Однажды мне попалась интересная теория о том, почему Джордж Мартине не торопится с публикацией предпоследней на данный момент книги цикла Песнь Льда и Пламени (ПЛиО). Джорджу Мартину — 75. Конечно, нельзя считать этот возраст критическим. Тому же Стивену Кингу чуть больше, и он вполне стабильно выпускает новые книги. Как говорится в известной поговорке: проблема не в том, что человек смертен, а в том что смертен он внезапно. Иными словами, никто не знает, что случится завтра. Хочется пожелать Мартину здоровья и сил! Тем более, чем автор буквально год назад высказался не только о планах на Ветра зимы, но и двух книгах о Дунке и Эгге, а также о финальной книги ПЛиО, да к тому же и о втором томе Пламя и кровь, который станет основой для продолжения сериала Дом Дракона. Иными словами, Джордж нацелен минимум на четыре книги, помимо Ветров. И стоит напомнить, что это не 200-страничная беллетристика. Те же Ветра зимы уже растянулись на несколько тысяч страниц! Очевидно, что и последняя книга ПЛиО под названием Грёзы о весне (A Dream of Spring) будет занимать немалое место на книжной полке. Однако, Ветра Мартин пишет уже более 12 лет (!), а за последний год, судя по его же словам, не написал ни страницы. Виной во многом тому служит участие в создании сериалов по своим произведениям. Однако, есть и другая теория, которая выстраивает очень умную маркетинговую стратегию.
Теория гласит о том, что Ветра уже давно написаны. Или даже если и не написаны, то уже близки к завершению. Однако, если раньше Вселенная Мартина была просто очередным художественным миром, то за последние годы ее стали превращать, осознанно и целенаправленно, в огромную конгломерацию, проносящую миллиарды долларов дохода. Нам уже известен один такой автор, произведения которого превратили в золотую жилу. Это Роулинг. В какой-то момент времени предприимчивые бизнесмены основали Wizarding World. Это широкое объединение книг, фильмов, всей сувенирной продукции, парков развлечений, театральных постановок и многого-многого другого, что объединяет мир Гарри Поттера. Эта золотая жила обеспечила не только саму Роулинг, но и всех ее потомков на сотни лет вперед! А главное: это оказалось рабочей схемой для крупного бизнеса. Теория гласит о том, что и из Вселенной Мартина хотят создать такую же конгломерацию. Ключевой момент в ее работе заключается в правильном релизе товаров. В бизнесе подобную проблему называют каннибализм: когда один товар перетягивает на себя внимание и продажи другого товара. Поэтому выпускать одновременно два товара нельзя, у них должна быть очередность. Как вы уже и сами догадались, очередь Ветров зимы еще просто не подошла, поскольку в данный момент очередь сериала Дом Дракона. А в интервью Мартин просто водит читателей за нос.
Если с Ветрами все вполне очевидно, то что насчет Грёз? Последняя книга ПЛиО по идее должна быть настолько же объемной, как и предыдущая. И если Мартин будет писать ее вновь дюжину лет, она будет закончена примерно к его 90-летию. Вероятно, работа над Грёзами уже ведется, но только не самим Мартином, а обычными «литературными неграми». Стоит вернуться еще раз к Роулинг. Продолжение Гарри Поттера под названием Проклятое Дитя, очевидно, писала не Джоан. На книге указано ее имя, а также еще пару имен авторов, которые и создали этот мусор литературный продукт. Ничто не мешает бизнесменам, которым Мартин уже продал авторские права на конгломерацию по своему художественному миру, нанять других авторов, чтобы те закончили ПЛиО. Конечно, под руководством самого Мартина. Только руководство это будет заключатся в очень коротких тезисах о том, какие сюжетные линии стоит включить в книгу, какие повороты сюжета уместны и, конечно, что должно произойти в финале. В чем-то это схоже по работе с ИИ: когда задаешь небольшое описание, а ИИ выдает тебе многостраничный текст. Более того, и Грёзы могут быть написаны с помощью ИИ, чтобы сохранить авторский стиль. Для этого через ИИ прогонят все произведения Мартина, обучив нейросетку, а в дальнейшем она самостоятельно распознает характерные и присущие детали повествования, чтобы в будущем корректировать и редактировать текст под стиль писателя.
Что же должно произойти, чтобы Ветра вышли раньше? Провал остальных продуктов. Очевидно, когда один продукт перестает приносить прибыль, его нужно заменить новым. Такой затычкой в прибыли могла бы стать книга Ветра зимы, поскольку о сериале о Дунке и Эгге говорить еще рано, он лишь на стадии разработки. Другой вопрос: как бы Мартин объяснил ее внезапное окончание, когда сам утверждал, будто она совсем не готова? Впрочем, какая разница, что говорил автор, когда вышло новое его произведение, да к тому же на несколько тысяч страниц. Нужно брать отпуск, чтобы прочитать такую книгу. Однако, как мы понимаем, даже несмотря на некоторое разочарование от серий Дома Дракона, проект оказался вполне успешным. Особенно, если сравнивать с Кольцами власти. К слову, из Средиземья Толкина точно также лепят конгломерацию из всевозможных продуктов: от носков с принтом Голума, до новых побочных книг с развитием и дополнением сюжета. Печально, что даже я сам работаю на эти конгломерации, да еще и бесплатно. В общем, в XXI веке поклонников фэнтези принято доить в промышленных масштабах. Бизнес открыл для себя золотую жилу и высасывает все соки из некогда любимых книг. К чему это приведет — никто не знает. Но Роулинг уже не первый раз пытались отменить. Отношение к наследию Толкина тоже меняется в связи с новыми ультратолерантными сериалами по его книгам. Как бы бизнесмены не угробили любимые миры в погоне за долларом...