Без сомнения, доверие – одна из важнейших составляющих психологически зрелых и здоровых отношений. Коммуникация (как широкое понятие) дает человеку эмоции и мотивацию, формирует ориентиры, влияет на убеждения, а также играет ключевую роль в том, каким будет доверие к людям.
Доверие – сложное психологическое явление, которое включает в себя мудрую открытость в отношениях, уверенность в другом человеке, разумную готовность к взаимному проявлению честности, искренности, принятия, порядочности и благожелательности. Помимо этих качеств каждый человек вкладывает что-то свое в это понятие. Доверительные отношения позитивно влияют на жизнь человека, позволяют чувствовать себя счастливым.
В диалектичной поведенческой терапии доверие условно рассматривается в виде шкалы, где на одном полюсе – паранойя, а на другом – патологическое доверие. Соответственно, всех людей можно расположить на этой шкале исходя из степени выраженности и качества доверия.
Паранойя – устойчивая убежденность, что окружающие манипулируют нами или вредят нам, хотя объективных доказательств этому нет.
Патологическое доверие – всеобъемлющая вера во все то, что говорят окружающие, отсутствие сомнения в них или в их мотивах, несмотря на факты о том, что люди могут оказаться ненадежными.
Любой из этих полярных вариантов доверия приводит к трудностям построения и поддержания близких взаимоотношений. Если в случае патологического доверия повышается шанс быть обманутым и оказаться жертвой нечестного поведения, то при паранойе человек ограничивает себя от людей, лишаясь возможности получить новый, в т.ч. позитивный социальный и эмоциональный опыт. Часть людей, которые пережили неблагоприятные межличностные события (психологическая травма, связанная с изменой, предательством, различными видами насилия и т.д.), испытывают существенные трудности довериться человеку и начать новые отношения. Они могут страдать от чувства одиночества, отсутствия принятия и поддержки, быть социально изолированными, что только препятствует налаживанию связей с социальным миром.
Для развития мудрого доверия важно быть осознанным – это подразумевает разумное отношение к другим людям. Доверие ≠ наивная доверчивость, игнорирование отрицательной информации о конкретных людях и тревожных звоночков, что взаимоотношения могут оказаться не такими, какими мы их себе представляли.
Как развить осознанность по отношению к другим людям:
Описывайте наблюдаемые факты
Речь идет о разделении того, что мы наблюдаем за пределами себя (факты) и внутри себя (ощущения, эмоции, мысли). Важно научиться описывать то, что происходит в ситуации на самом деле, отвечая на вопросы «кто», «что», «где», «когда» (похоже на роль следователя). Иногда говорят о безоценочной позиции к происходящему, однако человек не может быть совершенно беспристрастным в силу своей природы. Обоснованно будет предложить сфокусировать на фактах, при этом позволительно также описывать и свои собственные ощущения, эмоции и мысли, но как факты — что мы делали, слышали или видели, какие почувствовали вкусы и запахи.
Откажитесь от оценочных слов и мыслей
Это напрямую вытекает из первого пункта, ведь оценочные мысли, слова и целые высказывания препятствуют описанию наблюдаемых фактов, происходящих на самом деле. Зачастую мы склонны давать оценку различным событиям – хорошо/плохо, успех/неудача, верно/ошибка и т.д. Полезнее только лишь отмечать, что мы наблюдаем – кто-то что-то говорит или делает и т.д.
Не выдвигайте предположений относительно других людей
Наблюдать эмоции, чувства, желания, мысли, мотивы, намерения и переживания других людей невозможно, следовательно, важно отбросить предположения о том, что происходит во внутреннем мире другого. В особенности, если мы не проверяем эти догадки, а верим в них. Любые подобные предположения – гипотезы, которые следует проверить, а не факты. Проверить гипотезы можно, задавая вопросы, в отдельных случаях – наблюдая, как реагируют люди на то, что мы говорим и делаем. Мы можем наблюдать только за собственным внутренним миром и описывать только то, что воспринимаем своими органами чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Чувствительные и наблюдательные в общении люди могут поспорить с этим, ведь зачастую они могут уловить тонкие нотки изменения настроения другого человека (в целом никто не отменял предназначение и пользу невербальной информации), однако любой может ошибаться. Это же верно и в случае людей, которые долго в отношениях и, как им кажется, знают абсолютно все о близком человеке, и в случае участников/очевидцев определенной ситуации («мы знает о случившемся все»).
Не подвергайте сомнению мотивы и намерения людей
Когда мы сомневаемся в мотивах людей, им кажется, что мы их отталкиваем. Люди, которые испытывают проблемы с доверием, считают, что их намеренно злят, ими пытаются манипулировать, от них специально что-то скрывают или вводят их в заблуждение. Убеждение по типу «если я сержусь из-за того, что они сказали и/или сделали, то они хотели меня разозлить» – наглядная демонстрация сомнения в мотивах окружающих.
Предоставьте другим кредит доверия
Даже если есть основания предполагать, что у другого плохие намерения, всегда имеется хотя бы небольшая вероятность, что это на самом деле не так. Полезно предоставлять кредит доверия (шанс, иными словами), причем целиком и полностью – это означает признать то, что ваши мысли о мотивах и намерениях человека могут быть ошибочными и что у него могут быть благие намерения на самом деле. Кроме того, предоставление кредита доверия облегчает проверку фактов.
Позвольте другим людям получить ваше доверие
Неочевидно, но установление доверительных отношений не обязательно требует времени, само по себе время не развивает и не повышает доверие. Доверие формируется, когда человек идет на риск, давая другим людям возможность доказать свою честность, искренность и надежность. Однако человек из-за проблем с доверием часто не дает и шанса людям заполучить их доверие, оттягивая момент пойти на риск, поэтому ему и кажется, что для доверительных отношений нужны годы. При этом разумно, когда человек прекращает доверять тем людям, которые показали, что на них нельзя положиться.
Автор: Жирнова Ольга Владимировна
Психолог, Научный сотрудник Преподаватель
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru