Найти в Дзене

Журналисты-защитники Сталинграда

Оглавление

Уважаемые друзья-подписчики!

Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!

О героической эпопее на Волге написано множество исторических исследований, мемуаров, художественных и документальных произведений. Сталинградская битва показала всему миру не только мощь русского оружия, но и несокрушимую силу, и величие русского духа. Одно из доказательств тому – необычайный взлет советской литературы и искусства, которые в грозные военные годы опровергли вековое мнение о молчании муз в грохоте пушек. Более тысячи писателей и поэтов ушло на фронт в качестве военных корреспондентов, политработников, бойцов, 500 из них были награждены орденами и медалями, 18 удостоены звания Героя Советского Союза, 257 мастеров слова не вернулись с поля боя.

В первый день войны на писательском митинге в Москве была  принята  резолюция:  «Каждый  советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу  священной  народной  войны  против врагов нашей Родины!»

Из Вешенской 26 июня пришла телеграмма Наркому обороны: "Дорогой тов. Тимошенко! Прошу зачислить в фонд обороны СССР присужденную мне Сталинскую премию. По Вашему зову готов в любой момент стать в ряды РККА и до последней капли крови защищать социалистическую Родину. Полковой комиссар запаса РККА М. Шолохов".

Но главным оружием Михаила Шолохова станет его журналистское перо.
Но главным оружием Михаила Шолохова станет его журналистское перо.

С самого начала Великой Отечественной войны писатели и поэты остро ощущали свою ответственность за судьбу Родины. Они неустанно передавали сообщения о страданиях и героизме простых солдат, многие сами становились военными корреспондентами.

Своей кровью, участием в боях, работой во фронтовой печати, в напряженных условиях военного тыла, утверждали советские писатели моральное право говорить от мнения сражающего народа. Участниками и летописцами Сталинградской битвы стали М. Шолохов, К. Симонов, В. Гроссман и Г. Николаева, Б. Полевой и В. Коротеев, А. Яшин и Е. Долматовский, Ю. Бондарев и М. Алексеев и десятки других широко или менее известных советских литераторов, в чьей судьбе навсегда осталась память об этом сражении.

Творческая и жизненная биография этих поэтов и писателей очень мала, почти все они юноши призыва сорок первого года. На их плечи не успела лечь ни поэтическая слава, ни простое человеческое счастье. У всех у них был единый путь в поэзию: прежде чем стать поэтами, они стали солдатами, война мобилизовала их. И немало молодых поэтов, от которых многое ждали, разделили судьбу тысячи своих сверстников. Они покоятся в братских могилах по всей нашей необъятной Родине, в странах Европы.

Многие из них нашли свою смерть в огненные дни Сталинградского сражения. В Пантеоне Славы на Мамаевом кургане высечено имя младшего лейтенанта, командира минометного взвода, талантливого поэта Михаила Кульчицкого.

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся – от свиста
Вертящихся пропеллерами сабель?..
Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.
Марш! И глина в чавкающем топоте
До костей мозга промерзших ног
Наворачивается на чоботы
Весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов:
Не до ордена. Была бы Родина.
С ежедневными Бородино.

Михаил Кульчицкий
Михаил Кульчицкий

В Пантеоне Славы на Мамаевом кургане высечено имя младшего лейтенанта, командира минометного взвода, талантливого поэта Михаила Кульчицкого. В декабре 1942 года он окончил пулеметно-минометное училище и отбыл на Сталинградский фронт. 19 января 1943 года командир минометного взвода Михаил Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачево Луганской области при наступлении от Сталинграда в район Харькова. «Самое страшное в мире —это быть успокоенным», — эти строки выбиты на мемориальной доске в доме в Харькове, где родился и вырос поэт.

28 сентября 1942 года в Сталинграде пал смертью храбрых старший политрук, литератор, корреспондент газеты «За Родину» Михаил Лузгин. Из переписки с однополчанами мужа его супруга, М. И. Каган-Лузгина узнала о смерти мужа. Вражеский снаряд угодил в расположение КП 62-й Армии, в районе Бекетовки. Осколком снаряда был ранен М. Лузгин, писатель Осип Черный, убит заместитель редактора бригадный комиссар Н. В. Бочаров.

