Последние новости: Арт-объект «Комедиант» — банан, приклеенный скотчем к стене, продали на аукционе Sotheby’s за $6,2 млн при стартовой цене $1 млн.
Покупателем стал основатель криптовалюты TRON Джастин Сан, который назвал работу «культурным феноменом» и заявил, что планирует съесть банан в знак уважения к его роли в истории искусства и популярной культуре.
Автор инсталляции — итальянский художник Маурицио Каттелан. Впервые «Комедианта» показали на Art Basel Miami Beach в 2019 году, где его уже дважды съели — вначале художник Дэвид Датун, затем после восстановления. Sotheby’s отметили, что объект неоднократно восстанавливался, а один экземпляр передан в музей Гуггенхайма.
Провокация Маурицио Каттелана (1960), самого безрассудного современного итальянского художника, и единственного, кто может по-настоящему похвастаться мировой известностью. Настоящий банан, который художник прикрепил к стене стенда галереи Перротен с помощью скотча в зале Майами-Бич, на одной из самых важных ярмарок современного искусства в мире.
Работа под названием «Comedian», хотя и явно скоропортящаяся, была оценена в 120 000 долларов.
Через несколько дней в начале декабря 2019 года другой художник, Дэвид Датуна, на глазах у веселящейся толпы снял со стены банан и съел его, представив это, как художественный перформанс под названием «Голодный художник».
Каттелан заявил, что не будет выставлять новую версию: «Всегда найдется кто-то, кто украдет у меня золотой унитаз или съест банан, все это в конечном итоге помогает рекламе моих работ", - заявил художник, решив не возбуждать судебные иски против Датуны. «Мне плевать, было ли это съедено, потому что важна только идея».
С другой стороны, существуют еще три «официальные» версии (Comedian), сопровождаемые инструкциями по использованию потенциальными коллекционерами: банан можно заменять каждые десять дней.
Гораздо больше, чем простой фрукт
Эта провокационная работа заслуживает очень краткого рассмотрения. Банан – фрукт, не лишенный эротического подтекста, уже прославленный Энди Уорхолом в его знаменитой обложке для Velvet Underground.
Настоящая еда, представленная как произведение искусства и потребляемая публикой, уже была в виде сваренных вкрутую яиц Пьеро Мандзони и конфет Феликса Гонсалеса-Торреса.
Художественный маркетинг и мемы в социальных сетях
В современном искусстве важна подпись художника: понятно, что скоропортящийся банан сам по себе не является произведением искусства. Если Comedian родился как маркетинговая операция, направленная на создание ажиотажа в СМИ, то операция оказалась успешной: работа сразу же вызвала подражание, предложила забавные мемы в социальных сетях, вдохновила коммерческую рекламу.
Энди Уорхол и его банан
Разве это не всенародная любовь и слава?
Подписывайтесь на мой канал, я рассказываю про Рим и Италию в целом.
Светлана Синица гид по Риму
Полезные статьи про Рим и путешествия по Италии на моем сайте
#искусство #живопись