Всем привет, с вами Неоновый Герой. Спустя почти 20 лет затишья, на экраны, наконец, вышел очередной фильм по франшизе "Ворон". Я уже сходил на сеанс в кинотеатр, и готов поделиться с вами мнением по поводу качества данного фильма, однако, я хочу разобрать всю франшизу "Ворон" насколько возможно. В этой статье я подробно разберу этого персонажа, поговорим обо всех фильмах( и не только), а также выделю конкретные особенности каждого Ворона(как способности персонажа так и личности). Итак...
Комикс 1989 года
Думаю, сейчас уже никого не удивит, если я скажу, что Ворон - это очередной супергерой из комиксов. Однако, появился он тогда, когда это ещё не было мейнстримом. Кроме того, в отличие от подростковых Marvel и DC, оригинальный графический роман Джеймса О Барра, вышедший в 1989 году, исполнен в чёрно-белых тонах и со сценами жестокости и насилия. История рассказывает, как на музыканта Эрика Дрейвэна и его невесту Шелли посреди пустынного шоссе напала банда жестокого Ти-Бёрда, бесчинствующая в канун Хэллоуина. Они выстрелили Эрику в голову, после чего изнасиловали и жестоко убили Шелли. Эрик умирает, однако в этот момент и появляется Ворон, который даёт ему шанс отомстить бандитам за себя и Шелли.
По заявлению самого Джеймса О Барра, идея "Ворона" пришла к нему после 3-летнех депрессии, возникшей после того, как в реальности девушку писателя сбил насмерть пьяный водитель. О Барр передал всю боль и отчаяние на страницах "Ворона": графический роман выдержан в мрачном и реалистичном стиле. Там же была и проработана предыстория Ворона, о том, как когда-то именно Ворон был божеством, принёсшим благополучие и справедливость людям, однако, впоследствии мистическую историю Ворона было решено опустить. Так что, в последующем(а я имею в виду фильмы и игры) Ворон является перевозчиком души из царства живых в царство мёртвых, однако, если душа находилась в момент гибели в состоянии невероятной скорби, Ворон даёт шанс человеку на отмщение и восстановление справедливости. Человек восстаёт из мёртвых и получает неуязвимость ко всем физическим повреждениям, будь то огнестрельные ранения или порезы. Однако, стоит ранить или убить самого Ворона, то его носитель теряет неуязвимость, а то может и умереть. Кроме того, Ворон будет держать его душу в мире живых, пока не свершится месть, и убийцы не будут наказаны. Ну и конечно, главная мотивационная сила носителя Ворона - любовь к невинно убитому родному человеку. В общем, именно эти способности были присущи всем носителям Ворона(ну, конечно, у каждого имеются свои персональные способности, о чём мы поговорим ниже).
Ворон (1994) - Эрик Дрэйвен
Экранизация комикса случилась в 1994 году. Режиссёром выступил Алекс Пройас, а главную роль исполнил восходящая тогда звезда боевиков и сын Брюса Ли - Брэндон Ли.
Несмотря на то, что Пройас убеждал в почти 100-процентном переносе комикса на экране, завязка сюжета совсем иная. Банда Ти-Бёрда по заказу так называемых "чёрных риэлторов" пытается надавить на Шелли, так как она была против сноса многоквартирного дома, в котором жила. Однако, когда бандиты ворвались к девушке, внезапно пришёл Эрик, и злодеи убили его, несколько раз прострелив ему грудь, а следом выкинув в окно, а также надругались над самой Шелли. Спустя год, Ворон пожаловал на могилу Эрика и воскресил его из мёртвых. Вернувшись в мансарду, где произошло убийство, Эрик вспоминает, для чего его вернули из мира мёртвых, и нанеся грим на своё лицо(под крутую композицию группы The Cure - Burn), отправляется мстить обидчикам.
Брэндон Ли внёс большой вклад в развитии своего героя. Эрик Дрэйвен - это гротескный, меланхоличный герой, не лишённый юмора(порой даже чёрного). В перерывах между местью, он бренчит на электрогитаре, вспоминая своё музыкальное прошлое, не переставает заботиться о маленькой девочке Саре, о которой когда-то он с Шелли заботился ещё при жизни, поскольку мать Сары забила на дочь, пребывая в наркотическом трансе с одним отморозков банды Ти-Бёрда. Также он помогает детективу полиции Альбрехту распутать дело об убийстве Шелли, и наводит его на главного заказчика - Топа Доллара. Однако только Эрик сможет самолично разобраться с Долларом и его бандой.