Михаил Васильевич Лузгин (2 (14) ноября 1899, Витебск, Витебская губерния, Российская империя — 28 сентября 1942, под Сталинградом, СССР) — русский и советский писатель, литературовед, журналист. Текст документа напечатан на одной стороне листа плотной бумаги светло-коричневого цвета. Печать чёрная. В нижнем левом углу наклеена фотография Лузгина. Документ подписан ответственным редактором газеты батальонным комиссаром А. Зворыкиным, заверен круглой гербовой печатью редакции газеты «За родину».
Михаил Васильевич Лузгин (2 (14) ноября 1899, Витебск, Витебская губерния, Российская империя — 28 сентября 1942, под Сталинградом, СССР) — русский и советский писатель, литературовед, журналист. Текст документа напечатан на одной стороне листа плотной бумаги светло-коричневого цвета. Печать чёрная. В нижнем левом углу наклеена фотография Лузгина. Документ подписан ответственным редактором газеты батальонным комиссаром А. Зворыкиным, заверен круглой гербовой печатью редакции газеты «За родину».
"28 сентября мы находились с ним в первом эшелоне, неподалеку от командного пункта. Днем это место подверглось артобстрелу. Нас было трое работников редакции. Снаряды падали довольно далеко от нас. Внезапно один разорвался совсем близко. Осколками были поражены и Михаил Васильевич, и замредактора Бочаров. Бочаров умер тут же, Михаил Васильевич прожил еще несколько минут. Осколок попал в шею. Я, раненый, видел его. При мне его отнесли на плащ-палатке к дереву, туда же прибежал врач, но спасти было невозможно. На следующий день, 29?го, оба были похоронены близ командного пункта. Им были отданы воинские почести. Писать мне об этом очень трудно…"
Осип Черный и сообщил жене писателя о его гибели

Старший политрук Лузгин и батальонный комиссар Бочаров были похоронены на берегу Волги, недалеко от Бекетовки. Позже их перезахоронили в большой братской могиле на Мамаевом кургане.

Один из авторов сборника «Стихи остаются в строю», командир минометного подразделения Владислав Занадворов, погиб в первые дни наступления наших войск в ноябре 1942 года под Сталинградом, до Великой Отечественной войны он был геологом и известным уральским поэтом.

-4
«Поэтическое время ушло безвозвратно, пора браться за спокойную прозу. Не знаю, как ты, а я за это время, здорово постарел, - словно сердце остыло…»

В феврале 1942 году Владислав Занадворов был призван на военную службу. В мае 1942 года, после окончания в Свердловской области военной школы, получил звание младшего лейтенанта и командовал подразделением миномётчиков. Он был участником Сталинградской битвы и геройски погиб 28 ноября 1942 года в бою у деревни Русаково Ростовской области. Похоронен Владислав Занадворов в братской могиле в станице Чернышевской.

МОГИЛЫ МОИХ ДРУЗЕЙ

Моих друзей не надо искать
На кладбищах городских:
В два метра длиной кровать
Кажется тесной для них.

КУСОК РОДНОЙ ЗЕМЛИ

Кусок земли, он весь пропитан кровью.
Почернел от дыма плотный мерзлый снег.
Даже и привыкший к многословью,
Здесь к молчанью привыкает человек.

Среди журналистов «Сталинградской правды» очень много имён тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны. В предвоенные годы в своих очерках, репортажах, корреспонденциях именно они давали представление читателям, как жила наша область. Одним из первых журналистов, ушедших на фронт, был Василий Тимонин, он погиб смертью храбрых у стен Сталинграда.

Штурмовая группа лейтенанта В. Тимонина получила боевой приказ выбить фашистов, окопавшихся в районе завода «Красный Октябрь». После ночного боя бойцы нашли тело своего командира, намертво вцепившегося в горло немецкому офицеру.

В годы Великой Отечественной войны наша газета, как и многие ее читатели, надела солдатскую шинель. «Все для фронта, все для победы!» – этот призыв не сходил с ее полос с самого начала войны.
В годы Великой Отечественной войны наша газета, как и многие ее читатели, надела солдатскую шинель. «Все для фронта, все для победы!» – этот призыв не сходил с ее полос с самого начала войны.

