Найти тему
Культур-трегер

Почему любимая картина супруги Николая II говорит о том, что она не обладала тонко развитым вкусом?

Картина Эдуарда-Жерома Пупиона "Сон Богородицы" (большого размера, в центре стены) в Лиловом будуаре Александровского дворца в Царском Селе.
Картина Эдуарда-Жерома Пупиона "Сон Богородицы" (большого размера, в центре стены) в Лиловом будуаре Александровского дворца в Царском Селе.

До наших дней дошла любимая картина императрицы Александры Федоровны "Сон Девы" французского художника Пупиона, которая может многое рассказать о вкусах своей хозяйки.

Любимая - сказано не для красного словца. Императрица ценила эту работу до такой степени, что повесила ее в Лиловом будуаре Александровского дворца - в комнате, в которой она чаще всего находилась в течение дня.

Фрейлина Анна Вырубова так описала эту картину в своих мемуарах:

Над кушеткой висела огромная картина "Сон пресвятой Богородицы", по вечерам освещаемая электрической лампой. Пресвятая Дева изображена на ней спящей, прислонившейся к мраморной колонне; лишь ангелы стерегут Её сон. Подолгу я смотрела на прекрасный облик Богоматери, слушая чтение, рассказы или разделяя заботы и переживания изболевшейся души моей Государыни и нежного друга.

Первоначально "Сон Богородицы" купил в Париже в 1896 году Великий князь Сергей Александрович и подарил своей супруге Елизавете Федоровне.

Эта картина настолько восхищала самого Сергея Александровича, что он даже писал в письме брату Павлу: "Картина полученная с французской выставки, - прелестна".

Картина "Сон Богородицы" в кабинете Великой княгини Елизаветы Федоровны (видна на стене с правой стороны).
Картина "Сон Богородицы" в кабинете Великой княгини Елизаветы Федоровны (видна на стене с правой стороны).

Однако после того, как Сергей Александрович был убит террористами, Елизавета Федоровна раздала все свое имущество и удалилась в основанную ей Марфо-Мариинскую обитель.

При этом картину "Сон Богородицы" Великая княгиня подарила сестре - императрице Александре Федоровне.

Но что можно сказать о художественных достоинствах этой картины?:

Эдуард-Жером Пупион "Сон Девы", 1896 год.
Эдуард-Жером Пупион "Сон Девы", 1896 год.

Про такие типично салонные работы знатоки живописи в XIX веке говорили: "Блеску много, а толку мало". В СССР же подобную живопись и вовсе считали пошлой и упадочной (впрочем, это излишне критичный подход).

Однако, на мой взгляд, и в советской оценке есть определённая правда. Поскольку, несмотря на то, что на первый взгляд картина француза кажется очень эффектной, ее высветленные, будто карамельно-конфетные тона и слащавое сочетание цветов сильно снижают общий драматизм полотна.

Наряду с этим Богородица изображена здесь в словно сшитом по фигуре, обтягивающем и приталенном платье, что в Древней Галилее было совершенно невозможно. Этот нюанс тоже снижает достоверность полотна Пупиона.

Читатель может спросить: Критиковать то все горазды, а как же должна выглядеть настоящая, подлинно религиозная живопись?

Да вот, пожалуйста:

Поленов Василий. "Мария пошла в Нагорную страну". Цикл "Из жизни Христа", 1894 год.
Поленов Василий. "Мария пошла в Нагорную страну". Цикл "Из жизни Христа", 1894 год.

Сравните эту картину еще раз с богородицей Пупиона, и вы увидите, насколько духовно выше своего французского коллеги стоит великий Русский художник Василий Поленов.

Кроме того, несмотря на то, что Поленов использовал здесь тот же, что и Пупион, эффект просвечивающей под палящим южным солнцем листвы, зелень на его картине выглядит не приторно искусственной, а очень близкой к природе.

Какой из всего этого можно сделать вывод?

К сожалению, любимая картина Александры Федоровны говорит нам о том, что она не обладала высоко развитым художественным вкусом.

-5

Получается, что императрице была ближе эффектная и сентиментальная живопись салонных художников XIX века, чем, например, духовно-нравственные искания Русских передвижников.