-"Дождь не может идти вечно!"
Помимо неуязвимости, Эрик также обладает рядом других интересных способностей: например передача эмоций и боли при прикосновении к другому человеку. Также имеется способность видеть то, что видит ворон: не стоит забывать, что именно в Вороне заключается душа самого Дрэйвена. Дрэйвен умудряется даже вылечить от наркотической зависимости мать Сары, буквально "выкачав" из её вен наркотики. А в финальной схватке с Топом Долларом Эрик побеждает врага именно передав всю боль Шелли перед смертью путём прикосновения к оному. Да и главных обидчиков, герой не забывает покарать весьма гротескно и символично, не забыв ещё и нарисовать на месте их убийства свой фирменный знак ворона. Но, с рядовыми врагами, конечно же Эрик использует более тривиальные средства: пистолеты и клинок. Экшена в первой части не так много, однако хореография боёв, как и перестрелки, смотрятся весьма эффектно и зрелищно.
Теперь о грустном. Производственный процесс "Ворона" был натуральным адом: горели декорации, каскадёры получали травмы. В общем, считалось что фильм проклят. Но, самое ужасное событие случилось 31 марта 1993 года, когда во время съёмок одной из сцен был смертельно ранен Брэндон Ли. Считается, что "Магнум" из которого выстрелил актёр Майкл Масси, игравший одного из бандитов, был заряжен холостым патроном, с высыпанием перед этим пороховой части. Однако, по видимому, какая-то часть пороха осталась в патроне, и этого оказалось достаточно, чтобы пуля пронзила живот Брэндона Ли. Врачи боролись за его жизнь 12 часов, но не сумели его спасти. Брэндон Ли скончался за несколько дней до своей свадьбы. После трагической гибели главного актёра, встал вопрос о отмене фильма, однако вся съёмочная группа убедила режиссёра Пройаса закончить фильм, как дань уважения Брэндону Ли. В итоге фильм был доснят с использованием дублёра и хорошего друга Брэндона Ли - Чеда Стахельски, который позже создаст франшизу "Джон Уик". Пришлось даже прибегнуть к техническим ухищрениям, накладывая на тело Стахельски лицо Брэндона Ли. В итоге при бюджете в 23 миллиона собрать удалось более 90. Многие отмечали отличные декорации и актёрскую игру покойного Брэндона Ли.
По итогу, фильм "Ворон" стал культовым, как среди любителей комиксов, так и среди готов и неформалов. Мрачная и дождливая атмосфера Детроита(именно этот город имеется в виду в качестве декорации), брутальный и немногословный главный герой и отличный подбор рок-музыки, наводящей какую-то внутреннюю меланхолию( The Cure, Nine ich Nails, Rage against from Machine) во многом повлияло на культуру мистических фильмов и игр(вспомнить, например, Vampire: The Masquerade - Bloodlines - атмосфера этой культовой игры очень много где отсылается на серию "Ворон".).
Помимо фильма в период с 1998 по 1999 выходил сериал "Ворон-Лестница в небо", который более развёрнуто рассказывал историю Эрика Дрэйвена. Главную роль здесь исполнил известный актёр и мастер боевых искусств Марк Дакаскос("Драйв" 1997 года). Сериал состоит из 22 серий, и, к сожалению, я его помню плохо, однако, он был намного лучше сиквела, кроме того, в нём были неплохо проработаны экшен сцены и сцены драк. Тем не менее, производство сериала было свёрнуто, несмотря на вполне сносные оценки зрителей.
Ворон 2: Город Ангелов
Вопрос о второй части фильма, несмотря на гибель Брэндона Ли, был решённым, после хороших кассовых сборов первой части. На самом деле у Miramax, выпускающей сиквел были прямо таки грандиозные планы насчёт франшизы: помимо фильма планировались к выпуску новеллизация и последующие продолжения "Города ангелов", как в книгах, так и в комиксах, а также ещё и видеоигра. Спойлер: всё это было выпущено, но никому оказалось не нужно. При 13 миллионах долларов, потраченных на выпуск фильма, собрать удалось лишь 25, что считается кассовым провалом.
