Найти в Дзене

Свобода выбора - величайший самообман 21 века

Оглавление

У Вас есть свобода выбора? А если подумать? Мне всегда казалось, что да.

Как я заблуждалась! До лета 2024 г у меня не было свободы выбора, я себя обманывала.

Думаю, что у Вас тоже нет свободы выбора.

Как я выбираю

Выбираю на автоматизме. Например, покупаю йогурт определённого производителя. Я к нему привыкла, он проверенный. Я даже не смотрю на продукцию других производителей. Вполне возможно, что у другого йогурта качество лучше.

У меня сформировалось определённое поведение. Я прихожу в магазин, подхожу к полке с йогуртами, беру привычный йогурт.

Пример может показаться неудачным, потому что речь не совсем о выборе. На самом деле это не так.

Производитель предлагает йогурт с клубникой, черникой, грушей, вишней и т.п. Каждый раз я покупаю йогурт с разным наполнителем.

Моя свобода выбора - выбор наполнителя в йогурте.

Сегодня я купила густой йогурт с клубникой, а завтра с вишней. Да, но йогурт бывает ещё и питьевым. Йогурт продают в разных упаковках, разная масса у товара и т.п.

Я ограничиваю свой выбор.

Я выбираю руководствуясь не только привычками, но и предпочтениями.

Мне нравится раф "Малиновый пломбир", но в кофейне есть и другие варианты.

Есть раф "Солёная карамель", "Цитрусовый", "Ванильный" и т.п.

Мне нравится солёная карамель, но я не готова пробовать раф с таким вкусом. Я предпочитаю кофе "Малиновый пломбир".

Мне нравится - причина, которая не позволяет пробовать новое, выбирать свободно.

Свобода выбора есть не у всех. Она полностью зависит от воспитания и типа личности.

Например, мне внушили, что нельзя выбирать творческие профессии. По этой причине я никогда в жизни не думала о смене своей серьёзной профессии на творческую.

Моя подруга детства добилась успеха именно в творческой сфере. Я же потеряла свой маленький бизнес, не могу никак восстановить финансовое положение.

Подруге не говорили, что нельзя заработать деньги на творчестве. Родители во всём её поддерживали.

Воспитание не ограничивает её выбор.

Воспитание ограничивало мой выбор всю жизнь. Например, мне в детстве внушили, что нельзя разводиться. Я долго терпела, не могла решиться на расторжение брака.

Убеждения и установки - злейшие враги свободы выбора.

Именно они заставляют действовать определённым образом. Покупать надо то, что нравится. Не надо даже думать о том, чего я не заслуживаю.

Выбирать надо то, что уже проверено. Действовать надо определённым образом. Вообще жить надо по сценарию родителей.

Достичь планки и остаться, её всё равно не перепрыгнуть.

Делать только то, что должна/должен.

Именно убеждения и установки заставляют нас оценивать ситуацию, а потом долго переживать.

"Я лишилась своего бизнеса, это катастрофа! Что я теперь буду делать! Это ужасно!" - моя оценка случившегося.

Я даже не подумала о том, что его можно восстановить. Потеряла, значит потеряла. Получу дополнительное образование и буду зарабатывать больше.

Моё убеждение - образование необходимо, чтобы зарабатывать больше.

Не учла, что у меня есть установки.

Я даже не подозревала о том, что они есть. У меня же не возникали соответствующие мысли.

Всю жизнь надо работать только по одной специальности! Я уже добилась успеха в своей сфере, а в новой у меня нет опыта.

Из-за убеждений я не понимала, что мне надо на самом деле и чего я хочу. На самом деле работать в двух разных сферах абсолютно нормально.

За три года обучения я поняла, что в первую очередь надо развивать мышление. Всё остальное - просто навыки.

Я выбрала идеальные для себя профессии, но попробую что-нибудь ещё. Я не хочу больше привязываться к одной сфере деятельности. Я отождествляла себя со своей профессией, с трудом от этого избавилась.

Ещё на выбор влияют эмоции. Они руководят людьми.

Один раз общалась с молодым мужчиной (28 лет).

