. После того, как школа распалась, она продолжила обучение в Школе при театре Корша.

С 1920 года начала играть на профессиональной сцене, взяв в качестве сценического псевдонима девичью фамилию своей матери. Играла во многих театрах по всей России.

В 1924 году в одном из спектаклей её увидел Яков Протазанов и пригласил сняться в своем ставшим потом классическом фильме «Закройщик из Торжка» где её партнером стал Игорь Ильинский

-10

Фильм имел большой успех и тут же последовало предложение сняться в следующей картине Якова Александровича «Процесс о трёх миллионах»

-11

Потом было ещё несколько картин в том числе самая первая режиссерская работа Ивана Пырьева «Посторонняя женщина»

-12

В 1929 году снялась в фильме Абрама Роома «Привидение, которое не возвращается»

-13

и в том же году вышла за него замуж.

После появления в СССР звукового кино продолжала много и успешно сниматься.
В 1948 году сыграла одну из главных женских ролей в фильме своего мужа «Суд чести»

-14

за который его создатели были удостоены Сталинской премии 1 степени.

В 1953 году сыграла роль императрицы Екатерины II в фильме «Адмирал Ушаков».

-15

В дальнейшем снималась достаточно много, но главным образом в эпизодических, но запоминающихся ролях. Наверняка мои уважаемые читатели многие из вас вспомнят её Полину Андреевну, матушку учителя Мельникова из фильма «Доживем до понедельника».

-16

Последней ролью сыгранной Ольгой Андреевной в кино стала княгиня Тихвинская из фильма «Достояние республики».

-17

Возможно, кому-то из вас мои уважаемые читатели покажется интересным тот факт, что некоторые сцены из этого фильма снимались на Введенском кладбище в Москве.

-18

В «роли» семейного склепа князей Тихвинских сняли расположенный на 8 участке склеп семейства Кельх, который, наверное, тогда более 50 лет назад выглядел более-менее прилично. Сегодня это уникальное сооружение, бывшее когда-то настоящим произведением мемориального искусства работы архитектора Л. С. Кекушева выглядит не лучшим образом

-19

А совсем недалеко от него на участке 29 похоронены Народная артистка РСФСР Ольга Андреевна Жизнева и её муж Абрам Матвеевич Роом

-20

Екатерина Васильевна Зелёная (1901–1991)

-21

Великолепная, незабываемая актриса, театра и кино, артистка эстрады, мастер имитации детской речи которую все мы помним под сценическим псевдонимом Рина Зеленая. Народная артистка РСФСР.

Родилась в Ташкенте. После переезда семьи в Москву училась в гимназии фон Дервиза в Гороховском переулке.
В 1919 году окончила Московское театральное училище.
В 20-е годы выступала на эстраде как профессиональная певица, но вскоре перешла на эстрадные номера. Тогда же и «ополовинила» свое имя Екатерина.
В годы расцвете НЭПа в столице было огромное количество заведений, в которых она находила применение своим талантам

-22

По её собственным воспоминаниям атмосфера в то время была абсолютно свободная, никто ничего не боялся, и она сама совершенно спокойно распевала со сцены:

Вхожу в одну я залу,
Смотрю народу нет –
Висит один на сцене
Карлмарксовый потрет…

В популярном варьете «Балаганчик» конферансье С. Тимошенко представлять её так:

«Это современная актриса, актриса сего дня, актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица, плясунья, певица — всё сие проделывающая с иронически лукавой улыбкой, блеском глаз и мгновенной реакцией на окружающее».

В 1924 году стала актрисой Московского театра сатиры. С 1928 года перешла в труппу Театра обозрений при Доме печати. Работала в Московском и Ленинградском мюзик-холлах, Московском театре миниатюр.

В кино дебютировала в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь» появившись буквально на полминуты в образе доморощенной певички на воровской малине:

Юха-юха, юха-ха-ха,
Чем я, девочка, плоха?
Юбочка бордовая,
Сама - чернобровая!
На столе стоит чернило,
А в черниле два пера.
Прощай, папа, прощай, мама,
Я поеду на Кавказ!
-23

В 1930-е годы выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. В её репертуаре стихи Владимира Маяковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова.
Некоторые стихи она читала детским голосом и в итоге у неё получилась целая программа «Взрослым о детях» или «О маленьких для больших» с которой, она выступала на эстраде.

Многие свои монологи она писала сама, а в 1939 году вместе со своей близкой подругой Агнией Барто написала сценарий кинокомедии «Подкидыш» в которой сыграла роль домработницы Ариши.

