Найти тему
МИР И ЛЮДИ В ОБЪЕКТИВЕ

11. Власть. Размышления православного человека. Власть и война

Но война – священное дело для тех,

которые принимают её по необходимости –

в защиту правды, веры, отечества.

Святитель Филарет Московский

Архимандрит Алексей Ганжин стоит справа
Архимандрит Алексей Ганжин стоит справа

Война… Это – всегда великое бедствие и одно из самых тяжких и богопротивных деяний человечества. Говоря о причинах войн, святитель Иоанн Златоуст указывал, что «войны постоянно произрастают от корня грехов», следовательно, от той самой – попущенной Богом власти снизу: от воли грешных людей, от их алчности и гордыни.

Как известно, власть имущие всех уровней всегда ведут борьбу лишь за те территории, ресурсы которых (в том числе и человеческие) дают им быстрое накопление капиталов. Это идет с незапамятных времен вплоть до процессов в современном мире.

При этом в результате военной агрессии не только разрушается материальная база и инфраструктура завоевываемого государства, резко сокращается его население, но – что особенно важно для завоевателей – устанавливается абсолютный контроль государства-победителя, как правило, под прикрытием номи­нальной власти местных правителей. А это дает полный простор пользования всеми ресурсами.

Иными словами, основа войн – всегда экономическая, чем бы и как бы ее не прикрывали. Как говорил преподобный Исидор Пелусиот: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности». Еще жестче об этом уже в наше время сказал Эрнест Хемингуэй, сам прошедший три войны (две мировых и гражданскую): «Те, кто затевает, разжигает и ведет войну, – свиньи, думающие только об экономической конкуренции и о том, что на этом можно нажиться». И ради этой наживы власть имущих страдают и гибнут простые люди, оказавшиеся заложниками их алчности.

Святитель Филарет Московский с болью писал: «…война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих».

Сколько же крови и бедствий легло на плечи человечества за долгие годы его истории по вине низкокачественных властей.

Однако отцы церкви указывали, что необходимо различать войны справедливые и несправедливые, войны наступательные и оборонительные.

Об этом писали и святитель Филарет Московский: «Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию», и преподобный Исидор Пелусиот: «…не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное».

Так, в 1380 году преподобный Сергий, игумен и чудотворец Радонежский, благословил русское войско во главе с князем Димитрием Донским на битву с татаро-монгольскими завоевателями.

В 1612 году Гермоген, Патриарх Московский и Всея Руси, благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами.

В 1813 году, во время войны с французскими захватчиками, архимандрит Филарет, настоятель новгородского Юрьева монастыря, говорил своей пастве: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество – ты примешь жизнь и венец на небе».

В таких войнах благословение Божие часто проявляется в виде чудесной помощи от Бога. Об этом чрезвычайно много свидетельств в житиях святых.

На первый взгляд – особенно тех, кто пацифистски интерпретирует христианство – опять противоречие. Но это не так. И отцы церкви неоднократно разъясняли слова Господа о любви к врагам.

Например, святой равноапостольный Кирилл так ответил мусульманам на вопрос о том, почему христиане участвуют в войнах, если Христос повелел им любить врагов: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15: 13).

Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам».

Об этом же писал и святитель Димитрий Ростовский, разъясняя учение Нагорной проповеди: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры… Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».

Именно за тех, кто защищал веру и Отечество, истово молились наши православные пастыри. Многие святые относились с уважением к высочайшим проявлениям воинского служения, которые особенно обнаруживались во время больших войн.

Святитель Иоанн Златоуст призывал свою паству молиться о помощи Божией воинам на войне: «Разве не было бы ни с чем несообразно, если бы в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной службы, не творили даже и молитв. Таким образом, это вовсе не составляет лести, а делается по требованию справедливости... Они составляют как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри».

Защищать свое Отечество всегда и всеми силами – доброе и благое дело для христианина.

Православные пастыри обращались и к властителям, не оставляя их без своего внимания. Так, митрополит Московский и Всея Руси Макарий в 1552 году отправил пастырское послание царю Иоанну Грозному и его войскам, находившимся в Казанском походе.

Владыка призывал царя «со всем своим христолюбивым воинством хорошо, храбро и мужественно подвизаться с Божией помощью за святые Божии церкви и за всех православных христиан – против супостат твоих… твоих изменников и отступников, всегда проливающих кровь христианскую и оскверняющих и разоряющих святые церкви».

Митрополит Макарий писал, в частности, об изменниках и отступниках, то есть о тех силах, которые могут вызвать военные столкновения внутри страны, привести к войнам самым гнетущим – гражданским. Эти наитяжелейшие войны особенно губительны для нравственности всех оставшихся в живых участников. Но гражданские войны, нанося тяжкий удар душам людским, всегда становятся и причиной экономического коллапса стран, увязших в них; такие государства, имевшие все шансы своего процветающего будущего, очутившись втянутыми в гражданскую войну, оказываются отброшенными на много лет назад по всем параметрам своего развития.

Однако, несмотря на это вся история человечества практически на всех континентах изобилует примерами того, как низкокачественные власти упорно развязывали и вели многочисленные войны исключительно в своих интересах, одинаково прикрываясь различными лозунгами: от религиозных и национальных до демократических.

Такими были и Тридцатилетняя война (1618-1648) – формально между протестантскими и католическими государствами в разделившейся Священной Римской империи, но в действительности за гегемонию в Центральной Европе.

И американская гражданская война (1861-1865), формальной причиной которой был вопрос о законности рабства, но истинные причины крылись гораздо глубже: решался вопрос перераспределения финансовых потоков и подчинения единой власти. Гражданская война в Америке.