Ладно, что там с сюжетом? Маленькая девочка Сара повзрослела и, переехав в Лос-Анджелес, стала работать в тату-салоне. Периодически ей, как имевшей духовную связь с Вороном, периодически приходят видения, где она и увидела очередного носителя "Ворона". Им оказался Эш Корвен - автомеханик и картёжник-иллюзионист. На беду, его малолетний сын Дэнни увидел преступление, совершённое бандой злого Джуды, местного наркобарона. Отца с сыном отправили на дно морское, однако, при помощи Сары(и Ворона, разумеется) Эш вернулся в мир живых. Теперь он полон решимости уничтожить банду Джуды и вернуться к сыну на небеса.
Роль Эша исполнил французский актёр Венсан Перес. Помимо него, из известных личностей в фильме засветились Игги Поп, который должен был играть Фанбоя в первом фильме, однако рок отвёл его от этой роли(так как именно Майкл Масси, по неосторожности убивший Брэндона Ли, играл Фанбоя) и Томас Джейн( "Мгла" и "Каратель" 2004 года). Перес, кстати, не единственный пробовался на роль нового "Ворона" - кое-где была информация, что Эша должен был сыграть Джон Бон Джови. Естественно, в "Городе ангелов" по вполне понятной причине было меньше экшена и драк(потому как это всё было припасено для видеоигры, да и Перес - не мастер боевых искусств в отличие от Брэндона Ли). Зато добавили больше мистики и весьма спорных решений(оказывается, если выпить кровь носителя Ворона, то обретёшь его способности). Сам Эш Корвен не так харизматичен, как Эрик Дрейвэн, и его юмор напоминает натуральное кривляние Джокера из DC, особенно если учесть его любовь к игральным картам. Зато у этого Ворона есть особые скиллы: например, наслать на противника стаю воронов, что выглядело красиво. Саундтрек "Города Ангелов" был не хуже первой части, хотя и знакомых исполнителей было меньше(Korn и вышеупомянутый Игги Поп).
Известно то, что оригинальная концовка "Города ангелов" была в итоге заменена на другую, где главный герой уходил из мира живых, чтобы быть со своими близкими(и это стало закономерностью в серии фильмов). Однако в новеллизациях и видеоигре был оставлен оригинальный финал, где Эш оставался в мире живых в качестве неживого супергероя, борящегося со злом. Видимо, планировалось, что именно Эш Корвен станет в дальнейшем главным героем всей франшизы, однако, видимо Венсан Перес согласился только на один фильм, либо чёрт его знает, почему всё сорвалось. Кстати, о книгах. Серия "Ворон" выходила с 1996 по 2001 год, и в данной линейке книг - семь штук, включая даже те, по которым выходили следующие части(например "Жестокое причастие 2000 года). К сожалению, я так и не смог найти книги даже в английском языке, поэтому сказать о них ничего не могу(а если найду, то чтож, расскажу о них в следующей статье). Но вот видеоигру The Crow: City of Angels, я пробовал ещё в детстве, и о ней коротко можно рассказать.
Игра вышла на Playstation, Dreamcast и PC, и сильно запоздала со своим релизом(выпущена была в 1997, хотя планировалась вместе с выходом фильма). Основная версия - разумеется версия на PS One. Здесь игра старается следовать фильму, а игрок берёт на себя роль Эша Корвена. Как и положено трендам, которые были тогда актуальны на PS One, действие игры происходит на двухмерных задниках при трёхмерной модели главгероя и его противников(лавры Resident Evil всё не давали игроделам покоя). Однако разрабы игры банально не предусмотрели, что beat em up(а именно в этом жанре позиционируется The Crow: City of Angels) банально неудобен на двухмерных задниках. В результате, управление персонажем было полностью сломано. И всё бы ничего, если бы противники не были вооружены огнестрелом, которые мигом превращали несчастного Эша в решето(да, бессмертного Ворона, который даже регенерить здоровье не может в игре). В общем, игра получила статус одной из худших видеоигр всех времён и народов(что неудивительно).
Ворон 3: Спасение
Третья часть "Ворона" с подзаголовком "Спасение", вышла в 2000 году. Из-за кассового провала "Города Ангелов" эта часть франшизы вышла сразу на DVD. В целом, киноделы вернулись к концепции первой части о любви между парнем и девушкой, пусть история была вновь оригинальной.
