Найти тему

9. Власть. Размышления православного человека. Властные сценарии

Народ, ослепленный блеском заманчивых, неосуществимых лозунгов,

лишенный ясного понимания смысла существования,

разучившийся отличать добро от зла, друзей от врагов,

становится беспомощным и легко управляемым,

сколь бы сильным и многочисленным он ни был.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Когда привычный социальный уклад рушится, падая обломками и оседая пылью на наши судьбы, то очевидно, что истоки краха следует искать в фундаменте. По всей видимости, пришло время нам всем самостоятельно разобраться в основах глобального надгосударственного управления (насколько это возможно) и заменить собственным миропониманием веру тем авторитетам, которые ради собственного безбедного существования всячески споспешествуют надгосударственной власти и в нашей стране, и во многих других государствах.

Так как же взаимодействуют друг с другом власти государственная и надгосударственная? Есть ли у государственной власти хоть какая-то свобода действий? И что происходит с государствами, когда их власть позволяет себе ослушаться?

В последние годы появилось достаточно много научных исследований и публицистических работ на эту тему. Никоим образом не претендуя на «новое слово в науке» и не пытаясь «открыть Америку через форточку», давайте попробуем разбираться в наших реалиях как православные очевидцы.

Для начала мы с вами постараемся как-то структурировать ту информацию, которой располагаем, и посмотреть на нее как на Божий промысел. Но мы будем помнить, что любая схема всегда условна, а уж если речь идет о процессах социальных, то границы между позициями схемы никогда не бывают жесткими, а процессы – однозначными. Но некая их упорядоченность позволяет нам отчетливее увидеть и понять происходящее.

Термин «государственное управление» имеет два аспекта: 1) управление в государстве как в конкретной системе и 2) управление государством как элементом надгосударственной системы.

Таким образом, первая ступень нашей условной схемы – управление внутри государства. Как мы знаем, система «государство» изначально и до настоящего времени употребляется для создания безо­пасности и благополучия от­дельного класса/со­циаль­ной группы, и лишь частично – ос­таль­ных чле­нов об­ще­ства, но только как обеспечи­вающих производ­ство всех возможных ценностей и как обслужи­вающих управлен­ческую группу (элиту).

Но объективно госу­дар­ство, используя все свои ресурсы, спо­собно выполнять качественное управление, обеспечивая высокий уровень жизни и безопасности максимальному числу своих граждан.

Однако субъективная сторона управления внутри государства зависит от того, в чьих ру­ках нахо­дится власть, ка­кова их нравственность и, соответственно, каковы цель развития и реальный путь ее достижения. Мы видели, что когда правитель принимает власть именно как служение Богу, Отечеству и народу, то степень нравственности общества и уровень его жизни в таком государстве неуклонно повышаются. Такие государства наиболее близки по качеству к помазанной Богом власти. Соответственно, чем дальше уходит правитель государства от этого служения, тем в большей степени его подданные получают низкокачественную попущенную Богом власть.

Вторая ступень – управление конкретным государством с надгосударственного уровня. И вот здесь уже цели собствен­ных властных структур государства вторичны. Главными становятся цели реальной надгосударственной власти. Отсюда – два ос­новных типа управленческой деятельности:

I) соответствие и

II) несоответствие/противоречие целей управления государственного уровня целям уровня надгосударственного.

 Иерархия кукловодов.
Иерархия кукловодов.

I. Первый тип можно было бы обозначить фразой Стефана Цвейга «Когда между собакой и кошкой возникает дружба, то это не иначе, как союз против повара». Он имеет два варианта развития управленческого сценария.

1. Практически полное соответствие целей при безусловной подконтрольности управленческой элиты государства.

В этом сценарии целостность государства и его режима сохраняются, правители сменяются в соответствии с традициями/нормами управления государством, надгосударственные структуры почти не вмешиваются в этот процесс. Властям конкретного государства по­зволено управ­лять в ин­тересах своей страны, но не выходя за пре­делы установленных рамок – весьма широких, как показывает история.

Этой ситуации в исто­рии стран и народов соответствуют пе­риоды стабильно­сти, относитель­ного бла­гополучия и спокой­ствия (современное государство ОАЭ). А выстроенная в таком государстве крепкая, стойкая и надёжная, с точки зрения надго­сударственной власти, система управления дает возможность при необходимости присоеди­нять к нему другие государства или объединять несколько таких государств в одно крупное.

2. Цели в основном совпадают, но элита, хотя и не слишком активная, начинает выходить из-под надгосударственного контроля.

Этот сценарий предусматривает частичную или полную замену правящей элиты дру­гой, спо­собной управ­лять стра­ной по за­данным сверху параметрам. При этом меняется режим, но целостность государства сохраняется, хотя и не всегда полностью.

