Найти в Дзене

Кёнигсберг в эпоху Вильгельма I (часть 7/8): Городской транспорт в виде конки, гарнизонный лазарет и перезахоронение Канта.

В районе Нойе Зорге по улице Йорка (совр. ул. 1812 года) в 1879 году закончилось трёхлетнее возведение комплекса зданий Королевского гарнизонного лазарета (нем. Königliches Garnison-Lazarett). Он строился по проекту берлинских архитекторов Гропиуса и Шмидена. На территории в 2,68 гектара, между улицами Йоркштрассе и Кёнигштрассе (совр. ул. Фрунзе) расположились здания из красного кирпича: три трёхэтажных лечебных корпуса (отделения: хирургическое, терапевтическое, инфекционное, родильное; операционный зал и молельная комната), два изолятора (карантинные инфекционные блоки), хозяйственный и административный корпуса. Все корпуса имели собственные подвалы для хранения медикаментов. Для удобного сообщения между собой лечебные блоки соединили длинной крытой галереей с переходами. Здания изоляторов стояли отдельно от основных блоков. Лечебные корпуса разделили парком со множеством кустарников и разнообразных деревьев. По периметру комплекс окружили высоким забором. Строительство и о

В районе Нойе Зорге по улице Йорка (совр. ул. 1812 года) в 1879 году закончилось трёхлетнее возведение комплекса зданий Королевского гарнизонного лазарета (нем. Königliches Garnison-Lazarett). Он строился по проекту берлинских архитекторов Гропиуса и Шмидена.

На территории в 2,68 гектара, между улицами Йоркштрассе и Кёнигштрассе (совр. ул. Фрунзе) расположились здания из красного кирпича: три трёхэтажных лечебных корпуса (отделения: хирургическое, терапевтическое, инфекционное, родильное; операционный зал и молельная комната), два изолятора (карантинные инфекционные блоки), хозяйственный и административный корпуса.

-2

Все корпуса имели собственные подвалы для хранения медикаментов. Для удобного сообщения между собой лечебные блоки соединили длинной крытой галереей с переходами. Здания изоляторов стояли отдельно от основных блоков. Лечебные корпуса разделили парком со множеством кустарников и разнообразных деревьев. По периметру комплекс окружили высоким забором.

-3

Строительство и оснащение комплекса обошлось бюджету города в очень большую сумму, но Восточная Пруссия получила самое передовое медицинское учреждение, которому присвоили имя героя войны против Наполеона Йорка.

-4

9 марта 1879 года в Кнайпхофе в семье успешного торговца родилась Агнес Мигель – легендарная немецкая поэтесса и прозаик. Литературный успех пришёл к ней в 1907 году, с выходом её второй книги стихов «Баллады и песни». Основной темой творчества Агнес была Восточная Пруссия - природа, быт, история, фольклор. В 1916 году Мигель получает литературную премию имени Генриха Клейста, а спустя 8 лет она стала почётным доктором Кёнигсбергского университета. В 1933 году именем Мигель назвали школу для девочек. К сожалению, в том же году она сделала поступок, который в дальнейшем сильно отразился на оценке её творчества во всём мире - вместе с 87 другими германскими литераторами Мигель подписала так называемую «Клятву верности» (нем. Gelöbnis treuester Gefolgschaft) пришедшему к власти Гитлеру. В 1939 году Агнес вступила в НСДАП, в том же году ей было присвоено звание почётного гражданина Кёнигсберга с пожизненным правом бесплатного проживания в городе.

Эксгумация останков Канта.
Эксгумация останков Канта.

В 1880 году было произведено перезахоронение останков Иммануила Канта, которые теперь были перенесены в часовню в псевдоготическом стиле.

-6

Её построили у северо-восточной стены Кафедрального собора. Внутри стоял бюст философа, на стене - копия картины Рафаэля «Афинская школа». Войти в часовню можно было только за плату и лишь два раза в году: в день рождения (22 апреля) и смерти (12 февраля) Канта.

-7

Кёнигсберг рос стремительно, поэтому перед обербургомистром Зельке стояла задача решения одного из самых важнейших городских вопросов того времени – общественный транспорт. За помощью он обратился в Берлин, где уже в 1865 году начала работу первая в Германии регулярная сеть конки. 3 марта 1881 года между муниципалитетом Кёнигсберга и берлинской компанией «Реймер и Маш» был подписан контракт, согласно которого этой организации выдавалось право на строительство и эксплуатацию конно-железной дороги сроком на 40 лет. Непосредственным же хозяином кёнигсбергской конки являлась созданная по случаю компания «Кёнигсбергское общество конно-железных дорог» (нем. «Königsberger Pferdeeisenbahn–Gesellschaft») с головным офисом в Берлине.