На сей раз нас переносят в Солт-Лейк-Сити. Главный герой "Спасения" - 21-летний Алекс Корвиз, был приговорён к смертной казни через электрический стул за жестокое убийство своей девушки Лорэн: на теле несчастной было 54 ножевых ранения. Однако, парня подставили, и Алекс даже видел таинственного человека со шрамами на руке, который подложил ему свой нож. Однако, никто не верит парню, и Алекса сжигают заживо на стуле. Однако, Ворон возвращает Алекса к жизни прямо в тюремном морге, и теперь Корвиз начинает поиски "человека со шрамами", попутно разоблачая коррумпированных полицейских и убеждая родную сестру Лорен - Эрин, в своей невиновности. Кстати, в кой-то веки антагонисты в "Вороне" - не поехавшие на мистике маньяки, а вполне себе реалистичные коррумпированные копы во главе с таинственным "человеком со шрамом".
"Спасение" сумел в целом сохранить мрачную атмосферу оригинального "Ворона", хоть и без дождливой погоды и эффектных драк. Алекс Корвиз - единственный носитель "Ворона", который не пользовался гримом для создания образа грустного клоуна, а буквально снял с лица обгоревшую кожу, в результате обзаведясь жуткими шрамами в виде клоунской маски. Он не столь пафосен в разговорах со своими противниками, однако имеет свой фетиш регулярно демонстрировать людям, что ему наплевать на ранения. Как и Эрик Дрейвэн, Алекс любит плащи, однако носит он их, прикрывая свою тюремную робу. Кроме того, в начале фильма, мы видим, как Алекс играет в шахматы со своим адвокатом, и это как бы должно показать о наличии у героя дедуктивных способностей. Однако, к сожалению, он так и не применил их на практике. Да что там говорить: Ворон оказался умнее носителя, когда как Корвиза развели как дурака, инсценировав в середине фильма гибель "человека со шрамами", из-за чего главный герой расклеился. Как и Эш, Алекс не дерётся с рядовыми болванами, зато эффектно стреляет из двух рук в одной из сцен, и столь же красиво наказывает виновников смерти своей девушки, рисуя хз чем изображения Ворона на местах свершения мести.
Роль Корвиза исполнил Эрик Мебиус, известный по роли Немезиса Мэтта из первых двух "Обителей Зла". На мой взгляд, сыграл неплохо, хоть у него нет столь сильной харизмы, как у Брэндона Ли. Кроме того, в фильме засветились Кирстен Данст(и вообще по титрам именно она - главная героиня этого фильма) и Уильям Аттертон. Саундтрек вышел спорным: в "Спасении" больший упор делали на электронную музыку, хотя есть и тяжёлые вещи, вроде ремикса Living Dead Girl от старины Роба Зомби(кстати, есть мнение, что именно с этой части Роб Зомби проявлял интерес к франшизе, однако фильма "Ворон" под его авторством мы так и не дождались) и Danzig. В остальном, третья часть получилась лучше чем вторая, хотя явилась собой типичным боевичком категории B.
"Ворон-4: Жестокое причастие" или Однажды в Мексике.
Четвертая часть сериала(чёрт, выдал главную интригу этой части) по "Ворону" вышла спустя 5 лет после "Спасения", когда уже особо никому не была нужна. Ходят слухи, что изначально это должна была быть рэп-баллада рэппера DMX, о пацанских разборках с налётом мистики. Однако, в итоге DMX отошёл от проекта, а создатели фильма вернулись к мистицизму и паранормальщине.
