Подмосковный город Истра- настоящий музей архитектуры XVII-XVIII века под открытым небом. Свое название "Истра" город получил в 1930 году, от названия реки Истра, на которой он стоит. До этого город назывался Воскресенском, а еще ранее селом Сафатово. Именно здесь почти 500 лет назад было решено, ни много ни мало, воссоздать все основные палестинские святыни, в которых запечатлелась земная жизнь Иисуса Христа. К жизни в двух измерениях истринцам не привыкать. С одной стороны, современность, с другой — как бы эпоха Иисуса Христа. Как это возможно? Кто же задумал столь амбициозный проект грандиозного плана под названием “Русская Палестина”?
Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – ключевые фигуры российской истории второй половины XVII века.
Преемник первого Романова-Михаила Федоровича- Алексей Михайлович занимал русский престол в 1645-1676 годах. Во время его правления произошли такие знаменательные события, как создание Соборного Уложения- свода законов, регулирующего практически все сферы государственной жизни (1649г.), подписание перемирия с Речью Посполитой после 13-летней войны и присоединение к России Левобережной Украины и Смоленска (1667г.), подавление соляного (1648г) и медного бунта (1662г) в Москве, ужесточение крепостничества и разгром восстания Степана Разина (1670-1672г). Несмотря на жесткое правление, Алексей Михайлович был прозван «Тишайшийм». Самым главным достоинством государя было великое благочестие. При всяком удобном случае он читал религиозные книги, в пост стоял каждый день по пять часов в церкви, а по понедельникам, средам и пятницам ел один ржаной хлеб. Еще на заре своего царствования Алексей Михайлович приблизил к себе группу священников среди которых был и будущий патриарх Никон.
Будущий друг государя-Никон появился на свет в Нижегородской губернии, в семье мордвина. Уже 19-летним юношей он стал священником в соседнем селе. Женился, но после смерти всех своих троих детей избрал путь монашеского служения. Перебравшись в Москву и войдя в кружок самых доверенных лиц царя, Никон быстро смог найти применение своим недюжинным организаторским способностям. Будущий патриарх обладал железной волей, несгибаемым характером, а главное – весьма четкими представлениями о том, как обустроить Россию. Умный, жёсткий, дальновидный, принципиальный. Он решительно проводил реформы, безжалостно подавлял бунты и, в конце концов, привел страну к религиозному расколу.
К XVII веку в России сложилась уникальная ситуация. Многие богослужебные обряды значительно отличались от общемировых. Церковные книги к тому моменту уже переписывались несколько веков и имели обильное количество неточностей. По решению государя именно патриарх должен был провести ряд реформ, направленных на серьёзные изменения в церковной жизни. Царь видел в реформах возможность изменить положение России, которая за счёт старых обрядов была отделена от остального христианского мира. При Алексее Федоровиче в 1652 году Никон становится 6-м патриархом Московским и Всея Руси. Никону 47 лет и он готов к миссии реформатора.
Основные направления реформы включали следующее:
Креститься следовало тремя пальцами вместо двух.
Совершение поклонов предполагало склонения до пояса (не до земли, как прежде), а шестнадцать поклонов было заменено четырьмя.
Были значительно изменены книги и иконы (в соответствии с греческими).
Появилось понятие “православие”.
Имя бога писалось как “Иисус” (в отличие от прежнего варианта “Исус”).
Изменилась форма христианского креста и обряды церковной службы.
Крёстный ход должен был идти по солнцу, а не против него.
Также были внесены коррективы в исполнение церковных гимнов и особенности совершения обрядов
Тем не менее, простой народ в глубине души оставался таким же ревнителем старых обрядов, верований, как и его предки. Церковная реформа не просто требовала новых принципов поведения церемоний, а в корне меняла многовековой уклад. Старые обычаи были поруганы и отвергнуты Никоном, решившим, что следует жить и служить Богу по-новому. В России появились старообрядцы — те, кто не принял предложенные перемены. Немало приверженцев старообрядчества было казнено, отправлено в ссылку. Наиболее яркими личностями того времени стали протопоп Аввакум и боярыня Феодосия Морозова. Первый был заключён в тюрьму, а после сожжён на костре. Боярыня Морозова была арестована, но ни пытки, ни уговоры не заставили ее отказаться от своих убеждений. Тогда её, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск и уморили голодом.
Никон стал крушить всё, что считал неправильным. Осудил иконы новгородского стиля, велел отбирать и уничтожать их. Патриарх собственноручно разбивал их, проклиная авторов и владельцев. Греческим образцам не соответствовали русские храмы древнего шатрового стиля, Никон запретил их строить. Государственной казной распоряжался единолично и бесконтрольно. В Москве в короткие сроки возвели Патриаршие палаты, не уступавшие царским. В самой богатой и красивой палате, Крестовой, Никон завел обычай обедать, восседал на возвышении как государь, в окружении бояр и церковных иерархов.