Евгений Агеев, Петр Быков, Иван Зуев, Яков Конторович, Петр Косарев, Алексей Лосевский, Василий Тимонин, Яков Садиков, Александр Харин, Владимир Новгородцев, Самуил Свенов, Михаил Домашнев, Михаил Кургин, Николай Румянцев, Константин Семерников, Ян Шибаков, Юрий Шляпужников, Виктор Канунников … Эти сотрудники «Сталинградской правды» погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Имена погибших выбиты золотыми буквами на Мемориальной доске в редакции газеты «Волгоградская правда».

Федор АРХИПОВ - Заведующий отделом газеты "Социалистическое земледелие" Пугачевского района Саратовской области. Политрук, погиб в 1942 году под Сталинградом.

  • Алексей БАЛУХТИН- Фронтовой кинооператор Центральной студии документальных фильмов. Погиб в июле 1943 года под Сталинградом.
  • Владимир БАРАЕВ- Работал в газетах Чувашии. Участник Сталинградской битвы. Погиб в первый день контрнаступления советских войск 19 ноября 1942 года.
  • Виктор ВАСИЛЬЕВ - Сотрудник саратовской областной газеты "Коммунист". На фронт ушел в первые дни войны. Был начальником штаба полка 162-й стрелковой дивизии. Погиб в 1942 году под Сталинградом.
  • Ефим ГАРЦБЕЙН - Ответственный секретарь коростенъской газеты "Бильшовицький форпост". На фронте - политработник. Погиб под Сталинградом в 1942 году.
  • Хату ЕГАНОВ- Сотрудник газеты "Адыгское слово" Кабардино-Балкарии Лейтенант, погиб в 1943 году под Сталинградом.
  • Владимир МИКРЮКОВ- Сотрудник газеты "Мотовилихинский рабочий". На фронте - старший лейтенант, командир взвода. Участник Сталинградской битвы. В бою на Мамаевом кургане был тяжело ранен, скончался в госпитале в Камышине.
  • Убати ТУКОВ-Председатель Кабардино-Балкарского радиокомитета. Погиб 25 ноября 1942 года в Сталинграде.
  • Иван Пепеляев – сотрудник фронтовой газеты «За Родину», впоследствии командир полка, погиб под Сталинградом.
  • Константин ФОМИЧЕВ- Сотрудник пермской областной газеты "Звезда". Воевал рядовым бойцом. Погиб в боях за Сталинград.
  • Константин ЧЕПУРИН - Работал в редакциях новосибирских газет "Большевистская смена", "Сельская правда", "Советская Сибирь". В начале войны ушел добровольцем на фронт. Погиб в августе 1942 года под Сталинградом.
  • Григорий ШЕВЧЕНКО- Корреспондент газеты "Боевая вахта" Тихоокеанского флота. Погиб в начале 1943 года на Сталинградском фронте.

Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового, И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

Николай Майоров

Особое место в литературе Сталинградской битвы занял очерк, как самый мобильный и оперативный жанр, способный отражать события по горячим следам. Авторами-повествователями этих очерков становились военные корреспонденты В. Коротеев, К. Симонов, В. Гроссман, Б. Полевой, Л. Высокоостровской, В. Куприн, Д. Акульшин и другие.

Осенью 1942 года вместе с другими специальными корреспондентами «Красной звезды» Константин Симонов прибывает в Сталинград. С этого времени в «Красной звезде» чередой идут его сталинградские очерки.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)
(От специального корреспондента «Красной звезды»)

На пути от Эльтона к Волге Симонову выпало увидеть разрывающие сердце людские трагедии среди беженцев, бредущих из горящего Сталинграда по безводной, раскалённой зноем полупустыне. В сохранившейся записной книжке отыскался набросок стихотворения, в котором Симонов, похоже, самому себе внушал и хотел бы сказать тем, кому следовало поскорее влиться в ряды защитников города:

— Не плачь!

Покуда мимо нас

Они идут из Сталинграда,

Идут, не подымая глаз, —

От этих глаз

не жди пощады.

Иди, сочувствием своим

У них не вымогая взгляда.

Иди туда, навстречу им, —

Вот всё, что от тебя

им надо.