Считается, что сюжет фильма списан с одноимённого романа 2000 года. На этот раз дело происходит в маленьком городке на границе с Мексикой. Главный герой - откинувшийся с зоны Джимми Куэрво(даже фамилия птичья), живущий в индейской резервации и любящего одеваться на Хэллоуин в костюм Ворона. Ему и его девушке не повезло жить в одном городке с бандой Люка Крэша, который возомнил себя дьяволом и решил провести ритуальное убийство. В результате Джимми лишился сердца, а его девушка - глаз, т.к они понравились девушке Люка. Понятно, что Джимми вернулся в мир живых, с помощью Ворона. Кстати, в этой части объясняют индейское происхождение легенды о Вороне, а это значит, что в конце Ворону помогут натуральные шаманские танцы с бубном(и я не шучу). О самом Джимми и сказать особо-то и нечего, поскольку он получился самым блёклым и скучным носителем Ворона, который больше изливает душу нытьём и странными разговорами, чем мстит за убитую девушку. Проблема была не сколько в сюжете, сколько в исполнителе роли Ворона - Эдварде Фёрлонге, у которого уже тогда были большие проблемы с наркотиками. Ранняя слава из-за роли Джона Коннора в Терминаторе 2, сыграла с Фёрлонгом злую шутку(как в своё время и с Маколеем Калкиным). Кроме того, в роли девушки Сатаны засветилась Тара Рид, ну и какой же фильм на границе с Мексикой без Дэнни Трехо? Саундтрек - да серьёзно, там был какой-то саундтрек? Экшена там было совсем минимум, логика фильма хромала - в общем фильм получился самым худшим в серии фильмов "Ворон"(при бюджете в 8 миллионов говорят о 3 миллионах сборов, а некоторые источники говорят об ограниченных показах фильма и сборах в жалкие 17 тысяч долларов). Впрочем, изначально, планировали выпустить фильм в формате сериала из 2 серий(о чём я проспойлерил ранее).
Перезапуск Ворона 2024 года
Столь ужасный четвёртый фильм в своё время поставил крест на пятой части, поэтому перезапуск франшизы "Ворон" пришлось ждать фанатам целых 15 лет. Права на франшизу передавались из рук в руки, равно как и слухи о новом исполнителе роли Ворона: даже Джейсон Момоа, Аквамэн всея DC в своё время мог сыграть Эрика Дрэйвена. Лишь в 2022 окончательно утвердили как режиссёра, так и главного актёра. Режиссёром выступил Райан Сандерс, известный общественности по экранизации "Призрака в доспехах", а роль Эрика Дрэйвена исполнил Билл Скарсгард - Пеннивайз из перезапуска "Оно" Фильм вышел буквально вчера(на момент написания данной статьи), и я уже его посмотрел, и готов без особых спойлеров поделиться своим мнением.
История Эрика Дрэйвена вновь была переписана. Теперь же это наркоман с суицидальными наклонностями, время от времени пишущий стихи и рисующий жуткие рисунки. Внешний вид персонажа претерпел большие изменения: Эрик Дрэйвен теперь коротковолос и тело его покрыто татуировками, а знаменитый грим Ворона появится у героя Скарсгарда только в конце фильма(и это не макияж, а проклятая кровь Ворона, так-то). Впрочем образ нового Дрэйвена скорее всего адаптирован к реалиям современных неформалов. Первую треть фильма составляют приключения Дрэйвена в клинике, где его буллят сокамерники, затем он встречает свою любовь Шелли, и они вместе сбегают в свободный мир. Добрую часть хронометража нам подробно разжёвывают любовь Эрика и Шелли, и в этом - основная проблема фильма. В то время, как оригинал 1994 года подавал отношения и любовь Эрика и Шелли через флэшбэки и размышления главного героя, в перезапуске мы видим развитие этих отношений и сомнения Эрика в любви к Шелли, когда он узнаёт об ужасном прошлом своей возлюбленной. И всё бы ничего - но в силу любви оригинального фильма ты веришь больше, нежели подростковые сопли и разговоры типа: "а вот если я прыгну, ты ведь тоже прыгнешь, правда?". Любовь всегда была основой для мотивации практически всех Воронов, в перезапуске же реально ощущается как мимолётная страсть, потому как отношения Эрика и Шелли длятся от силы пару дней. Сам Эрик Дрэйвен в исполнении Скарсгарда растерял свою брутальную харизму и уже не смеётся врагам в лицо, не выдаёт философских фраз или каких-то саркастических замечаний в духе чёрного юмора, а похож на депрессивного подростка с суицидальными наклонностями, который становится уверенее в своих действиях с каждым убитым охранником. И я бы понял, если бы "Ворон" 2024 года был ориентирован на подростковую аудиторию, однако рейтинг у фильма 18+. И этот рейтинг вполне оправдан: обилие жестоких сцен, крови и выступающих наружу костей и внутренних органов во всех подробностях, делают этот фильм самым кровавым во всей серии. Ещё в плюс запишу сохранение мрачной и дождливой атмосферы оригинала(на сей раз действие происходит в Нью-Йорке) под вполне неплохой саундтрек от ветеранов пост-панка вроде Joy Division до современных его представителей, вроде The Veils.
