130 лет истории четырежды отстроеного Омского вокзала – с собственным музеем
На протяжении нескольких недель «Сибирский. Новостной» знакомил своего преданного читателя с историей железнодорожных вокзалов, которые находятся в городах СФО. А попутно мы погружались в нюансы строительства Транссиба, совершив своё виртуальное путешествие в Новосибирск и Красноярск, побывав в Томске и Иркутске, заглянув в Кемерово и Барнаул. Сегодня эта занимательная экскурсия продолжится на одном из красивейших вокзалов Сибири – том, что находится в городе Омске.
Не только рекорды
Когда говорят о Транссибе, непременно упоминают многочисленные рекорды, которые были поставлены при его строительстве – от длины магистрали до цены, которая исчисляется полутора миллиардами рублей золотом. Действительно, Великий Сибирский путь – проект для своего времени сложный, дорогой и чрезвычайно амбициозный. Каким способом эти амбиции воплощались в жизнь – отдельная история. Где-то героическая, а где-то – трагическая, ведь на строительстве Транссиба погибло 30 тысяч рабочих. Однако, несмотря на все трудности, уже в начале ХХ века железная дорога пролегла через всю Евразию, и в полной мере выполнила возложенную на неё задачу – магистраль не только улучшила транспортную доступность Сибири и Дальнего Востока, но и объединила основные промышленные города в единую экономическую зону, в единое военно-стратегическое пространство. Историки полагают, что если бы Транссиб не появился своевременно, то Россия почти наверняка не смогла бы удержать за собой Дальний Восток и побережье Тихого океана.
Транссибирская магистраль была и остаётся самой длинной дорогой в мире, которая объединяет 11 часовых поясов, пересекает 16 крупных рек и проходит через 87 городов, которым, кстати, очень крупно повезло. Близость железной дороги положительным образом отразилось на инфраструктуре и развитии каждого из них.
Станция Омск
К Омску магистраль подошла со стороны Миасса и Челябинска в 1894-м. Однако в сам город рельсовый путь зашёл лишь два года спустя, когда был построен мост через Иртыш. Станция Омск за свою многолетнюю историю несколько раз меняла свой облик, но здание, которое встречало пассажиров, с самого начала выглядело достойно и презентабельно.
Первый вокзал в Омске был построен в 1896 году по типовому проекту – он был одноэтажным, кирпичным на бутовом фундаменте. В 1912-1914 годах зданию потребовалось расширение – в связи с пуском жд ветки до Тюмени увеличился грузо-пассажиропоток, вместе с тем рос и Омск. Только за пять лет с 1895 по 1900 годы население города увеличилось в два раза, а к 1911-му – почти в пять раз, составив около 130 тыс. жителей. К вокзалу пришлось пристроить два крыла, печное отопление заменили на паровое, здание стало отвечать требованиям времени. Но к середине 1950-х стало ясно, что ему вновь требуются либо новые дополнительные площади, либо полная его реконструкция. Остановились на втором варианте – по проекту института «Киевгипротранс» вокзал был перестроен в лучших традициях сталинского классицизма.
Полностью реконструкция здания вокзала завершилась в 1958 году. Вместе с ним обновился перрон и Привокзальная площадь. И в последующие годы вокзал неоднократно ремонтировался и обновлялся, расширялась сфера услуг, предоставляемая пассажирам, улучшались условия труда у самих работников. В 1996-м был проведён капитальный ремонт здания, в 1999-м – откапитален его фасад.
Но мы, наверное, вас не удивим, если скажем, что довольно скоро вокзалу вновь потребовалось усовершенствование и увеличение площадей. Очередная реконструкция завершилась в 2006 году. На этот раз была проведена полная перепланировка помещений, надстроен третий этаж, над вестибюльной частью вокзала установлен большой купол. Не смотря на гигантский объём проведённой работы, проектировщикам удалось сохранить исторический стиль вокзала снаружи. Но внутри он изменился – стал больше отвечать современным требованиям. А общая площадь здания после проведения всех работ увеличилась на 4,5 тыс. кв. метров.
Сегодня вокзал способен вместить 1600 человек. Ежесуточно его услугами пользуется до 4500 пассажиров. Здесь работает не только комната длительного отдыха, мини-гостиница и игровая зона для детей, в здании вокзала можно посетить небольшой православный храм. Или музей, который не даст пассажирам заскучать в ожидании поезда и познакомит их с историей железной дороги.
Посетив музей, вы сможете посидеть за столом начальника железной дороги, потрогать исторические шпалы, увидеть интерьеры старинных поездов.
Факты из истории
- На омском железнодорожном вокзале «отметились» очень разные, но чрезвычайно яркие личности: Великий князь Николай Романов и Владимир Ульянов (Ленин), Пётр Столыпин и Иосиф Сталин, знаменитый лётчик Валерий Чкалов и «маршал Победы» Георгий Жуков;
- В ночь на 13 ноября 1919 года, всего лишь за один день до вступления красных полков в Омск, от железнодорожного вокзала отошли пять литерных поездов с офицерами, чиновниками особых поручений и охраной из 60 офицеров и 500 солдат. В одном из поездов находилось несколько вагонов с русским золотым запасом и вагоны Верховного Правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака;
- Железнодорожный мост через Иртыш, о котором мы рассказывали выше, при отходе белых войск из Омска был взорван. Обрушились две фермы со стороны правобережья. Однако движение восстановили, проложив рельсы прямо по льду реки. Весной 1920 года мост полностью отремонтировали.
На этом мы думали завершить серию репортажей о жд вокзалах Сибири, так как рассказали о каждом из тех, что находятся в региональных столицах СФО. За исключением, пожалуй, столицы Республики Алтай. Но здесь нам есть оправдание – в Горно-Алтайске вокзал попросту отсутствует. Оправдания не будет в другом – если мы не расскажем об интереснейших железнодорожных «воротах» малых городов Сибири. А многие из них этого достойны! Так, например, в Слюдянке Иркутской области счастливо существует здание станции, построенное исключительно из мрамора. Другого такого в России нет. Подробнее о нём мы расскажем в следующий раз. Следите за публикациями.
Наталья Смирнова
Главное фото: ru.wikipedia.org