После войны писатель неоднократно бывал в Волгограде, его именем названа одна из улиц Дзержинского района.

После начала Великой Отечественной войны Василий Гроссман назначается специальным корреспондентом газеты «Красная звезда» и отправляется в действующую армию. При военной аттестации ему было присвоено звание интенданта второго ранга, в 1943 году – подполковника, демобилизовался в сентябре 1945 года. Когда фронт непосредственно подошёл к Сталинграду, В. Гроссман получает приказ выехать в город. Отъезд был назначен на 23 августа 1942 года. Все мы помним, чем для нашего города стал этот день. Позднее он напишет в своих записных («Сталинградских») книжках, которые он вёл с первого дня поездки на Волгу:

Закат на площади. Страшная и странная красота: нежно-розовое небо глядит через тысячи и десятки тысяч пустых окон и крыш…. Город умер, словно лицо мёртвого, перенесшего тяжелую болезнь и успокоившегося вечным сном. И снова бомбёжки, бомбёжки уже умершего города.
С августа 1941 по август 1945 года Василий Семенович служил специальным военным корреспондентом газеты «Красная звезда». В этой же газете печаталась его повесть «Народ бессмертен» (1942) – первое крупное произведение писателя о Великой Отечественной Войне, над которым он работал два месяца и завершил перед началом Сталинградской оборонительной операции.
С августа 1941 по август 1945 года Василий Семенович служил специальным военным корреспондентом газеты «Красная звезда». В этой же газете печаталась его повесть «Народ бессмертен» (1942) – первое крупное произведение писателя о Великой Отечественной Войне, над которым он работал два месяца и завершил перед началом Сталинградской оборонительной операции.

Девизом для многих военных корреспондентов стали слова В. Гроссмана: «Никто из нас не имеет права писать о Сталинградской битве, если не побывает в городе сам. Нет морального права рассказывать о боях, которых ты не видел».

Гимном мужеству и стойкости всех защитников Сталинграда звучат ныне слова писателя о 308-й стрелковой дивизии, высеченные на каменной стене памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане.

«Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».

На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»
На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»

Особое место в Сталинградском цикле очерков занимают очерки советского писателя Бориса Полевого (фамилия Б. Н. Кампов). Почти с первых дней войны Б. Полевой становится военным корреспондентом «Правды». В своей автобиографии он пишет: «С командировкой «Правды» я всю войну оказывался на горячих театрах военных действий… Сокрушительный Сталинград… Пекло Курской дуги... Берлин… И, наконец, Прага».

В Сталинград Б. Полевой приехал 23 августа 1942 года. Вот как позднее он вспоминает этот день: «Город горел, идти можно было только по середине улицы. Да и волосы трещали на голове от жары. Положение было критическим, но паники не было, рабочее ополчение сдержало врага. Именно рабочее ополчение, войска, как известно, подошли и переправились позже». 24 сентября 1942 года «Правда» публикует серию очерков Б. Полевого «Небо Сталинграда», «Огонь с Волги», «Школа ненависти», «Редут Таракуля».

Быть в сражающемся Сталинграде — это значит приучить себя к гулу и грохоту, к тому, что под ногами непрерывно вздрагивает и гудит сотрясаемая взрывами земля и разрывы снарядов и мин, многократно повторяемые эхом в пустых коробках выгоревших домов, сливаются в один сплошной перекатывающийся гул, застывший на низкой басовой ноте.
Быть в сражающемся Сталинграде — это значит приучить себя к гулу и грохоту, к тому, что под ногами непрерывно вздрагивает и гудит сотрясаемая взрывами земля и разрывы снарядов и мин, многократно повторяемые эхом в пустых коробках выгоревших домов, сливаются в один сплошной перекатывающийся гул, застывший на низкой басовой ноте.

Подвиг Сталинграда нашел отражение в повестях «Дни и ночи» (1943–1944) К. Симонова и «В окопах Сталинграда» В. Некрасова. В их основе – подлинные события, увиденные глазами автора-очевидца.

Ярким образом героической повести явилась повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946). Летом 1945 года В. Некрасов написал отдельные главы, которые не вошли в окончательный вариант повести. В своей автобиографии В. Некрасов указывает: «С 24 августа 1941 года служил в действующей армии – командиром взвода, полковым инженером, заместителем командира батальона по строевой части до июня 1944 года. Был дважды тяжело ранен, получил инвалидность, демобилизован».

