Найти тему
Мастер Мадукар

Мы воспринимаем свое "я" как реально существующее

Посетитель: В популярных средствах массовой информации я часто встречаю материалы на тему кризиса человеческого облика в нашем обществе. Особенно меня шокирует утверждение о том, что в мире живут шесть миллиардов Никого.

Мадукар: Основной тезис современных ученых, занимающихся изучением сознания и поисками того, что такое «я», звучит так: «Ядра "я" в человеке не существует». Выдающимся защитником этой теории является ученый, профессор университета в г. Майнц, Томас Метцингер, который занимается вопросами философии сознания. Он очень обоснованно выдвигает в защиту данной теории следующий постулат: «Никто никогда не был и не обладал неким "я"».

Я согласен с этим, но хотел бы уточнить: никто никогда не обладал индивидуальным, личностным «я». И на этом можно завершить «поиск "я"», которым человечество занимается вот уже почти три тысячелетия». Согласно утверждению Метцингера: «Все, что мы, с нашей точки зрения, собой представляем, основано на обмене сигналами между ста миллиардами нейронов мозга и узлами между нервными волокнами». Что это значит? «Мозг работает только с моделями реальности и тела. Они являются не более чем моделями возбуждения нейронных сетей, которые, однако, нами как таковые не воспринимаются. Этим моделям не соответствует никакая материальная субстанция, никакая вещь, никакой отдельно взятый нейрон, ничего, на что можно было бы указать пальцем. Они — всего лишь интеллектуальный способ организации потока информации.

Поскольку мы постоянно путаем себя со своими внутренними моделями, иначе говоря, с образами, представляющими собой результат работы мозга в состоянии бодрствования, то, согласно этому тезису, мы воспринимаем свое "я" как реально существующее». Мыслители, прежде всего философы, представляющие такие религиозно-философские системы, как веданта и буддизм, а также такие мистики как Шанкара и Нагарджуна, и ранее приходили к подобным же заключениям.

Мейстер Экхарт и Тереза Авильская, христианские мистики Средневековья, также имели переживания Unio mystica, мистического единения. Мейстер Экхарт пришел к осознанию непроявленной божественной реальности, которую он назвал «Сущностью».

Из книги «Единство».