Никона, по существу, волновали не столько обряды, сколько взлелеянный им самим идеал независимой и могущественной церкви во главе с правителем-первосвященником. Совместными усилиями патриарха Никона и царя Алексея Михайловича расширилось монастырское строительство. Были возведены два новых монастыря — Иверский на Валдае и Крестный на Кий-озере в устье Онеги.
Кроме того,намерением Святейшего Патриарха Никона было воспроизвести под Москвой копию древнего Иерусалима, которая должна была заменить для жителей Российского государства Святой город.
Настоящий Иерусалим в то время был под властью Османской Империи. Турки в 17 веке вышли на пик своего могущества. В 1517 году территория Палестины была завоёвана турками-османами под предводительством султана Селима 1 (1512—1520). И в течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской Империи . Непросто было попасть в палестинский Иерусалим. Большинство европейцев знали о нем понаслышке. Поэтому идея Никона воссоздать Иерусалим под Москвой в XVII веке, с тем чтобы паломники имели возможность соприкоснуться со святыми реликвиями хотя бы в копии, была очень привлекательной.
В 17 веке в религиозной наследственной цепочке «Рим — Константинополь» (Второй Рим) появляется ещё одно звено — Москва (Второй Константинополь, Третий Рим, Новый Иерусалим). Рима нет, Константинополь пал, кому теперь защищать православную веру? — Москве. Теперь русский царь — законный наследник Византии. «Новому Иерусалиму быть в Москве!» Никон считал, что поляков уже почти победили, в состав Русского государства вольются Малая и Белая Русь. Царские рати выйдут к границам Турецкой империи. Далее под русское влияние перейдут христианские и славянские народы Балкан, Кавказа и Сирии. Новый Иерусалим станет мировым центром православия, подобием Ватикана. Сам Никон станет «православным папой». Вот уж действительно,амбиционные планы…Воссоздать Палестину у себя - никто , кроме русских, не додумался. Фактически идея Нового Иерусалима означала духовный путь развития России, стремление стать и остаться центром Православия.
Создание Русской Палестины — мест, связанных с земной жизнью и подвигом Господа Иисуса Христа — было главной задачей Никона. Этому он посвятил почти 9 лет своей жизни. Патриарх задумал построить Русскую Палестину как максимально точную архитектурную и топографическую копию Святой Земли. В Малую Азию был послан приближенный к Никону человек - Арсений Суханов - с наказом привезти точную модель Иерусалимского храма. Были разысканы чертежи палестинской святыни, изданные в Риме в 1609 году. Для плана патриарха идеально подошло место на Истре – потому что река тут делает изгиб, а кругом – холмы. Для этого лес по берегу Истры вырубили, а саму реку переименовали в Иордан. Холм для возведения монастыря укрепили и назвали Сионом. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере - холм Фавор. И свой Гефсиманский сад здесь был (подобие того, где Иисус молился перед казнью).
Строить монастырь начали в 1656 году на государственные деньги с привлечением тысяч крепостных со всего Подмосковья и под личным контролем Патриарха. Новый Иерусалим стал его самым любимым детищем. Постоянно следил за возведением новой обители и сам царь Алексей Михайлович.
Самое ранее каменное сооружение — скит Патриарха Никона — было построено в 1657–1662 годах на искусственном островке, образованном специально вырытой протокой. По первоначальному плану Патриарха Никона новый монастырь должен был стать не только центром всего православного мира, но и летней резиденцией Патриарха и всех его преемников. Поэтому Патриарх Никон распорядился возвести скит для себя на границе Гефсиманского сада. Увы, пожить в своем любимом монастыре ему довелось всего несколько месяцев.
Сердцем же Нового Иерусалима стал монастырь, построенный на холме, переименованном в Сион – символ святого града. По образу храма Гроба Господня здесь был воздвигнут Воскресенский храм. Сотни монахов денно и нощно работали на строительстве. Патриарх требовал, чтобы копия как можно точнее соответствовала оригиналу. Указание выполнили добросовестно. Центром Воскресенского собора в Новом Иерусалиме, как и в Иерусалиме древнем, стала Кувуклия - часовня над Гробом Господним. Это точная копия темницы, где томился Христос, его смертного ложа. Настолько точная копия, что когда оригинальную Иерусалимскую часовню в 1808 году уничтожил пожар, палестинские архитекторы приезжали сюда, чтобы сделать замеры для восстановления святыни в Израиле. Рядом находился камень, отодвинутый Ангелом в ночь Воскресения.
Воскресенский собор, чрезвычайно сложный по своей топографии, поражал необыкновенным и роскошным изразцовым убранством. Изразцами были украшены галереи, двери, порталы, стены.