И Вторая мировая война (1939-1945), в которой подавляющее большинство стран мира заставили бороться формально за свои идеалы ("демократы против коммунистов"), но реальным основанием было стремление к переделу Мира.

Без комментария
Без комментария

И Вторая Суданская война (1983-2005), формальное основание которой – противостояние христианских религиозных групп и политики внедрения ислама по всему Судану, но настоящей причиной была борьба за обширные месторождения нефти.

И гражданская война в Югославии (1991—2001) — самая кровопролитная в Европе нового времени серия вооружённых межнациональных конфликтов, искусственно вызванных религиозными и этническими противоречиями, но на деле преследующая цель разделения государства, ибо это было опробование сценария по расчленению России: ведь раздробленными странами легче управлять.

Кроме того, в ходе этой войны едва ли не важнейшей значимой целью США в 1999 году, по свидетельству генерал-майора Слипченко В.Г. (академик Академии военных наук, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ), «были всесторонние испытания в реальных боевых условиях новых высокоточных систем оружия, систем разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, всех видов обеспечения, а также взаимодействия различных сил и средств».

Эту экспериментальную ударную операцию нового типа провели «полностью бесконтактным способом на межконтинентально удаленном от США горно-лесистом балканском театре с достаточно развитыми экономикой, инфраструктурой и заранее созданной системой обороны Югославии».

На протяжении одиннадцати недель главными целями поражения были ключевые военные и экономические объекты, инфраструктура и коммуникации Сербии и Косово.

В результате только в ходе первого периода операции (шесть недель) «высокоточными крылатыми ракетами воздушного и морского базирования была полностью (100%) разрушена нефтяная промышленность, 50% индустрии боеприпасов, 70% авиационной промышленности, 40% танковой и автомобильной промышленности, 40% нефтехранилищ, 100% мостов через Дунай, 70% автомобильных и железных дорог. Остальные объекты и цели поражались пилотируемыми самолетами во второй период операции, когда система ПВО Югославии была полностью выведена из строя».

И вывод: «Результаты войны позволяют однозначно утверждать, что США и другие страны - члены НАТО будут заранее создавать и поддерживать постоянно действующую космическую инфраструктуру, …как системообразующую основу разведывательно-ударных боевых систем воздушного и морского базирования, способных без предварительной подготовки наносить массированные высокоточные удары по объектам любого государства в любом регионе нашей планеты» (выделено нами). Разумеется, с точки зрения безбожной надгосударственной власти такой вывод стоил сотен тысяч погубленных жизней и судеб народа уничтоженного государства Югославия.

Список, к сожалению, можно продолжать долго, в нем будут и гражданские войны в Грузии (1991-1993), Таджикистане (1992-1997), Сирии (2011- по настоящее время), и серия "бархатных" революций, и многое другое. Но в основе всех этих бедствий только одно – богопротивная, богоборческая по сути своей власть от воли грешных людей, от их алчности и гордыни. Гражданская война в Таджикистане (1992-1997).

Без комментария
Без комментария

Гражданская война в Сирии (2011- по настоящее время). Неполный список бомбежек США с 1945 года.

Скорбно, но количество войн на планете, начиная с середины XIX века, неукоснительно увеличивается. Связано это с ростом низкокачественных типов власти и с усилением давления надгосударственной власти на судьбы многих стран и народов.

Эти богопротивные власти развязывают военные конфликты и гражданские войны на территориях именно тех государств, содержимое недр которых для них особенно привлекательно.

Стремление получить доступ к таким лакомым достояниям побуждает надгосударственные власти изменять государственный и социальный строй других стран, меняя там управленческий корпус в своих интересах. В результате не только гибнут люди, но погибают и государства.

Не является исключением и наше Отечество. Влияние чужой и чуждой власти привело к тому, что ещё в 1906 году Г.В.Бутми де Кацман в книге «Конституция и политическая свобода» писал: «Глядя, как горит Россия, как гибнет народное достояние, как расхищается государственная казна, пополняемая кровными народными деньгами, как Русское Имя, еще вчера столь славное, выставляется на позор перед всем миром, как колеблется Великая Российская Держава на радость ее внешним врагам и внутренним предателям, — ученые люди, именуемые "либералами", радуются всему этому, поучая нас в книжках, в газетах и на людных собраниях, что это есть... "либеральные реформы"». Результат действий той греховной власти нам хорошо известен.

Как сказал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий: «Мы видим, с чем столкнулась наша страна, когда сначала отказалась от царя. Она катилась к безбожию, это был финал прегрешений, отступления от Бога, которое совершалось в предыдущие столетия. Убив царя, безбожные власти взялись за Церковь: грабили храмы, уничтожали духовенство, и спустя десятилетия пришлось все начинать сначала. …от Бога не надо отступать, и Он нас защитит».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Начало Крестного хода “Путь Богородицы”  в морском Соборе Кронштадта. Архимандрит Алексий Ганьжин
Начало Крестного хода “Путь Богородицы” в морском Соборе Кронштадта. Архимандрит Алексий Ганьжин

Спасибо, что вы прочли материал, отметили его лайком, смайликом и высказались в комментарии.

Дабы не демонстрировать своё бескультурье и невоспитанность, просьба в комментариях не «тыкать», не оскорблять, не использовать нецензурную и скабрезную лексику. Подобные комментарии будут удаляться без предупреждений, а в отдельных случаях и блокироваться.

Всего вам доброго, как и вашим близким.