Найти тему
Night Groove

Волкодав: быть ли декоративным?

Впервые опубликовано в журнале для любителей собак ’’Друг’’ (№7-8/2001г.)

Этот набор скандальных тогда БАНАЛЬНОСТЕЙ я написал и отправил в журнал с надеждой, что Затевахин, так ратующий за рабочие качества, ее опубликует. Спасибо, опубликовали. Комментарии редакции обсудим в следующей статье.

Волкодав: быть ли декоративным?

Что ты смотришь зубы?
Наш собака - сердце большой!

А. Лабунский. «Собаки Средней Азии».

Общеизвестно, что порода САО создавалась, совершенствовалась и использовалась как рабочая. Безусловно, этому обстоятельству мы обязаны теми замечательными качествами, за которые мы и любим этих собак. Это смелость, сила, мужество, терпимость к боли, высокий боевой дух, уверенность в своих силах. Все авторы, писавшие о породе, отмечали эти особенности, некоторые даже считают их основным отличием САО от других собак.

Следовательно, наличие этих достоинств является непременным условием принадлежности к породе. К сожалению, современное поголовье России во многом не отвечает этим требованиям. Постоянно приходится встречать собак неуверенных, порой просто забитых. Проверка поведения на выставках зачастую являет собой печальное зрелище. Лишь немногие собаки достойно ведут себя в ситуации, отнюдь не требующей сверхъестественного самообладания. Распространено даже мнение, что САО не способны работать вне своей территории. Наконец, боевой дух у многих собак вообще отсутствует. В чем же причина такой ситуации? Может быть, авторы книг и публикаций вообще преувеличивают достоинства любимой породы? Такое не редкость в кинологической литературе. Достоинства отдельных представителей сплошь и рядом переносятся на всю породу, современному поголовью приписываются качества, присущие далеким предкам и изрядно растерянные за годы разведения на принципах внешней эффектности. О серьезном сравнительном исследовании разных пород и речи нет. Чего стоит только пример английского бульдога. Приходилось читать, что он сохранил де отвагу и мужество своего предка - бульдога староанглийского. Да если бы все усилия заводчиков были бы направлены только на это, и то такое утверждение было бы чересчур смелым, хотя бы потому, что никто не стал бы сейчас испытывать собаку столь варварскими методами, как это делалось в старину. Зная же, в каком направлении велась селекция в реальности, читать такое просто смешно.
Все же, наверное, всякий, кто интересовался вопросом, имел случай убедиться, что рассказы о необыкновенных достоинствах азиатов имеют под собой реальную почву. Особенно легко это видно на примере боев высокого уровня. Причины же безрадостного состояния поголовья России кроются прежде всего в методах разведения. Остановимся на этом подробнее. Сразу оговоримся, что не будем обсуждать так называемых «недобросовестных заводчиков», т. е. лиц, которые «с целью наживы вяжут безразборчиво всех подряд, от чего страдает в первую очередь, нервная система» (обычное объяснение всех проблем). Постараемся разобраться с тем, как обстоит дело у заводчиков добросовестных.
В настоящий момент существует два принципа современного заводского разведения. Первый – разведение по рабочим качествам. В чистом виде применяется, например, для породы американский питбультерьер. Основным критерием в разведении является работа собаки. За достижения в работе присваиваются официальные титулы «Чемпион», и «Грандчемпион». Экстерьер собаки никак не оценивается и поводом к наградам не является. Имеется также титул «ROM» за племенные успехи. Качество потомства, естественно, оценивается также по работе. Племенным мероприятием являются бои по единым утвержденным правилам. Единое направление развития породы сохраняется неизменным очень длительное время. (Как не похоже это на ситуацию во многих других породах, где мода постоянно меняет ориентиры и приоритеты!) В результате основное разводимое качество - гейм, достиг удивительной глубины. Достижения породы в своей области впечатляют. Отметим также, что, несмотря на то, что большинство заводчиков, по всей видимости, не занимаются особенно вопросами поведения, порода, в противоположность бытующему мнению, вполне управляема и лояльна к человеку.
