Наверняка вы замечали за собой и за другими – как за музыкантами, так и за слушателями рок- и метал-музыки. Как только мы слышим мощный, впечатляющий, жирный гитарный рифф или брейкдаун, нам автоматически хочется кривить лицо. Кривить будто бы в отвращении, хотя на деле-то нам нравится.
Даже словесная характеристика при этом может быть прямо противоположной: зарубежная публика использует слово disgusting (отвратительный) и filthy (грязный, порочный), чтобы сделать комплимент какому-то моменту в треке. Наука попыталась разобраться, почему мы так делаем, а гитаристы прокомментировали эти открытия.
Наука о гримасе отвращения
По словам британского ученого Милтона Мермикидеса, специалиста в области музыки, есть научное обоснование, почему мы строим гримасы, слушая хорошую тяжелую музыку. Такая противоречивая реакция вызвана способностью музыки провоцировать у слушателя обилие телесных и эмоциональных реакций. Например, мы реагируем на диссонанс в песне, такой как резкие аккорды или синкопированный ритм. Музыка, которая нам нравится, так богата и “вкусна” для нас, что мы буквально способны попробовать ее, дотронуться физически – отсюда и происходят телесные и мимические реакции.
Невербальная коммуникация
Для многих музыкантов, особенно для гитаристов, гримасы отвращения – своеобразная форма коммуникации. “Иногда достаточно послушать рифф пару секунд, и появляется это лицо. И никаких слов не нужно”, – говорит Марк Холкомб из Periphery. “Когда мы втроем (гитаристы) сочиняем музыку, гримасы отвращения – наша главная невербальная коммуникация.”
Марк определенно имеет в виду, что данная гримаса отвращения – вроде высшей похвалы для автора музыки. При этом он отмечает, что реакция происходит рефлексивно, без какой-либо мысли в голове, и удостаиваются подобной чести только лучшие риффы. “Я помню, как давал ребятам послушать наше демо Wildfire и смотрел на их лица, чтобы понять, нравится им или нет. Завидев подобную “презрительную” реакцию на лице, определенно можно выдохнуть – вы заслужили уважение”.
Цепляющая простота
Ученый Холкомб утверждает, что “отвратительные риффы” – это что-то первобытное, не слишком мудреное, с пещерным душком. Они должны вызвать в слушателе некое животное чувство, и большинство музыкантов согласятся с такой концепцией. Гитарист Майк Стрингер из Spiritbox говорит: “Когда я был помоложе, я переживал, что написанные мною песни слишком просты для исполнения. Я пытался втиснуть в них побольше нот. Но ведь если режиссер использует тонны компьютерной графики в фильме, это не гарантирует ему успех!”
Гитарист Leprous Тор Оддмунд Зурке присоединяется, говоря, что в техничный и аккуратный звуковой ландшафт (Тор владеет 8-струнной гитарой) он всегда добавляет “немного грязи”, чтобы помочь слушателю физически отреагировать на звуковые волны.
Не обязательно низкий строй
Как выяснилось, для “грязного риффа” низкий гитарный строй не обязателен. Хорошие гитаристы соглашаются с этим. Так, Майк Стрингер считает, что понижение строя нужно использовать “экономно”, нельзя все время полагаться на него, “иначе будут проблемы”. А гитарист Ник Ноктюрнал уверен, что рулит не низкий строй, а диапазон частот, который вы исследуете в той или иной тональности.