К описываемому моменту времени в Пруссии начался второй этап формирования железнодорожной схемы. Он подразумевал создание разветвлённой сети дорог внутри Восточной Пруссии. Инициатором этого стало военное ведомство. Как говорил главный военный стратег и начальник Генерального штаба Пруссии граф Гельмут Мольтке: «Больше не стройте крепости, а возводите как можно больше железных дорог». Для автора доктрины молниеносной мировой войны железные дороги не были интересны с экономической точки зрения, их цель ему виделась в другом – доставка войск и военных грузов к восточным границам Германии и маневренность по всей территории Восточной Пруссии, что даёт возможность вести войну одновременно на западном и восточном фронтах.
С этого времени строительство и согласование новых железных дорог в Восточной Пруссии находилось под надзором военного ведомства и контролировалось прикреплённым к ней офицером Генерального штаба. Даже в Конституции Германской империи было прописано, что железные дороги «служат в интересах защиты страны». После победы над Францией появился прекрасный источник финансирования – репарационные выплаты. Все старые и новые железнодорожные пути стали частью стратегических линий, в которых прослеживались две основные: Мариенбург – Эльбинг – Браунсберг - Кёнигсберг и Торунь – Алленштайн – Инстербург - Тильзит.
В эту же концепцию прекрасно вписывалась новая железнодорожная ветка, связавшая западную и восточные части провинции – от Главного вокзал Кёнигсберга до Тильзита (совр. Советск), через Лабиау (совр. Полесск).
И всё же на Замландском полуострове (совр. Калининградский) железная дорога требовалась не только в военных, но и в коммерческих целях – для сообщения Кёнигсберга с открываемыми курортами у Балтийского моря. Напомню, что железнодорожная сеть Восточной Пруссии была государственной, но вот курортные линии решено было передать в частные руки.
В 1884 году основывается «Кёнигсберг-Кранцевское железнодорожное общество» (нем. KCE), а уже 8 июля 1885 года первая ветка соединила Кранц (совр. Зеленоградск) и Кёнигсберг. Спустя 10 лет от неё была проведена дополнительная «нить» к причалу Кранцбеек, где швартовались прогулочные теплоходы.
К побережью Балтики кёнигсбергжцы отправлялись с Кранцевского (нем. Cranzer Bahnhof) вокзала, перрон которого располагался там, где сегодня стоят платформы современного Северного вокзала. Отличительной чертой вокзала были деревянные конструкции, оформленные в стиле курортной архитектуры. Прекрасное решение – путешественник уже с перрона в Кёнигсберге погружался в атмосферу предстоящего отдыха.
В 1885 году на перекрёстке улиц МиттельТрагхайм (совр. Пролетарская) и Шёна (ныне Генерала Соммера), по проекту архитектора Вильгельма Бесселя-Лорка (сын известного астронома Бесселя) возводится одно из важнейших административных зданий города – Королевское правительство (нем. Königliche Regierung) или Правительство провинции Восточная Пруссия. Строение было внушительных размеров, примерно соответствовало новому корпусу Альбертины.
Перед центральным входом располагался фонтан и парк. Здание украшали скульптуры легендарного Ройша. На крыше - две аллегорические группы: одна олицетворяла торговлю, промышленность и судоходство; другая – науку, преподавание и землеустройство. Фасад украшали бюсты из серого песчаника герцога Альбрехта и императора Вильгельма I. На лестничной клетке внутри здания была еще одна скульптурная композиция под названием «Сила, справедливость, сдержанность».
Здание главного политического ведомства Восточной Пруссии выгорело в августе 1944 года при бомбардировке английских ВВС, в таком виде простояло аж до 1967 года, но затем было принято решение его снести вместе с Королевским замком, как один из главных символов милитаризма.
На его месте построили жилой дом по адресу: ул. Пролетарская, 55-61.
Спустя несколько лет новое здание получит и Финансовое управление Восточной Пруссии (нем. Finanzamt Land). Трехэтажное прямоугольное в плане здание из красного керамического кирпича на цоколе под вальмовой крышей, с двумя боковыми ризалитами и порталом с полуциркульным дверным проёмом построили в районе Нойе Зорге на его главной улице Кёнигштрассе. Строение Налогового ведомства провинции сохранилось до наших дней и имеет статус объекта культурного наследия. Сегодня внутри размещается Центр гигиены и эпидемиологии Калининградской области (ул. Фрунзе, 50).