-8

Что же собой представляла конка? Фактически это был привычный трамвайный вагон, также перемещавшийся по рельсам, но не за счёт электричества, а посредством двух запряжённых лошадей, которые по нормативам могли работать не более 4 часов в день, затем происходила пересменка. Лошадьми управлял кучер, в руках у которого были вожжи, а рядом – тормозной рычаг и рында для оповещения.

-9

Вагоны были стальными, двухосными, с оконными проёмами без стёкол. Их изготавливала местная фабрика «Штайнфурт». На каждом вагоне устанавливали таблички с названиями начальной и конечной станций. А как же промежуточные остановки? Официально их не было – вагон тормозил там, где его просили пассажиры и прохожие. Вход и выход осуществлялись через дверь с подножкой рядом с кучером, которому и оплачивали проезд.

-10

Первую линию на бумаге нанесли по маршруту: пригород Форштадт (Восточный вокзал, нынешние оптовые склады на ул. Полоцкая) - площадь у Штайндаммских ворот (совр. площадь Победы). Впервые же поездка была осуществлена 26 мая 1881 года на отрезке от Постштрассе (современный ориентир – ТЦ Калининград Плаза) до Юхенталя (ныне Центральный парк Калининграда). К концу года ввели ещё 3 линии, которые проходили через исторический центр (замок) до Главного железнодорожного вокзала и окраины района Форштадт, Штайндаммских и Королевских ворот. Конка настолько стремительно набирала популярность, что к 1898 году действовало 8 линий, которые, в дополнение к существующим, довозили пассажиров до Россгартенских ворот и даже в пригород Кальтхоф (совр. ул. Гагарина). Чтобы горожане могли быстро понять направление маршрута, информационная табличка каждой линии имела свой цвет.

-11

Депо конки располагалось у Сенного рынка (совр. ул. Барнаульская в месте её пересечения с Ленинским проспектом). Оно и логично, ведь именно здесь шла торговля сеном и соломой для лошадей. Парк состоял из 52 вагонов, обслуживаемых 173 лошадьми. Они трудились на износ, как и кучера, чей рабочий день составлял почти 14 часов, а в их задачи входило еще и ухаживание за лошадьми. Любопытный факт: корм одной лошади обходился в 624 марки в год, а зарплата кучера – 600 марок в год.

-12

Вот как кёнигсбергский общественный транспорт описывал в своих путевых заметках английский писатель Джером К.Джером: «Но больше всего удивляют здесь путешественника… конки. Огромные, чистые, длинные вагоны несутся по улицам со скоростью десять миль в час, огибая углы как ошалелые. В них ездят все за исключением офицеров, которым это не разрешено: и носильщики с вещами, и разодетые дамы, отправляющиеся на бал, — все едут вместе. Конка внушает большое почтение: все на улицах спешат дать ей дорогу. Если вы зазеваетесь и попадете под блестящие вагоны, но случайно останетесь живы, то вас, поднявши, немедленно оштрафуют за недостаток почтительности…».

-13

Замечу, что помимо конки, «Кёнигсбергское общество конно-железных дорог» попыталось сделать популярными конные омнибусы. То были кареты на большое количество людей (15-20 мест) на конной тяге, которые не привязывались к рельсам, а потому их обслуживание и стоимость проезда оказывались дешевле конки. Пробный омнибус побежал по улицам Кёнигсберга 8 сентября 1883 года. Первая линия проходила от площади Гезекусплац (ныне не существует, на её месте стоит Дом Связи на Ленинском пр-те) в район Трагхайм; вторая шла от Королевского замка в район Закхайм; третья связывала Кнайпхоф и Скотный рынок в Хаберберге. Если посмотреть на старую карту, то можно понять, что маршруты пролегали по весьма коротким отрезкам, которые с лёгкостью можно преодолеть и пешком, а потому конный омнибус столкнулся с огромной проблемой – даже имея низкую стоимость, у него не было пассажиров. Проект закрыли в 1886 году.

Продолжение следует…

© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта:
knowprussia.tilda.ws

-14

P.S.: Подборка статей «Кёнигсберг в эпоху Вильгельма I»:

- Часть 1: Вторая коронация в истории Пруссии и императрица – внучка Павла I.

- Часть 2: «Реалполитик» Бисмарк или как король Пруссии становится императором Германии.

- Часть 3: История о том, как Россгартен стал «медицинским сердцем» города.

- Часть 4: Новая «Альбертина» и Парадная площадь, памятник Канту и центр развлечений Авайден.

- Часть 5: «Медицинский» Нойроссгартен и мемориал королеве Луизе в парке Луизенваль.

- Часть 6: Обербургомистр Зельке, расширение Понарта и новая биржа в стиле неоренессанса.

- Часть 7: Городской транспорт в виде конки, гарнизонный лазарет и перезахоронение Канта.

- Часть 8: Всё новое… железнодорожная сеть, административные здания и император Германии.

Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.