Многие исследователи утверждают, что из «Окопов Сталинграда» как из «Шинели» Н. Гоголя вышла вся наша честная военная проза.

В книгу писателя, фронтовика, Виктора Некрасова вошла одна из правдивейших повестей о Великой Отечественной войне «В окопах Сталинграда»
В книгу писателя, фронтовика, Виктора Некрасова вошла одна из правдивейших повестей о Великой Отечественной войне «В окопах Сталинграда»

Весной 1950 года, путешествуя по Волге, В. Некрасов снова побывал в Сталинграде, посетил памятные места, оставил воспоминания: «На месте руин мертвого города, вырос новый, живой. За годы разлуки не изменился только Мамаев курган, война не ушла".

Имя Михаила Шолохова известно во всём мире. С самого начала боевых действий, как корреспондент «Правды», он работает на фронтах. Именно Сталинградская битвы послужила толчком для написания его лучших произведений (очерк «Наука ненависти», главы из романа «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека», с героем которого писатель встретился на Сталинградской земле).

Михаил Александрович Шолохов написал роман «Они сражались за Родину» (1943–1969), в котором отразил воспоминания о Сталинградском фронте
Михаил Александрович Шолохов написал роман «Они сражались за Родину» (1943–1969), в котором отразил воспоминания о Сталинградском фронте

До войны Михаилу Алексееву и не приходило в голову, что он станет знаменитым писателем. Начав воевать в 1941 году, в Сталинград он попал, пройдя ташкентский госпиталь. Старшим лейтенантом, политруком 106 минометной роты (222 стрелковый полк) 29 дивизии 64-й армии прибывает на Волгу. «У каждого защитника волжской твердыни помимо общего у всех, был еще свой личный Сталинградский фронт, личный Сталинград» – пишет он в своём романе. В бой М. Алексеев вступает в июне 1941 года в районе хутора Генеральский – в донских степях на подступах к городу. Это было его боевое крещение, здесь его встретил приказ № 227. В тетрадях, которые начал вести будущий писатель, упоминания о боях за Абганерово, описание подвигов сослуживцев, личные наблюдения. В 1980-е годы М. Алексеев восстановит и дополнит их в своём романе «Мой Сталинград», путь к которому был очень долог.

Автор - участник Сталинградской битвы на основе фронтовых записей достоверно и художественно ярко рассказывает о героическом сражении на берегах Волги осенью и зимой 1942-1943 годов, воссоздает волнующую картину победы советских войск, которая явилась коренным переломом во Второй мировой войне.
Автор - участник Сталинградской битвы на основе фронтовых записей достоверно и художественно ярко рассказывает о героическом сражении на берегах Волги осенью и зимой 1942-1943 годов, воссоздает волнующую картину победы советских войск, которая явилась коренным переломом во Второй мировой войне.

Синтез разноплановых начал в романе, позволил Михаилу Алексееву создать новую жанровую форму и внести внушительную лепту в художественную летопись Сталинградской битвы.

Юрий Бондарев знаменует собой поколение писателей, чья юность опалена войной. Ещё до выхода романа «Горячий снег», он был известен как автор ряда других произведений («Батальоны просят огня», «Тишина»).

Всю жизнь он защищал Сталинград и СССР
Всю жизнь он защищал Сталинград и СССР

В романе «Горячий снег» автор обращается к заключительному периоду Сталинградской битвы, сражению нашей армии с танками Г. Гота на реке Мышкове. В декабре 1942 года после двухмесячной учебы в Бердичевском пехотном училище в составе 2-й гвардейской армии сержант Ю. Бондарев отправляется в Сталинград. На Сталинградском фронте, на реке Мышкова он получил своё боевое крещение. Особенно автору запомнился первый бой, который нашёл своё отражение в романе. Действие в нём предельно сконцентрировано во времени, происходит на небольшой территории, но автор успевает познакомить читателя с ходом сражения и показать нравственный облик советских воинов от солдата до генерала. Роман заслужил высокую оценку читателей и явился родоначальником «лейтенантской прозы».