Сам Эрик Дрэйвен растерял свои суперспособности вроде вороньего зрения или считывания эмоций при прикосновении, оставив только неуязвимость и способность к регенерации(а при взрослом рейтинге зритель теперь с ужасом может наблюдать, как сращиваются поломанные кости Эрика, и как он засовывает свои кишки обратно). Кстати, герой Скарсгарда единственный "Ворон" с наличием болевого порога: об этом его предупреждает один из персонажей фильма. Когда как в оригинале Эрик Брэндона Ли издевательски хохотал, смотря на противника сквозь дыру в своей руке, а Алекс Корвиз с лёгкостью стрелял из револьвера себе в рот, "Ворон" Скарсгарда страдает от боли практически при каждом ранении, что, впрочем им же забывается при множественных ранениях. Единственное нововедение у Ворона: это путешествие Эрика между мирами, куда он попадает, прыгая с головой в воду, а в мире мёртвых общается со стариком, который выполняет роль объясняющего зрителю, что за чертовщина происходит на экране. Интересно то, что подобный персонаж был и в комиксах: звали его Ковбой-скелет, и режиссёр "Ворона" 1994 года планировал включить его в повествование ещё тогда, но не получилось, по вполне понятным причинам. Экшен сцен в фильме немного, но отдельного разговора заслуживает бойня в опере. Она красиво поставлена и приправлена весьма жестокими моментами. Дрэйвен машет обоюдоострой катаной, срывая челюсти и разваливая черепа охранников напополам, используя свою неуязвимость на полную катушку и тут стоит признать, что это самая зрелищная бойня за всю 30-летнюю историю экранизаций "Ворона". Главные злодеи - опять сатанисты, однако отличающиеся от банды Люка Крэша из 4 части. Скорее они похожи на какое-нибудь тайное общество, которое влияет на мировые события. Главный антагонист - некто Винсент Роуг, манипулятор человеческими душами и дьявол во плоти - желает заполучить Ворона и обрести бессмертие. Однако, в процессе, он не сильно раскрывается, да и финальная битва его с Эриком, честно скажу, разочаровала. Она примерно на уровне битвы Корвена и Джуды из "Города ангелов". Ну и концовка. Не буду раскрывать всех карт, и хотя потенциал у неё был, особенно если таким образом можно было бы объяснить всю мистику, творящуюся в фильме, однако нет. Да и сам Скарсгард в одном из интервью предположил, что открытая концовка фильма намекает на продолжение сей истории. По моему скромному мнению, эта концовка обесценивает все труды главного героя в образе Ворона, т.к предыдущие части вознаграждали носителя Ворона за уничтожение зла и восстановления справедливости. И, честно признаюсь, все сравнения с оригиналом 1994 года идут явно не в пользу нового фильма, посему стоило было рассказать новую историю, совершенно не связанную с Эриком Дрэйвеном, дабы избежать этих сравнений. Впрочем, это только моё мнение, но фильм 2024 года стал бы от этого только лучше. Стоит ли вам его смотреть в кино? Стоит, но лучше дождаться выхода в хорошем качестве в Интернете. В моём личном рейтинге, фильм 2024 года чуть слабее "Спасения", но намного лучше "Города ангелов" и "Жестокого причастия".
Подведём итого. Франшиза "Ворон" всегда не была рассчитана на массового зрителя. В её основе лежала мрачная атмосфера, в которой люди совершают ужасные и тёмные поступки, и только мрачный и тёмный герой мог восстановить справедливость, опираясь на силу любви. Серия "Ворон" заигрывала с мистикой и гротескным пониманием о значения тьмы в душе каждого человека, что в своё время привлекало к ней как комиксных гиков, уставших от героев в разноцветных трико, так и неформалов, готов, панков и прочих представителей субкультур, которых привлекал визуальный и мрачный стиль "Ворона". Но в наше время, киноделы пытаются найти золотую жилу, оживляя и напоминая о старых, почти забытых героях(тут стоит вспомнить недавнее возвращение, например, Блэйда, к роли которого вернули Уэсли Снайпса, в недавнем "Дэдпул и Росомаха"). Неизвестно, что будет с франшизой "Ворон" дальше, поскольку не совсем понятны охваты аудитории и потенциальных фанатов перезапуска истории о мрачном и бессмертном мстителе против сил тьмы. Фильм слишком мрачен для подростков, и слишком романтичен для тех, кто помнит "Ворона" 30-летней давности. Однако, поживём - увидим.