Пока мы с вами следили за городскими изменениями в эпоху управления Зельке, в Германской империи сменился монарх, причём два раза за один год, что вошло в историю под термином «Год трёх императоров».
За последние годы правления, здоровье Вильгельма I стремительно ухудшалось. Он страдал от простуды, инфекции мочевого пузыря и время от времени терял сознание, но, по воспоминаниям окружавших его чиновников, обычно быстро восстанавливался и продолжал свой рабочий день. Вильгельм скончался 9 марта 1888 года, не дожив 13 дней до своего 91-летия. За свою жизнь правитель снискал популярность и уважением среди подданных и являлся олицетворением образа «старой Пруссии». Прощаться с любимым монархом пришло до 300 000 человек.
В честь седьмого короля Пруссии, в Кёнигсберге, с юго-западной стороны от замка, в том месте, где некогда стояла Старая Альтштадтская кирха и парк при ней, обустроили новую площадь, дав ей название Кайзер-Вильгем-Плац.
Уже в эпоху правления Вильгельма II, в память о первом императоре Германии, повсеместно будут устанавливать мемориалы. Прусский институт памятников насчитал около 425 работ. Более ни одному коронованному лицу Германии не было поставлено больше памятников, чем Вильгельму I. На многих из них присутствовала фраза «Великий» (нем. der Grosse), что ставило Вильгельма I в один ряд с Великим Курфюрстом Фридрихом Вильгельмом I и Фридрихом II Великим.
Следующим монархом стал единственный сын Вильгельма I и Августы Марии Луизы Саксен-Веймар-Эйзенахской, 56-летний Фридрих Вильгельм Николаус Карл Прусский (Фридрих III). Из-за либеральных взглядов, его считали одним из самых многообещающих престолонаследников Европы. Стоит отметить, что Фридрих обучался в Боннском университете, изучая право, политику и управление, он свободно владел английским и французским языками, читал на латыни. Хотя кронпринц был скорее пацифистом (однажды заявил журналистам: «Мне не нравятся господа военные»), он всё же принял непосредственное участие в войнах за объединение Германии (против Дании, Австрии и Франции).
Перед занятием престола Фридрих декларировал свои политические планы. Ему хотелось ограничить полномочия канцлера и внедрить в Германской империи многие элементы британского либерализма. В этом порыве его поддерживала и жена – принцесса Виктория, старшая дочь королевы Соединённого королевства Великобритании и Ирландии. Фридрих был уверен, что государство не имеет права действовать против общественного мнения его жителей. Многие в Европе были уверены в том, что Фридриху III удастся перевести несущийся по милитари рельсам локомотив под названием Германия на либеральный путь, но…
Новый монарх начал своё правление уже смертельно больным (рак гортани). Он даже не мог лично присутствовать на похоронах отца и наблюдал за процессией из своей комнаты во дворце Шарлоттенбург. Фридрих III так и не приехал в Кёнигсберг для процедуры коронации и скончался 15 июня 1888 года, через 99 дней после принятия власти. Перед своей смертью Фридрих записал: «Я не могу умереть… что тогда будет с Германией?».
К сожалению, это был в какой – то степени пророческий вопрос. Третий за 1888 год немецкий монарх Вильгельм II приведёт Германию и мир к большой и кровопролитной войне, краху империи. Если бы Фридрих III не курил, мир мог быть совершенно другим.
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
P.S.: Подборка статей «Кёнигсберг в эпоху Вильгельма I»:
- Часть 1: Вторая коронация в истории Пруссии и императрица – внучка Павла I.
- Часть 2: «Реалполитик» Бисмарк или как король Пруссии становится императором Германии.
- Часть 3: История о том, как Россгартен стал «медицинским сердцем» города.
- Часть 4: Новая «Альбертина» и Парадная площадь, памятник Канту и центр развлечений Авайден.
- Часть 5: «Медицинский» Нойроссгартен и мемориал королеве Луизе в парке Луизенваль.
- Часть 6: Обербургомистр Зельке, расширение Понарта и новая биржа в стиле неоренессанса.
- Часть 7: Городской транспорт в виде конки, гарнизонный лазарет и перезахоронение Канта.
- Часть 8: Всё новое… железнодорожная сеть, административные здания и император Германии.
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.