Наша пехота в звездные декабрьские ночи короткого затишья чувствовала в студеном воздухе запах пепла. И это тоже был запах ожидаемой победы — в немецких штабах жгли бумаги, бросали в печи корпусные и дивизионные печати, наградные листы, копии донесений, плавились в огне Железные и Рыцарские кресты, которые потеряли свою ценность.

Удивительна фронтовая судьба Георгия Ключарева – автора художественно-документальной повести «Конец «Зимней грозы». Окончив Московский архитектурный институт, с 1941 года на фронте. 19 ноября 1942 года старший лейтенант Г. Ключарев прибыл в Сталинград, сразу же был назначен на должность помощника начальника штаба 21-го (45-го) гвардейского танкового полка 60-й (9-й) гвардейской мехбригады 4-го (3-го гвардейского Сталинградского) механизированного корпуса, под командованием В. Т. Вольского.

КЛЮЧАРЕВ Г.В. – ПИСАТЕЛЬ, ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ВЕРХНЕ-КУМСКОГО
КЛЮЧАРЕВ Г.В. – ПИСАТЕЛЬ, ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ВЕРХНЕ-КУМСКОГО

В боях писатель был тяжело ранен, дома родные получили на него похоронку, 28 лет орден Красной звезды искал своего героя. После войны с группой архитекторов занимается застройкой Тракторозаводского района. В 1970-е годы приезжает в Волгоград и посещает Верхне-Кумский. С помощью поисковиков, добивается установки памятника «Стальное пламя» (скульптор В. Г. Фетисов) на братской могиле советских воинов.

Бескрайняя приволжская степь. Маленький хуторок Верхне-Кумский. Но есть в этом хуторке удивительный памятник. Это не просто памятник, это мемориал с красивым и гордым названием "Стальное пламя". На кольце, охватывающем взметнувшиеся к небу языки стального пламени, надпись  «Никто не забыт, ничто не забыто»
Бескрайняя приволжская степь. Маленький хуторок Верхне-Кумский. Но есть в этом хуторке удивительный памятник. Это не просто памятник, это мемориал с красивым и гордым названием "Стальное пламя". На кольце, охватывающем взметнувшиеся к небу языки стального пламени, надпись «Никто не забыт, ничто не забыто»

Украинец Николай Бажан (Микола Бажан) – в начале Великой Отечественной войны был мобилизован в армию, работал редактором газеты Политуправления Юго-Западного (потом Сталинградского) фронта «За радянську Украину». Клятва поэта Бажана о том, что «нiколи, нiколи не буде Вкраїна рабою нiмецких катiв», стала лозунгом всего народа.

Николай (Микола) Платонович Бажан (укр. Микола Платонович Бажан; в 1920-е годы псевдоним поэта-футуриста — Ник Бажан, укр. Нік Бажан, 26 сентября [9 октября] 1904, Каменец-Подольский — 23 ноября 1983, Киев)
Николай (Микола) Платонович Бажан (укр. Микола Платонович Бажан; в 1920-е годы псевдоним поэта-футуриста — Ник Бажан, укр. Нік Бажан, 26 сентября [9 октября] 1904, Каменец-Подольский — 23 ноября 1983, Киев)

ЯР

Трава да глина, рыжие провалы,
Замусоренный жуткой гнилью ров.
Порывисто несется одичалый,
Зловещий ветер выжженных холмов.

Огромный расцвет в годы Великой Отечественной войны достигла поэзия, как самый мобильный жанр. Огромное количество поэтов были участниками и очевидцами битвы на Волге.

В творческой биографии Александра Яшина (псевдоним, настоящая фамилия Попов) сталинградские страницы занимают особое место. Войну он встретил достаточно известным поэтом, успел окончить Литературный институт имени М. Горького, выпустил первый сборник, сразу же добровольцем ушел на фронт. В Волжскую военную флотилию был зачислен в штат Политотдела, инструктором по снабжению культпросветимуществом, а затем редактором газеты во вторую бригаду, находившуюся в Сталинграде. Получив назначение, на пароходе «Клим Ворошилов» 18 августа прибыл в Сталинград. Он был одним из тех, кто пережил массированную бомбежку 23 августа 1942 года: «…город стал похож на вулканическую расплавленную лаву… немец продолжал рвать этот огонь, бомбить берег, острова». Он приступает к работе над «Сталинградской поэмой», которая была завершена 23 сентября и получила название «Город гнева». Это было первое крупное поэтическое произведение о битве на Волге. Ещё до публикации в печати автор читал её перед моряками Военной флотилии.