Он сказал, что родители заставили его учиться в ВУЗе. Профессию выбрали они. Он боялся ослушаться родителей.

После получения диплома по специальности не работал.

Мы обсуждали с ним свободу выбора. Он сказал, что она у него есть. Признался, что хочет стать актёром. Спросила, что ему мешает.

"Я боюсь!"- ответил он. Он руководствуется страхом. Разве у него есть свобода выбора?

Мы даже не выбираем с кем общаться. Как-то получилось подружиться с человеком или просто общаемся. Меня не устраивает его поведение, но я продолжаю общаться. А что я могу? У меня нет выбора!

Вот так люди занимаются самообманом. Я признала, что обманываю себя, что у меня нет свободы выбора.

Что значит свобода выбора

Это значит выбирать осознанно, а не на автоматизме.

Например, я увидела новую упаковку йогурта. Прочитала состав, характеристики, сравнила с привычным йогуртом. Поняла, что новый намного лучше.

Какой йогурт я возьму? Привычный? Нет! Я возьму новый, потому что он лучше.

Для моего организма он полезнее.

Действовать ответственно, в соответствии со своими ценностями.

Например, мне надоело поведение одноклассника. Раздражает его привычка воровать. У нас разные ценности!

Да, я к нему привыкла. Да, без него не с кем будет ходить в музей.

Общение с ним противоречит моим ценностям! Я буду с ним общаться? Нет!

Я ничего хорошего от общения с ним не получаю.

Понимать, что сейчас лучше предпринять, а что нет.

Не позволять эмоциям управлять собой.

Например, в кофейне ко мне не подходили официанты. Я ждала тридцать минут, начала злиться. Устроить скандал или уйти?

Что для меня сейчас лучше? У меня проблемы с нервами, настроением. Я ненавижу скандалы!

"Подожду ещё пять минут и уйду!"- подумала я.

Я огляделась, увидела одного официанта. Он заметил меня, подошёл.

Нахамить ему или вежливо разговаривать? Хамство ни к чему хорошему не приводит.

Женщина за соседним столиком устроила скандал, потребовала администратора.

Я вежливо разговаривала с официантом.

Угадаете каким был результат?

Меня обслужили быстрее, официант ещё и улыбнулся мне (искренне).

Я получила свой заказ, выпила кофе. Пока собиралась заметила, что женщина всё ещё ждёт.

Я руководствовалась своими ценностями, правильно себя повела.

Выбирать то, что я действительно хочу и что для меня важно. Не руководствоваться тем, что принято и приветствуется в обществе.

Например, в пятьдесят лет решиться на смену профессии.

Сегодня прочитала сообщение в учебном чате. Женщина написала, что успела себя попробовать в SMM и таргетированной рекламе. Училась, но не зарабатывает.

Написала, что купила курсы, потому что сейчас модно быть SMM - специалистами и таргетологами.

Свобода выбора - не руководствоваться тем, что модно.

Она поняла, что хочет готовить десерты. Зря выбрала курсы, которые считаются модными. Недавно купила курс "Кондитер с нуля" и радуется этому.

Свобода выбора - интерес к новому, необычному, неизвестному.

У меня есть предпочтения, но я не всегда ими руководствуюсь (это очень сложно). Я хочу попробовать раф "Грейпфрут -карамель".

Я не руководствуюсь убеждениями и установками, не оцениваю, не делаю необоснованные выводы.

Например, я не хотела учиться на курсе "Копирайтер с нуля до Pro". Мне неинтересно писать статьи о пользе и вреде черноплодной рябины.

На самом деле у меня было неправильное представление о профессии. Копирайтер может написать сценарий ролика для социальных сетей.

Мне больше интересен коммерческий копирайтинг. В профессии можно развиваться.

Я могу завершить обучение на курсе и работать, а могу работать и получать новые навыки необходимые для профессии. Хочу освоить креативные техники.

С профессией копирайтер у меня будет много возможностей. Параллельно учусь на курсе "Сценарист".

Свобода выбора - это про развитие, способность замечать возможности и искать возможности.

Свобода выбора - принимать, не обманывать себя, освободиться от жизненного сценария.

Без свободы выбора жизнь не может быть полной и счастливой.