Другой принцип разведения – по экстерьеру. Это выглядит вполне естественно для декоративных пород, но применяется гораздо шире. Нас будут интересовать служебные и охранные собаки. В идеале принцип таков. Для допуска в разведение собака должна отвечать неким минимальным требованиям по нервной системе, работе или поведению. Все собаки, преодолевшие это, как правило, несложное препятствие, в дальнейшем сравниваются между собой по экстерьеру. За экстерьер присваиваются титулы «Чемпион», «Кандидат в Чемпионы» и прочие. При такой системе, кобель, набравший в работе, условно говоря, 30 очков (при минимальной норме 20 очков), может (и обязательно будет) использоваться шире менее эффектного внешне, но набравшего все 100 очков. Это в идеале, на практике же, кобеля, даже не прошедшего испытание, но обладающего выдающейся внешностью, всеми правдами и неправдами будут использовать в разведении. Но дело не в этом. Даже без таких нарушений данная система ведет к упадку рабочих качеств в породе. Общеизвестно, что если какое-то породное качество не поддерживать постоянными усилиями, то оно сходит на нет. В описанной выше схеме способность набирать при испытаниях заметно выше 20 очков ничем не поддерживается. Следовательно, средний уровень собак будет постоянно снижаться до этой самой отметки. У собаки, набравшей 20 или около того очков, наверняка появятся потомки, не прошедшие и этой отметки (часть детей обычно хуже предка). Кому то придется всю жизнь держать любимых, но «никаких» питомцев, при том, возможно, от «Чемпиона». Конечно отдельные заводчики могут пытаться поддерживать в своем поголовье рабочие качества, но общая логика разведения диктуется системой официальных наград и титулов. А она требует экстерьер, экстерьер и экстерьер. Интересно, что об улучшении, совершенствовании рабочих качеств и нервной системы, как правило, не идет даже речи! Можно услышать лишь сетования о необходимости «сохранения и поддержания». Большинство заводских пород далеко ушли по этому пути. Ярким примером является немецкая овчарка. Порода, создававшаяся и до сих пор подаваемая как рабочая, отметила свое столетие. Среди победных реляций типа «Сто лет триумфа» удалось прочесть сообщение, что немецкая полиция практически перестала закупать для своих нужд н.о., предпочитая ей бельгийских овчарок. Небольшое количество «немцев» закупается в Чехии. Последнее обстоятельство указывает на то, что плоха не порода - порочен принцип отбора.
Как же возникла такая ситуация? Почему во главу угла в разведении рабочих собак была поставлена внешняя эффектность? Изначальным толчком была, видимо, идея о связи рабочих качеств и экстерьера. Ее и до сих пор приводят в оправдание существующего порядка. Разберемся подробнее. Безусловно, вышеуказанная связь существует. Иногда её даже можно проследить. Борзая действительно бегает быстрее бульдога именно благодаря анатомии. Это очевидно, но для установления этого факта не требуется писать стандарты и устраивать выставки. А вот определить по виду, кто из двух борзых бегает быстрее (а тем более, кто лучше ловит зайцев), нельзя. Поэтому, собственно, и устраиваются бега.
Еще сложнее обстоит дело с более сложными видами деятельности. Существует ли идеальный экстерьер для бойца? Далеко не очевидно. Можно вспомнить чемпионов, весьма сильно различающихся по типу сложения.