Весь сентябрь поэт много выступал перед краснофлотцами южнее Сталинграда, много работал над поэмой, не забывая о лирических стихотворениях, он не упускает возможности принять участие в боевых операциях кораблей.
Весь сентябрь поэт много выступал перед краснофлотцами южнее Сталинграда, много работал над поэмой, не забывая о лирических стихотворениях, он не упускает возможности принять участие в боевых операциях кораблей.

Весь сентябрь поэт много выступал перед краснофлотцами южнее Сталинграда, много работал над поэмой, не забывая о лирических стихотворениях, он не упускает возможности принять участие в боевых операциях кораблей. Своему преподавателю С. В. Щириной он пишет: «За Сталинград мне дали медаль «За боевые заслуги». Представили к ордену. За стихи меня наградят после войны, а медальку эту я получил, как политработник, как агитатор и боец».

После войны вместе с супругой он снова побывает в «Городе гнева», здесь ему вручат самую памятную для него награду – медаль «За оборону Сталинграда».

Евгений Долматовский – вошёл в литературу с лёгкой руки Вс. Мейерхольда. В 1937 году окончил Литературный институт имени М. Горького. Его путь к Сталинграду был логичен, вот как он пишет об этом в своей автобиографии: «В 1939 году оправился служить в военные газеты, вместе с частями штурмовал «линию Маннергейма», получил первую боевую награду, опубликовал книгу стихов. Не успев снять шинели 1939 года, отправился на Великую Отечественную войну. Почти четыре года напряжённой войны были для меня годами напряжённой литературной работы».

-18

Путь поэта в Сталинград был горестным отходом советских войск от Воронежа на восток, к Волге и Дону. Батальонный комиссар Е. Долматовский в то время военный корреспондент газеты «Красная звезда», переправившись через Дон, пешком и на попутных машинах добрался до города. Здесь он получает боевое задание, написать стихотворение «Отстоим Сталинград!» За время своего пребывания в Сталинграде поэт выполнил много, казалось бы, невыполнимых заданий: вывез из Серафимовича писателя А. Серафимовича, уговорил восьмидесятилетнего писателя продиктовать статью «Отстоим Волгу-матушку»; отыскать М. Шолохова и взять у него интервью. Пока фронт не пришёл в Сталинград Е. Долматовский постоянно бывает в войсках, создавая поэтическую хронику битвы («Гуля Королева», «Раненые», «Гвардейцы»). Часто стихи поэта становились «передовицами», органично вписывались в контекст газеты и усиливали её воспитательное значение. Газета «Красная звезда» целыми полосами печатала его стихи под общим заголовком «В осаждённом Сталинграде», изданные позднее под названием «Стихи о Сталинграде». В сентябре под Дубовкой он был ранен. «В Сталинграде я был вторично ранен и воспользовался госпитальной паузой, чтобы написать большой цикл стихов." После возвращения из госпиталя поэта ждали новые бои, интересные встречи: четыре дня он ночевал в стойбище Максима Пассара, с поэтом-антифашистом Эрихом Вайнером, Новый 1943 год встречал вместе с генералом А. Родимцевым, в январе 1943 года встречался с В. И.Чуйковым, активно общался с генералом П. Батовым, поэтом Л. Кацнельсоном. За время битвы Е. Долматовский вырос до звания старшего батальонного комиссара, из рук К. К. Рокоссовского получил орден Красной звезды, в качестве трофея получил любимую трубку фельдмаршала Ф. Паулюса.