-24

Во время Великой отечественной войны постоянно выступала на фронте в составе фронтовых бригад.
В 1944 году была награждена орденом Красной Звезды. В наградном листе к ордену указано:

«Находясь на 4 Украинском фронте т. Зелёная, вместе с боевыми частями прошла через Карпаты. В минуты передышки между боями в землянке, разрушенном сарае или на поляне выступала в 83 концертах для рядовых, офицеров и генералов».

После войны вернулась на эстраду, снималась в кино, озвучивала мультфильмы, написала замечательную книгу мемуаров «Разрозненные страницы».
В кино сыграла более 50-ти ролей. Предлагаю вам вспомнить наиболее яркие.

«Весна» «Нет, такие губы в этом сезоне уже не носят». Импровизация Рины Зеленой ставшая крылатой фразой.
«Весна» «Нет, такие губы в этом сезоне уже не носят». Импровизация Рины Зеленой ставшая крылатой фразой.
«Приключения Буратино». Черепаха Тортила.
«Приключения Буратино». Черепаха Тортила.
«Приключения Шерлока Холмса» Миссис Хадсон
«Приключения Шерлока Холмса» Миссис Хадсон

Скончалась замечательная актриса 1 апреля 1991 года. Похоронен на Введенском кладбище рядом с мужем Топуридзе Константином Тихоновичем (1905–1977) архитектором автором знаменных фонтанов на ВДНХ.

-28

Зелинская Зоя Николаевна (1929–2024)

-29

Известная советская актриса театра и кино, которую сегодня в первую очередь помнят, как пани Терезу из незабываемого «Кабачка 13 стульев». Народная артистка РСФСР, заслуженный деятель культуры Польши.

Родилась в Москве в семье крупного хозяйственного руководителя, заведующего отделом транспорта Моссовета. Девичья фамилия Ющук. Незадолго до Великой Отечественной войны кто-то из родственников отца был осужден и ему предложили добровольно отправиться на Колыму, чтобы возглавить дорожно-строительное управление.
В Москву семья вернулась уже после войны. Зоя с детства мечтала стать артисткой и всерьез готовилась к будущей карьере. Она занималась вокалом, танцами, а в старших классах подрабатывала манекенщицей в доме моделей на Кузнецком мосту.

После школы поступила в ГИТИС, который окончила в 1954 году. На последнем курсе вышла замуж за режиссера Г. В. Зелинского, который работал в Театре сатиры заведующим труппой и помощником главного режиссёра.
В этот же театр он привел и молодую жену, которая посвятила «Сатире» 70 лет своей жизни.

В кино Зоя Николаевна дебютировала в 1956 году, снявшись в небольшом эпизоде знаменитой «Карнавальной ночи»

-30

В дальнейшем в кино почти не снималась, за исключением фильмов – спектаклей театра Сатиры, но вот роль пани Терезы в, пожалуй, самом популярном и самом «долгоиграющем» проекте советского телевиденья сделал её популярной не только в Советском Союзе, но и в Польше. Интересным на мой взгляд можно считать тот факт, что отцом – основателем и режиссером «Кабачка» стал первый муж нашей героини, перешедший к тому моменту из театра на ЦТ. Несмотря на то, что они к тому моменту уже несколько лет, как расстались отношения сохранили хорошие и «семейный дуэт» Зоя Зелинская – пани Тереза и Роман Ткачук – пан Владек быстро стали одними из главных завсегдатаев «Кабачка 13 стульев» и популярнейшими персонажами.

-31

После того как в 1980 году «Кабачок 13 стульев» был закрыт навсегда Зоя Николаевна Зелинская сосредоточилась главным образом на работе в театре.

А вот в кино, как это ни парадоксально в девяностые и нулевые годы она стала сниматься гораздо активнее, чем раньше.
Её постоянно приглашали в фильмы и сериалы в том числе достаточно успешные, как:

"На углу у Патриарших" (1995)
"На углу у Патриарших" (1995)
"Сыщик без лицензии" (2003)
"Сыщик без лицензии" (2003)
"Внимание, говорит Москва!" (2005)
"Внимание, говорит Москва!" (2005)

и многие другие.
Последней её работой стала роль бабушки главной героини в сериале 2008 года «Воротилы».

-35

Зоя Николаевна Зелинская скончалась 29 апреля 2024 года на 95-м году жизни. Похоронена 21 участке Троекуровского кладбища.

-36

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи на канале «Москва памятная».

Москва памятная | Дзен