Найти тему

«Моя судьба и мой любимый фильм» | Хаяо Миядзаки и «Снежная королева»

Оглавление

Личность Хаяо Миядзаки в наше время известна очень многим, а его произведениями засматривается полмира. В этой статье я расскажу об истории творческого пути этого замечательного аниматора, его философии, а также как один советский мультфильм смог повлиять на аниме.

Немного биографии

фотография Хаяо Миядзаки. источник: https://ctclove.ru/news/7-faktov-o-hayao-miyadzaki-mastere-volshebstva-i-animacii
фотография Хаяо Миядзаки. источник: https://ctclove.ru/news/7-faktov-o-hayao-miyadzaki-mastere-volshebstva-i-animacii

Хаяо Миядзаки был рожден 5 января 1941 года, в очень тяжелое для Японии время. Он происходил из многодетной семьи – у него было три брата. Его отец, Кацудзи Миядзаки, работал директором фабрики, которая занималась изготовлением деталей для самолётов A6M Zero. Маленький Хаяо с ранних лет восхищался большими летающими машинами, что в дальнейшем слегка отразится на его творчестве, ведь самолёты для своих проектов он особенно любил вырисовывать.

Из-за того, что мама Хаяо Миядзаки была больна туберкулёзом, семье переходилось часто переезжать, но, несмотря на это, мальчик получил хорошее образование, окончив старшую школу Тоётама. В то время, когда он уже заканчивал своё обучение, Миядзаки посмотрел первое цветное полнометражное аниме – «Легенду о Белой Змее». Впечатления от мультфильма остались неизгладимыми, ведь именно после просмотра юноша решил, что станет мультипликатором. Тогда же он попробовал себя в создании комиксов, но, не достигнув, по его мнению, хороших результатов (опыта в рисовании людей у него было мало, так как чаще он создавал зарисовки самолётов, а герои получились копиями с любимого аниме), сжёг свою первую работу.

В 1963 году юноша поступил в Университет Гакусюин, где стал учиться на факультете политики и экономики, однако, анимацию не оставил. Во время обучения он стал участником местного литературного клуба, который концентрировался на изучении детской литературы. Окончив Университет в следующем году, молодой Хаяо пошёл работать в Toei Animation, где занимался рисованием промежуточных стадий движения персонажей. Он быстро поднялся по карьерной лестнице и уже через два года стал делать раскадровки и отрисовывать ключевую анимацию. Параллельно с основной работой, художник снова взялся за комиксы и даже выпустил графическую новеллу «Народ пустыни». За годы, проведённые в Toei Animation, Хаяо Миядзаки работал над созданием таких мультфильмов, как «Верные слуги-псы», «Приключения Гулливера», «Кот в сапогах», «Летающий корабль-Призрак», «Звериный остров сокровищ», «Принц Севера» и так далее. Более того, там он познакомился ос своим будущим партнёром и другом, Исао Такахатой.

В 1971 году Хаяо Миядзаки уходит с прежнего места работы и, совместно с Такахатой и Ёити Отабэ, создаёт студию A Pro, однако старт проекта пришлось немного отложить. В этом промежутке времени Миядзаки работал в TMS Entertainment. Там он трудился над сериями «Люпен III» (совместно с Такахатой), «Хайди — девочка Альп» и многими другими. В это же время Миядзаки занялся созданием «Замка Калиостро», который в будущем станет классикой японского аниме. После 2 лет работы в TSM, друзья уходят в Nippon Animation, однако, быстро возвращаются обратно. В Nippon Animation Хаяо Миядзаки позиционировался уже как режиссер, а его первой работой был «Конан — мальчик из будущего». По возвращении в TSM знаменитый режиссер и аниматор выпускает на экраны «Люпен III: Замок Калиостро», получивший оглушительный успех. Мэтра даже приглашали в США для обмена опытом, но Миядзаки быстро ушёл с производства «Маленького Немо».

кадр из аниме "Навсикая из Долины ветров". источник: https://www.mirf.ru/anime/navsikaya-iz-doliny-vetrov-manga-anime/?hcb=1
кадр из аниме "Навсикая из Долины ветров". источник: https://www.mirf.ru/anime/navsikaya-iz-doliny-vetrov-manga-anime/?hcb=1

В 1982 начинает публиковаться манга, написанная Миядзаки. Хотя он и считал свои произведения неудовлетворительными, публика была в восторге. Один из «хитов» – «Навсикаю из Долины ветров» даже экранизировали, причем в очень короткие сроки. Над музыкой для этого мультфильма работал Дзё Хисаиси, который в будущем стал постоянным участником проектов Миядзаки.

Уже в 1985 году создается всем известная студия Ghibli, которая выпустила такие знаменитые фильмы, как «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке», «Ходячий замок», «Рыбка Поньо на утесе» и многие другие. В студии также создавались проекты и других авторов, учеников Хаяо: «Мэри и ведьмин цветок» Хиромасы Ёнэбаяси, «Возвращение кота» Хироюки Морита, «Со склонов Кокурико» Горо Миядзаки (сын) и т.д.

Помимо огромного мультипликационного наследия, Хаяо Миядзаки создал Музей Ghibli. Над эскизами он работал лично, так как задумкой автора было полное соответствие экстерьера экспозиции. В итоге музей был построен в виде лабиринта, где прятались герои из его мультфильмов.

«Моя судьба и мой любимый фильм»

«Если бы я тогда не посмотрел «Снежную королеву» на организованном показе от профсоюза компании, честно, я сомневаюсь, что продолжил бы работу аниматором» – так однажды сказал Хаяо Миядзаки.

Впервые «Снежную королеву» Миядзаки увидел в 1964, и тогда же она оставила неизгладимое впечатление в его душе. Сам по себе этот проект был достаточно масштабным – он создавался максимально правдоподобно. Так, для того чтобы прочувствовать атмосферу Дании, режиссёры этого мультфильма посещали Тарту, Ригу и Татлин, а ротоскопирования в ней меньше, чем в предыдущих советских мультфильмах. Будущего режиссёра, Миядзаки, увлекла мысль о том, что мультфильм должен балансировать на грани реалистичности и утрированности, а самоотверженность, смелость и чистота души главной героини вдохновили его на развитие такого женского образа в своих работах. Интересно, что «клишированность» и максимальное правдоподобие рисунка Диснеевских мультфильмов раздражала Миядзаки, а «Снежная королева» сразу запала в сердце, хотя её режиссёр-постановщик Леонид Шварцман во многом ориентировался на Бэмби.

Философия мультфильмов Миядзаки

Все мультфильмы Хаяо Миядзаки пронизаны гуманизмом. Он часто указывает, например, на противоречие войны и мирной жизни, сведение на «нет» конфликта между человеком и природой, стремление к порядку во всем. Многие герои мультфильмов показаны в момент взросления, и мэтр подчеркивает, что это гармоничный процесс, когда человек открывает существование новых правил морали и понимает, как будет правильнее поступить в той или иной ситуации. Что касается частого появления маленьких девочек в его работах, по словам самого Миядзаки, они воплощают собой душевную чистоту, невинность, красоту и вместе с тем внутреннюю силу и энергию, которые так необходимы для достижения целей.

Также мэтр отмечал:
«Во многих моих фильмах есть сильные героини — отважные, самодостаточные девушки, которые борются за то, во что верят всем сердцем. Им необходим друг или помощник, но точно не спаситель. Я считаю, что каждая женщина способна быть героем в той же степени, что и мужчина».