-19

В 20-х числах 1942 года в Сталинград прибыла 124-я стрелковая бригада (позднее переименованная в Краснознаменную Сталинградскую), в которой воевал башкирский поэт Гайнан Амири. С 1942 года находился на фронте, участвовал в боях под Сталинградом, на Курской дуге, на Днепре. Ему повезло с боевым командиров, им был полковник С. Ф. Горохов, который ещё до окончания Сталинградской битвы получил генеральское звание и был назначен заместителем командующего 51-й армии. На это воинское соединение выпала особая роль, пятачок, защищаемый гороховцами, называли «кольцом смерти»: Мы в окружении. «Смерти кольцо» Могут прорвать лишь безглазые нули… В эти дни Сталинградской битвы Гайнан Амири выполнял важное партийное поручение – охрана боевого знамени.

Писатель Гайнан Амири – герой Сталинградской битвы
Писатель Гайнан Амири – герой Сталинградской битвы

Николай Грибачёв родился 6 (19) декабря 1910 года в Брянской области. Окончив гидромелиоративный техникум, увлекся литературой. В 1935 году вышел первый сборник стихов «Северо-Запад». В 1939–1940 гг. участвовал в освобождении западной Белоруссии и финском конфликте. Во время Великой Отечественной войны у него погибли оба брата (Александр – под старой Руссой, Василий – под Харьковом). В один из первых дней войны, явившись в Смоленский горвоенкомат, получил назначение в строевую часть командиром взвода. В марте 1942 года оказался на юге, где формировалась 197-я дивизия. В своей автобиографии поэт пишет: «Я был командиром саперного батальона на Сталинградском фронте, в частности обеспечивал переправу на мосту в станице Вёшенской. Там, на Дону, будучи комбатом, в 1942 году подал заявление о вступлении в партию. В конце апреля 1943 года в должности дивизионного офицера был откомандирован для работы в газете 3-й гвардейской армии «Боевой товарищ» – спецкором. В таком качестве встретил конец войны в боях за Берлин и Прагу».

Поэт и писатель Николай Грибачев (1910–1992) был отмечен самыми высокими наградами: Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий
Поэт и писатель Николай Грибачев (1910–1992) был отмечен самыми высокими наградами: Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий

И я в любви страдал и плакал. Было.
Но никогда не будет, чтоб душа
Предательство измены позабыла,
До сделки с всепрощением дошла.

И суть не в том, что я гордец в избытке
И что легко ранимый. Суть не в том,
Что после ревности, как после пытки,
Рубцы ничем не сводятся потом.

Есть — мелочи. Есть — высшая проверка,
Или как хочешь это назови:
Когда теряют веру в человека —
Не остаётся места для любви.

Когда началась Великая Отечественная война, в Москве в политэмиграции находилась большая группа немецких писателей. Среди них были Эрих Вайнерт и Вилли Бредель. В первый же день войны они обратились в Главное Политическое управление Красной Армии с просьбой послать их на фронт для пропагандистской работы против фашизма среди немецких солдат. Они добились своего, их посылали на различные участки фронта для изучения методов пропаганды, для бесед с пленными и перебежчиками.

Литература военных лет стала мощным средством поддержки и вдохновения для защитников Отечества. Она сплачивала народ, укрепляла волю к борьбе и утверждала веру в торжество правого дела. Таким образом, деятели культуры внесли неоценимый вклад в общее дело победы.

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли.

Без глотка, товарищ,

Песню не заваришь,

Так давай по маленькой нальем.

Выпьем за писавших,

Выпьем за снимавших,

Выпьем за шагавших под огнем!

Есть, чтоб выпить, повод -

За военный провод,

За У-2, за эмку, за успех.

Как пешком шагали,

Как плечом толкали,

Как мы поспевали раньше всех…

…Так выпьем за победу,

За нашу газету.

А не доживем, мой дорогой,

Кто-нибудь услышит,

Снимет и напишет,

Кто-нибудь помянет нас с тобой!..

«Песня военных корреспондентов»

Ситникова, Т. В. Выстояв, воспели Сталинград… / Татьяна Владимировна Ситникова // Мужество сталинградцев в веках… : материалы круглого стола, Волгоград, 26 февр. 2015 г. / Волгогр. ОУНБ им. М. Горького ; [науч. ред. М. Б. Кусмарцев ; ред.-сост. Т. И. Климова ; отв. за вып. Л. А. Ульева]. - Волгоград, 2015. - С. 24-37. - Библиогр. в подстроч. сносках.

Пока поставлю многоточие...

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!

Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед

#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#