Недавно у меня на канале вышло видео с этой выставки, ну а сейчас хочу поподробнее рассказать , что там было.
Выставка «Панк-культура. Король и Шут», как несложно догадаться и по названию, состоит из двух частей. Первая — историческая: о зарождении и развитии панка в Соединенном королевстве, а затем и России. Вторая — мемориальная: о группе «Король и Шут».
Вам выдадут наушники с аудиогидом, реагирующим на реперные точки по ходу экспозиции. Тот то поведет рассказ о том, что есть панк вообще, то включит Sex Pistols, The Clash или The Stoogies c Игги Попом, то подскажет, как самому стать панком здесь и сейчас — например, забраться с ногами на авто в первом же зале.
Путь посетителя пролегает через коды визуальные и музыкальные к выводу, что все мы немного панки. И ты, зритель, посмотревший в специально повешенное тут зеркало, один из них — такой же как граф Лев Толстой, режиссер Алексей Балабанов или кед-трикстер Хоха из детской телепередачи «Большой фестиваль». Зеркала вообще будут сопровождать всю экспозицию: то эффектно исписанное в реплике туалета культового нью-йоркского клуба CBGB, то большое и подсвеченное в зоне про «Короля и Шута».
Содержательно в панк погружают через фантазийную витрину магазина SEX в Лондоне с футболками как в стиле дизайнера Вивьен Вествуд, так и ее реальным работами — платьем с британским флагом и туфлями «Нимфы-мятежники». Через постеры в духе газетных вырезок Джейми Рида и его оригинальные авторские ксероксы. Через рассказ о советских и постсоветских музыкальных героях — с их личными вещами: от печатной машинки Петра Мамонова до рукописей Янки Дягилевой. А еще — здесь воссоздана домашняя студия Егора Летова и целый зал посвящен арту. При этом работы студентов Академии художеств висят вперемешку с картинами Олега Котельникова, Григория Ющенко, Сергея Пахомова («Пахома») и других. Ведь панк — это еще и про отсутствие авторитетов.
Вторая часть выставки наконец рассказывает об истории «Короля и Шута». От предыдущей экспозиции ее отделяет зал, посвященный легендарному петербургскому клубу TaMtAm. В начале 1990-х он стал прибежищем для молодых групп новой волны российской музыки, в том числе и для совсем юных тогда участников «КиШа». Не случайно на входе сюда приведена цитата из интервью музыкантов:
— Что вы делали в TaMtAm?
— Прятались от русского рока.
После этого, концепция выставки меняется не то, чтобы разительно, но довольно принципиально. Посетителей по-прежнему сопровождает аудиогид, но в нем теперь не только голос экскурсовода и песни, но и рассказы самого Михаила Горшенева. Теперь это не описание большого культурного явления, а довольно строго выстроенное (хотя и не безумно глубокое) повествование об основных вехах в истории конкретной группы.
экспозиция о «Короле и Шуте» является скорее ярким аттракционом, в первую очередь. Это попытка приоткрыть занавес у того кукольного театра, который талантами Князева и Горшенева оказался населен королями, шутами, ведьмами, лешими и разбойниками. Но приоткрыть ровно настолько, чтобы не утомить человека, который зашел сюда лишь с самыми общими представлениями о группе.
Самая трогательная часть выставки посвящена юности Горшенева и Князева в профтехучилище №61 (где учился и Цой) и тому, как из сумбурных планов на жизнь, музыкального баловства и упорства Михаила родилась группа, которая потом собирала стадионы. Здесь можно посидеть за неказистыми ученическими партами в мрачной атмосфере постсоветского ПТУ, от которой так и норовит сбежать в вымышленные миры, даже если они населены вампирами и оборотнями.
Наиболее сложный разговор создатели выставки, кажется, оставили для персонального зала о Михаиле Горшеневе. Они попытались провести зрителя мимо знакомого всем поп-образа к человеку, который читал Кропоткина и Бакунина, обожал фантастические рассказы и в духе панка 70-х пытался донести, что анархия — это не вседозволенность, а высшая форма порядка, основанная на всеобщем братстве и взаимопонимании. Впрочем, этот портрет тоже рисуется довольно ненавязчиво, широкими мазками.
В итоге зрители оказываются в зале, посвященном сериалу от «Кинопоиска», видимо, им предлагается сравнить свои впечатления от биографии легендарных петербургских панков с видением создателей сказки-байопика.
И эту выставку действительно стоит посетить не только поклонникам жанра, но и музейным специалистам, дизайнерам, художникам, историкам моды.
Поэтому я все советую там побывать.
А я вот себе прикупил несколько сувениров)