Большие грешники, познавшие самих себя, естественным образом обладают значительным «материалом» для смирения. Конечно, падение остаётся падением, но оно также может стать основой для смирения и молитвы. Грехи, которые человек использует для смирения, подобны навозу, удобряющему растения. Почему бы не использовать это «удобрение» для возделывания собственной души, чтобы она стала плодородной и принесла обильные плоды?
Вы читаете отрывок из третьего тома "Слов" преподобного Паисия Святогорца "Духовная борьба". М, Орфограф, 2021, стр.139
Человек, совершивший тяжёлые грехи, осознав всю глубину своей вины и сказав: «Мне не подобает поднимать голову и смотреть на других», обретает глубокое смирение и благодаря этому получает обильную благодать. Такой человек устойчиво продвигается вперёд и может достичь значительных духовных высот.
В то же время, тот, кто не совершал серьёзных грехов, но не научился правильно осознавать своё состояние, может не сказать: «Бог уберёг меня от многих бед, но я остаюсь неблагодарным. Я хуже самого великого грешника». В результате такой человек может уступать в духовном развитии тому, кто смиряет себя через осознание своих грехов.