Большая часть изразцов для главного храма создавалась Степаном Ивановым, которого прозвали современники Полубесом – за талант, не поддающийся разумению. Степан был привезен в православную Московию царским воеводой Алексеем Трубецким из речи Посполитой, славившейся как раз умельцами по изготовлению цветных изразцов. На Руси знали изразцы давно, но не умели делать их многоцветными. Белорусы, знали секрет производства кроющих оловянных глазурей, позволявших создавать полихромные изразцы.
Излюбленный рисунок Степана Полубеса - «павлинье око» - украшал главный храм монастырского ансамбля.
Убранство и оформление храма было уникально и самобытно. В Израиле таких малахитовых изразцов, конечно же, не было. После работы в Русской Палестине Степана забрали для работ в Кремле.
Никону не суждено было увидеть Воскресенский собор завершённым. При Патриархе здание храма было доведено до кровли и построена семиярусная колокольня. Стремясь улучшить церковную жизнь, исправить церковные книги и богослужебные традиции, Патриарх Никон действовал слишком резко, а порой даже жестко. Результатом этого стал страшный церковный раскол XVII века. Отстроив роскошный комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой, патриарх нажил себе немало врагов и завистников. С другой стороны, подчеркивая величие и мощь Русской церкви, Никон, по сути, отбирал у царя часть законной власти. Кончилось дело тем, что Алексей Михайлович предпочел избавиться от сомнительного друга. Никон попал в опалу к царю. Осужденный Собором 1666 года он был отстранен от Патриаршества решением Большого Московского собора и отправлен в ссылку в далекий Ферапонтов монастырь на Вологодщине. Собор Вселенских Патриархов счёл идею Русской Палестины противоречащей церковным канонам и в 1666 году запретил именовать Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом.
Царь Алексей поначалу и слышать ничего не хотел о грандиозной стройке в Подмосковье. Но и разрушать построенное богобоязненный царь не рискнул. Поэтому распорядился вернуть в Москву всех мастеров, оставив на стройке только самый минимум строителей.
После смерти Алексея Михайловича его сын Феодор Алексеевич возвращает Святейшего патриарха Никона из ссылки после 15-летнего заточения. Но 76-летний Патриарх Никон умирает на пути в Воскресенский монастырь.
Он был похоронен в Воскресенском соборе возле импровизированной Голгофы. Однако и после смерти не нашел покоя. В 1931 году комиссия по борьбе с религиозным мракобесием решила вскрыть гробницу Никона, стоявшую нетронутой с 1681 года. Как вспоминал один из членов комиссии, рабочие долго не могли снять верхнюю плиту, а когда вскрыли гробницу, все были поражены. Никон лежал как живой, особенно запомнилось его лицо. На груди почившего иерарха комсомольцы увидели золотую панагию с бриллиантом. Ее бережно извлекли и отправили в запасники музея. Что же стало с самими останками — никто не знает.
В условиях начавшейся опалы Никон в короткий срок превратил Новый Иерусалим в подлинный центр духовной жизни, культуры и творчества. Собралась богатейшая библиотека, образовалась школа для монастырских работников, где они обучались грамоте и художественным ремеслам, наладилось производство прекрасных поливных изразцов и отливка замечательных колоколов с изображениями святых. Сделанного им хватило для того, чтобы Новый Иерусалим стал одной из самых популярных на Руси паломнических святынь. Вместе с монастырём процветал и выросший городок Воскресенск, в 1930-м ставший Истрой.
В 1679 г. попечением царя Феодора Алексеевича возобновляется строительство Воскресенского собора, которое в 1685 году венчается торжественным освящением. Представители династии Романовых никогда не забывали о Новом Иерусалиме и всегда помогали. Даже царь Петр не оставил его без внимания, распорядившись в 1690 году возвести вокруг монастырского комплекса каменную крепостную стену с восьмью шатровыми башнями. В 1723 году из-за сильного шторма громадный шатер собора рухнул, а тремя годами позже грандиозный пожар уничтожил все внутреннюю отделку храма. Но и тут Романовы пришли на помощь: в 1744 году императрица Елизавета Петровна приказала начать его восстановление. Причем особо распорядилась, чтобы «новый монастырь стал таким красивым, что у верующих при входе в него сразу бы дух захватывало, а иностранцам не стыдно было бы его показать». Архитектор Бланк, ученик гениального зодчего Растрелли, прекрасно справился с этой задачей. Увы, Ново-Иерусалимскому монастырю довелось недолго потрясать своей красотой верующих: в 1792 году в храме снова случился страшный пожар, после которого его пришлось восстанавливать практически с пепелища. И ведь снова восстановили!
