Найти в Дзене

Вице-президент АТОР Мурадян: систему «Электронная путевка» нужно доработать

Оглавление

С 1 сентября туроператоры начнут направлять информацию о внутренних путешествиях в систему «Электронная путевка». Эта практика уже как год действует для выездных туров, а теперь распространится также на внутрироссийские и въездные. Зачем нужна эта база данных и скажется ли подключение к ней на стоимости отдыха, выяснял ОТР.

Что такое «Электронная путевка»

Это государственная информационная система, которая должна обеспечить безопасность туристов. Еще одной целью платформы является сбор информации о турах, продающихся в России, объяснил «Известиям» глава юридического отдела Российского союза туриндустрии Илья Курский.

«Электронная путевка» позволит государству контролировать продукты, которые предлагают операторы в сфере международного, внутреннего и въездного туризма. Об этом ОТР рассказал вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) и генеральный директор туроператора SpaceTravel Артур Мурадян.

«Это возможность для туристов проверять в дальнейшем корректность заключения договоров по приобретению туристического продукта. Другое дело, что данная система, наверное, задумывалась как вариант обеления туристического рынка, но с момента задумки прошло 10 лет, и туристический рынок на текущий момент абсолютно белый», — выразил мнение эксперт.

По словам Курского, система также будет информировать власти и уполномоченные органы о случаях, когда компании не исполняют договоры с клиентами. Она пригодится и при необходимости экстренной помощи туристам.

«Система упрощает процедуры учета и контроля за реализацией турпродукта, в том числе в части его цены, минимизирует возможность использования недобросовестными участниками туристического рынка серых схем в ущерб правам и законным интересам туристов», — добавил он.

Доработки еще нужны

Безопасность туриста была бы выше, если бы он смог видеть данные в электронной путевке сразу же после того, как заключил договор. Версия, которая есть сейчас, позволяет оператору заносить данные в базу не позднее даты начала тура. Или они делают это не позднее 15 числа каждого месяца, отметил Мурадян.

«То есть с точки зрения защиты от мошенничества “Электронная путевка” никак не защищает. Потому что знание лишь только за один день, что вы никуда не летите и никто с вами договор не заключал, никак ситуацию не спасет», — предупредил собеседник ОТР.

По этой причине он счел меру не совсем актуальной с точки зрения оценки объема туристического продукта. Во внутреннем туризме люди часто приобретают отдельные элементы. Например, не покупают тур, а бронируют только гостиницу или санаторий. А в электронную путевку попадает исключительно турпродукт — набор услуг с билетом, проживанием и прочим. Выходит, что получить объективную оценку не получится, высказался Артур Мурадян.

«Я думаю, что в дальнейшем, конечно, идут планы по доработке системы “Электронная путевка” для ее более актуального использования», — предположил вице-президент АТОР.

С тем, что системе еще потребуются доработки, согласилась и руководитель международных проектов группы компаний «Слетать.ру» Любовь Воронина. Но у крупных компаний, которые уже отработали схему с базой на выездном туризме, не возникнет проблем с внедрением нового направления, уверена она. В то же время региональными игрокам придется вводить данные в систему вручную, а значит, на них ляжет больше операционной работы.

Повлияет ли «Электронная путевка» на стоимость туров

Ввод системы не должен повлиять на туристов, но может сказаться на маленьких туристических компаниях. Стоимость аккредитации одно рабочего места в фирме составляет от 80 до 500 тысяч рублей. Организации, которые не тянут такую сумму, могут попробовать уйти в тень, предположил Артур Мурадян.

«Сама “Электронная путевка” пока бесплатна для туроператоров. Поэтому с точки зрения пользования системой крупным игрокам заплатить от 80 до 500 тысяч не представляется существенной проблемой», — сказал он.

Безусловно, такая трата может стать достаточно неприятной даже для больших компаний. Но вряд ли они начнут повышать из-за этого цены на свои услуги. По изначальной задумке государство должно было взимать плату за пользование «Электронной путевкой». Однако Минэкономразвития прислушалось к мнению туроператоров о том, что это избыточная норма, заключил специалист.