Более того, даже если такой идеал существует, его вряд ли можно вывести с помощью рассуждений. Представления неспециалиста могут быть очень далеки от реальности. Ярким примером этого является бультерьер. Приходилось читать, что он де идеально сложен для боя. А ведь всякий, кто видел схватку буля с, например, питом, сразу скажет, что именно сложение бультерьера мешает ему вести борьбу на равных. Его несуразная голова на короткой шее не дает быстро взять нужный захват. Интересно, что это те самые детали экстерьера, которые культивировались при экстерьерном разведении, чтобы подчеркнуть «бойцовость» собаки. Представления дилетантов о том, какой должна быть боевая собака, можно почерпнуть в стандартах бультерьера и амстафа. Как не похожи они на тот образ бойца, который собран в стандарте питбуля, написанном с лучших представителей породы. Но и такой «правильный» стандарт не является указанием при разведении. Достоинство рабочей собаки проверяются только в работе.
Наконец, помимо сложения, важны и дух, и техника, которые по внешности никак не определить. Как не определить, насколько здоровы внутренние органы, силен организм. Речь не только о боях, о любой работе! Все это слишком очевидно, чтобы много говорить об этом. Надо просто это вспомнить.
Таким образом ясно, что экстерьерное разведение не способно ни породить хорошей собаки, ни сохранить достоинства, уже существующие. Это значит, что существующая система разведения порочна. Порочен, прежде всего, принцип поощрения. Каждый заводчик сам решает насколько обращать внимание на внешность собаки, насколько глубока связь экстерьер - работа. Но нельзя присуждать звания и давать награды только за косвенные признаки возможных достоинств производителя! В противном случае надо честно объявить, что порода не рассматривается и не разводится как рабочая.
В настоящее время НКПСАО поставил своей целью сохранение породы. Представляется очевидным, что нельзя сохранить породу, не сохранив методы (хотя бы самую суть) разведения. То есть, чтобы продолжать существование породы, необходимо тем или иным способом определять наиболее сильных, смелых особей, максимально приспособленных для борьбы с любым противником. Из практикуемых на родине породы методов, безусловно, отпадают варианты вольных вязок и непосредственная проверка эффективности против хищников. Зато вполне возможна организация боев по традиционным правилам, что, кстати, широко практикуется на Украине. Кто-то, конечно, может не одобрять этого явления. Но это примерно тоже, что не одобрять существование азиатов. И тут нет никакого преувеличения. Порода – это исходный материал плюс метод разведения.Если вы разводите декоративную собаку, то ее можно получить из кого угодно. Из азиата тоже, хоть и не сразу. При современном положении дело к тому и идет. Отказавшись от принципов, на которых разводился волкодав тысячелетия, мы тем самым начали выводить другую породу. Будет ли она лучше? Вряд ли, хотя дело не в том. Она будет другой. Это надо признать. Наверное, следует сменить название. (Термин САО, может быть, и неудачный, но он относится все же к собаке – волкодаву, именно так его применял, в частности, Мазовер). Но отказываться от названия никто не хочет. Тогда отрицанию и порицанию боев должен быть дан решительный отпор. Бои не выдумка маньяков и неудачников. Их необходимость следует из многовекового опыта народов основателей породы. Если методы разведения, диктуемые немецкими кинологами, приняты всеми ротвейлеристами и овчаристами в мире, то почему для САО, породы несравненно более удивительной и уникальной, авторитет основателей должен быть меньшим?! Или наши «грамотные кинологи» позволяют себе свысока относиться к представителям «менее цивилизованных народов»? Итак, если ставить себе целью сохранение породы, необходимо построить племенную работу на результатах тестовых испытаний-боев. Конечно, можно поискать другие способы, но все же, чтобы сказать какое-то новое слово о принципах разведения САО, хорошо бы сначала освоить то, что имеется, попытаться повторить предшественников, достичь их уровня.
Помимо сохранения породы можно ставить и другие цели. Например – адаптировать породу к современным условиям, может быть постараться развить и усилить какие-то полезные качества САО, возможно, присущие только части поголовья. Неоднократно высказывалось мнение, что азиаты могут быть прекрасными розыскниками. Линия (или новая порода?) таких собак могла бы разводится обособленно, со своими критериями отбора и подбора. Таковыми естественно стали бы способности к розыскной службе. В качестве племенного мероприятия выступали бы соответствующие соревнования. Может, это и не имеет отношения к сохранению породы в ее первозданном виде, но это и не превращение ее в декоративную игрушку. Особенно, если для этой линии (породы) сохранятся элементы отбора по смелости и силе. В традиционном направлении (охрана, караульная служба) возможны разные варианты. Можно по аналогии с предыдущим примером разработать правила и организовать испытания по охранным качествам. Правила должны максимально способствовать выявлению именно врожденных способностей участников, испытания должны быть достаточно серьезными и разнообразными. Они не будут иметь смысла, если в них смогут успешно выступать более мелкие и слабые собаки. Если бы кто-нибудь (возможно из тех, кто не признает бои) взялся за за такую непростую работу, в отдаленном будущем можно было бы сравнить результаты прямого отбора на охранную службу и традиционного способа, связанного с проверкой боем.
К сожалению, никто не может запретить произвольно менять принципы разведения, не удосужившись даже сменить название породы. И разведение на принципах внешней эффектности еще долго будет калечить целые породы, как ни печально это сознавать. Но по крайней мере всем «добросовестным заводчикам», о каких у нас и идет речь, следовало бы честно и четко определить и объявить о тех принципах, на которых они ведут разведение. Потребитель может в силу своей наивности и неискушенности связывать внешние достоинства и наличие выставочных наград с высокими пользовательскими качествами. Но для кинолога недопустимо пользоваться этими заблуждениями.
И еще. Прочел недавно об азиатах, что «потенциал породы приближается к потенциалу ротвейлера». Как я понял, автор ничего плохого не хотел сказать, он действительно искренне считает, что ротвейлер как бы выше, пусть даже чуть-чуть. А ведь представитель этой прекрасной породы вряд ли сможет хотя бы просто чувствовать себя уверенно, находясь рядом с настоящим волкодавом. Печально только, что не все любители САО, наверное, имели случай даже увидеть такую собаку вживую. Там же сообщалось, что значительная часть поголовья азиатов не охраняет хозяина на чужой территории. Извините, пожалуйста, за исключением случаев, когда хозяин слишком жестко подавляет собаку, или угроза носит явно игровой характер, подобное поведение свидетельствует не о каких-то неудобных особенностях породы вообще, а о негодности конкретно этих представителей. Азиат выводился для того, чтобы охранять имущество и жизнь хозяина в любых обстоятельствах от любых посягательств. А если результат негодного разведения выдавать за норму, то тогда действительно неизбежно приближение к потенциалу ротвейлера. За счет катастрофического его падения…