В 1867г. Новый Иерусалим посетила делегация из Великобритании. В составе делегации был диакон англиканской церкви Чарльз Лютвидж Доджсон. Этот диакон был не самым обычным священнослужителем. Тремя годами раньше он опубликовал свою самую знаменитую книгу — «Алису в стране чудес», под именем Льюис Кэрролл. Позже Доджсон, он же Льюис Кэрролл, написал воспоминания о своей единственной поездке за границу — в «Дневнике путешествия в Россию 1867 года». В дороге автору Алисы пришлось познать на себе все ужасы российских дорог. Довелось ему восхититься монастырем, увидеть покои, в которых останавливалась императорская семья, скит Никона, келью «Вифлеем», купальню.
Летом 1830 года в монастыре побывал 15-летний М. Ю. Лермонтов: в это время он жил у бабушки в деревне Середниково неподалёку. Поездка повлияла на творчество поэта. Считается, что образ русской Палестины отразился в различных произведениях Лермонтова: «Оставленная пустынь предо мной…», «Боярин Орша», «Исповедь» и «Мцыри».
Другой классик русской литературы, А. П. Чехов, находил Новоиерусалимский монастырь поэтичным и вдохновлялся им. Писатель жил в городе Воскресенске в 1881–1888 годах: здесь он проходил медицинскую практику. В своих дневниках драматург писал, что часто бывает в обители, где общается с монахами и придумывает темы для своих произведений.
К началу ХХ века Новый Иерусалим стал одним из самых посещаемых монастырей на Руси. Только в первый, 1914-й, военный год его посетило около пятидесяти тысяч паломников!
Но страшный 1917-й год и всё, что за ним последовало, кардинально изменили судьбу Нового Иерусалима. В 1919 году монастырь был закрыт, а на его месте был открыт музей истории Подмосковья. Журнал "Безбожник" объявляет о грядущей ликвидации духовенства как класса. По истринским храмам прокатывается волна арестов и расстрелов священнослужителей и верующих мирян. Большинство канонизированных в лике святых новомучеников истринских - это жертвы 1937-39 гг. Закрывается Вознесенский собор города, в ротонде Новоиерусалимского монастыря устраивается антирелигиозная выставка. Кажется, творению Патриарха Никона и в целом православию приходит конец.
Потом была Великая Отечественная война, во время которой история Нового Иерусалима могла и совсем закончиться.
…Обычно немцы не трогали православные монастыри, используя их мощные стены под штабы и временные госпитали. Но при отступлении из Подмосковья зимой 1941 года по приказу тогдашнего командующего группой армии «Центр» генерал-фельдмаршала Федора фон Бока минеры взорвали Воскресенский собор, не поскупившись потратить на уничтожение совершенно неопасного для них объекта около тонны (!) дефицитного для них тогда динамита.
Это особенно поражает, когда узнаешь, что немецкий генерал-фельдмаршал Федор фон Бок был по национальности на одну четверть русским (отсюда у него и такое имя) и в детстве постоянно гостил у своего дедушки, чье поместье находилось в 15 км от монастыря. Известно, что будущий фельдмаршал постоянно посещал святую обитель и постоянно восхищался ее красотами. Но это не помешало ему, не колеблясь, исполнить директиву фюрера «об уничтожении всех исторических и религиозных памятников на оставляемых вермахтом территориях». За подобное богохульство Федора фон Бока в конце войны не миновала расплата – его машина была расстреляна британским истребителем. Но даже если бы фон Бок выжил, его ждал бы неизбежный суд, поскольку уничтожение Ново-Иерусалимского монастыря было приравнено Нюрнбергским судом к военным преступлениям первой степени.
Но еще более удивительно, как изменились в годы войны отношения между государством и Церковью. Вместо ликвидации последней был закрыт журнал "Безбожник", открылись храмы и духовные заведения, а главный гонитель церкви заговорил вдруг как пастырь: "Братья и сестры!". В 1943 году Сталин восстанавливает патриаршество.
Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора. С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. Сегодня Новоиерусалимский монастырь вновь предстает перед туристами во всем своем великолепии. Завершена реставрация подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, длившаяся 10 лет (2008-2017гг.) Она стала финальным этапом послевоенного восстановления обители. Всего за десять лет в Новом Иерусалиме отреставрировали более 30 объектов. Сюда приезжают паломники со всей России, чтобы полюбоваться уменьшенной копией святых мест Палестины.
Обитель, которая является памятником российской и мировой культуры, восстановлена во всем своем великолепии.
Практически из руин была восстановлена колокольня, уничтоженная в войну.
В центральной части Воскресенского храма можно увидеть новый 24-метровый 12-ярусный иконостас. Редчайший изразцовый иконостас XVII века был воссоздан в ходе реставрационных работ. Прежний был утрачен в годы войны, воссоздали иконостас по открыткам и фотографиям.
Реставраторам удалось вернуть монастырю исторический облик 17-18 века, каким его задумывал патриарх Никон. И, вопреки всем перипетиям судьбы, дело Никона живет, сияет золотом куполов.