Соответст­венно этим действиям надгосударственной власти в тех или иных странах про­исходят как мирные смены правительств (воспринимаемые как обычное течение жизни), так и военно-политические перево­роты (Аргентина, Греция, Египет, Пакистан, ХХ век).

II. Второй тип управления – цели власти государственной не соответствуют или даже противоречат целям власти надгосударственной. И надгосударственная власть начинает орудовать в отношении непокорного государства в зависимости от уровня несоответствия и его причин. Отсюда – три варианта возможного развития событий.

1. Государственная власть ведет активную самостоятельную деятельность, не отвечающую целям надгосударственных структур, которые не имеют (по тем или иным причинам) возможность плавно и относительно тихо заменить правящую элиту.

При таком сценарии слишком активная самостоятельность государственных управленцев побуждает надгосударственные власти к полному уничтожению правящей элиты с обязательной ее дискредитацией в глазах национальной и мировой общественности.

И чем качественнее было отечественно ориентированное управление в таком государстве, тем больше негатива обрушивается на его правителей – вплоть до публичного шельмования и демонстративной позорной казни.

Например, Румыния в марте 1989 года полностью расплатилась с внешним долгом (21 миллиард долларов США с учетом процентов), ее ВВП составлял 53,7 миллиарда долларов, а профицит бюджета – более 8% ВВП.

Но её правительство неосмотрительно объявило во всеуслышание о полном погашении внешнего долга, да еще и пообещало, что новых займов брать не будет, хотя их стали всячески навязывать на весьма "выгодных" условиях.

Трагичный результат последовал почти молниеносно: 16 декабря 1989 года был устроен государственный переворот, руководителя страны Н.Чаушеску арестовали и, обесчестив, расстреляли 25 декабря сразу же после заседания трибунала (суд длился немногим более часа).

А страна полностью и окончательно подпала под управление надгосударственных структур; в настоящее время внешний долг Румынии – больше 100 миллиардов евро.

"Суд" над Н. Чаушеску и его супругой. Справа на фото член "трибунала.
"Суд" над Н. Чаушеску и его супругой. Справа на фото член "трибунала.

В особо сложных случаях непокорную элиту уничтожают вместе с государством (например, Ливия, 2011 год).

2. Находя­щаяся у власти государственная элита становится неспособной к эффектив­ному управлению в целях надгосударственной власти.

Такую элиту приходится менять довольно быстро. Чаще всего это путь революций, которые представляют собой всего лишь радикальную смену управленческих элит (Российская Империя, Германия, Мексика, Китай, Иран и пр. на протяжении ХХ века).

Но этот сценарий может иметь и еще один вариант: разделение государства на несколько "самостоятельных" государств, легко поддающихся управлению извне (СССР конца ХХ века, Югославия рубежа ХХ и ХХI веков).

Понятно, что чем боль­ший разрыв между целями структур государственных и надгосударственных, тем сложнее ситуация в стране и тяжелее положение ее народа.

3. Управленческая элита государства не отвечает задачам надгосударственной власти, но она не активна, и это позволяет плавно подготовить контрэлиту, которая и будет служить в заданном направлении.

Такой сценарий, превращая государство в колонию, развивается под прикры­тием "экономического взаимодействия" и "культурного сотрудничества". При "экономиче­ском взаимодействии" подконтрольное го­сударство полностью порабощается финансовыми структу­рами через предос­тавление займов под процент, всегда значительно более высокий, чем рост производительности труда (Россия рубежа ХХ-ХХI веков, Украина ХХI века и др.).

А "культурное сотрудничество" (одновременно с экономическим воздействием) навязыва­ет населению иную систему соци­альных ценно­стей, а правящей элите – такие це­ли управления, которые дают надгосударственной власти возможность полномас­штаб­но реализовать свои инте­ре­сы (Россия последней четверти ХХ века, большинство современных западных государств). Современная Литва.

И, как мы видим, любой из этих сценариев развивается по меткому замечанию Козьмы Пруткова: «Не во всякой игре тузы выигрывают». «Тузы» государственной власти оказываются на самом деле «шестерками» в руке власти надгосударственной.

Получается, что все эти варианты и сценарии – попущенная Богом власть, т.е. развиваются они как результат отторжения Божьей власти правителями того или иного государства, как результат их греховности, алчности, гордыни. И другого сценария быть не может. Но не надо забывать Бога – и Он защитит нас.

Архимандрит Алексий
Архимандрит Алексий

Спасибо, что вы прочли материал, отметили его лайком, смайликом и высказались в комментарии.

Дабы не демонстрировать своё бескультурье и невоспитанность, просьба в комментариях не «тыкать», не оскорблять, не использовать нецензурную и скабрезную лексику. Подобные комментарии будут удаляться без предупреждений, а в отдельных случаях и блокироваться.

Всего вам доброго, как и вашим близким.