Ко второй половине XIX века в «Альбертине», следуя традициям других высших учебных заведений, образовалось несколько первых студенческих корпораций, в основном сформированных по принципу землячества. Они имели свои гербы, флаги, отличительные элементы одежды (лента-перевязь, головной убор, китель и другое). У каждой корпорации имелась своя штаб-квартира для регулярных встреч. К концу века самыми известными студенческими объединениями были следующие: братства «Германия», «Готия», «Алемания» и корпуса «Балтия», «Ганза», «Литва», «Мазовия».
20 июля 1862 года на Парадной площади тожественно открыли новое здание университета.
Архитектурная доминанта площади получилась красивой и массивной: трёхэтажное здание с центральным ризалитом (с тремя полуциркульными арками у главного входа) по бокам от которого, в уровне первого этажа, шла галерея под пологой крышей, представляющая собой аркаду из полуциркульных арок, опирающихся на колонны ионического ордера. В 1925-1928 годах архитектор Роберт Либенталь добавил к зданию северный флигель.
Главной изюминкой нового университетского строения были скульптуры центрального фасада. На втором этаже ризалита в полукруглых нишах размещались образы (работы Германа Шивельбана) двух отцов Реформации: Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. По центру третьего этажа установили горельеф из жёлтого песчаника с изображением герцога Альбрехта на коне.
По бокам от него: четыре женские фигуры в греческих туниках, олицетворяющие первые факультеты Альбертины (теология, юриспруденция, медицина и философия). По краям этого же уровня в медальонах разместили барельефы работы Рудольфа Зимеринга с образами: первого ректора университета Георга Сабинуса и поэта Симона Даха. Завершался ризалит полуциркульным фронтоном, в котором можно было увидеть образ Прусского орла и плиту с надписью: «Фридрих Вильгельм IV начал строительство в 1844 году, Вильгельм I завершил в 1862 году».
Крыши венчались аттиком в форме балюстрады с установленными на углах здания и ризалита скульптурами, символизирующими: историю и археологию, законодательство и государственное управление, географию и астрономию, математику и физику.
Пока шла стройка университетского корпуса, изменилась и Парадная площадь. Её засадили каштанами и липами, появились газоны с кустами роз и сирени. А по центру, напомню, стояла самая большая статуя в Кёнигсберге с бронзовым королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом III на коне.
Во время рождественских праздников на Парадеплац устанавливали палатки, куда обеспеченные граждане сдавали свои вещи, предназначенные для бедных кёнигсбержцев.
Во второй половине XIX века деревня и имение Авайден отказываются от сельскохозяйственного направления и становятся одним из кёнигсбергских центров сферы развлечений. Имение делают открытым для посещений, превратив его в так называемый «увеселительный замок».
В воскресенье в красивый парк Авайден (находится в границах современных улиц Аллея Смелых, Окская, Двинская) могли прийти абсолютно все желающие, в остальные дни он был открыт только для зажиточных граждан, вход осуществлялся по пригласительным билетам.
Проводились «корпоративы», собирались на торжественные мероприятия различные союзы и общества, студенты организовывали ставший традиционным фестиваль, на котором обсуждали острые вопросы развития общества. В 1862 году в парке Авайден состоялись первые спортивные игры с участием 600 гимнастов.
Есть предположение, что когда русский реформатор Столыпин посещал Кёнигсберг, он бывал в парке Авайден и некоторые идеи его обустройства применил при разработке зон отдыха в Саратове в бытность управления им Саратовской губернией.
Достаточно быстро бывшее поместье с парком стало настолько популярным местом отдыха и развлечений, что здесь открывается одноимённый ресторан под открытым небом, между многовековыми деревьями прокладываются новые прогулочные дорожки, работает несколько концертных площадок, на прудах катались на лодках и проводились спортивные соревнования.
Во время штурма Кёнигсберга в 1945 году Авайден серьёзно пострадал. Был разрушен господский дом, комплекс конюшен, парк потерял свой дивный вид. Земля оказалась в собственности совхоза. Постепенно с юга Парк Ветеранов (таким стало его новое название) поджимался застройками (гаражный кооператив, складские объекты, дачные и садовые общества).
Зелёная зона начала приходить в запустение, а это обидно, т.к. на огромной площади (11,6 га) есть река, пруды, произрастает более 30 видов деревьев, в том числе: клен, липа, ольха, граб, дуб, ясень, вяз.
В 1864 году из-за урагана накренился шпиль Замковой башни. Легендарный архитектор Фридрих Август Штюлер переделал её вершину, построив в неоготическом стиле с высоким шпилем и четырьмя башенками. Этот вид башни знаком нам по довоенным открыткам Кёнигсберга.
12 февраля 1864 года, в день 60-летия смерти Иммануила Канта, на Принцессинштрассе (сегодня на этом месте дорожная развилка между гостиницей «Калининград» и ТЦ «Калининград Плаза»), рядом с тем местом, где жил философ, открыли памятник. Он представлял собой бронзовый образ Канта в полный рост, работы скульптора Рауха, отлитый в Берлине ещё в 1857 году.
Средств на покупку работы у Кёнигсберга не было, поэтому необходимую сумму собирали пожертвованиями. Финальный вклад был сделан Розенкранцом, передавшим на эти цели гонорар за книгу «Кёнигсберг и современное градостроительство». За спиной бронзового Канта установили полуротонду, а над всей композицией возвышался шпиль Альтштадтской кирхи.
В 1885 году памятник перенесли на Парадную площадь, где его установили на высоком пьедестале напротив нового здания университета. Когда начались бомбардировки города в 1944 году, муниципалитет передал скульптуру на сохранение графине Марион Дёнхофф, которая поставила её в парке родового имения во Фридрихштайне (совр. Каменка).
К сожалению, памятник был утерян. Считается, что при эвакуации мирного населения в 1945 году, работники закопали его на заднем дворе господского дома, но раскопки, проводимые в 1980-х годах, результатов не принесли. Пьедестал монумента в советские годы использовали в качестве постамента для бюста Тельмана.
После смерти в 1864 году обербургомистра Карла Шперлинга его обязанности несколько месяцев исполнял Карл Бигорк, которого заменил Эрнст фон Эрнстхаузен, остававшийся на посту до лета 1866 года, а позже сделавший головокружительный карьерный скачок, получив должность оберпрезидента провинции Западная Пруссия. Следующим кратковременным градоначальником до апреля 1867 года был Фридрих Ретценштайн. К несчастью для него, именно в этот отрезок времени в город вновь пришла холера, от которой скончалось более 2 600 человек.
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
P.S.: Подборка статей «Кёнигсберг в эпоху Вильгельма I»:
- Часть 1: Вторая коронация в истории Пруссии и императрица – внучка Павла I.
- Часть 2: «Реалполитик» Бисмарк или как король Пруссии становится императором Германии.
- Часть 3: История о том, как Россгартен стал «медицинским сердцем» города.
- Часть 4: Новая «Альбертина» и Парадная площадь, памятник Канту и центр развлечений Авайден.
- Часть 5: «Медицинский» Нойроссгартен и мемориал королеве Луизе в парке Луизенваль.
- Часть 6: Обербургомистр Зельке, расширение Понарта и новая биржа в стиле неоренессанса.
- Часть 7: Городской транспорт в виде конки, гарнизонный лазарет и перезахоронение Канта.
- Часть 8: Всё новое… железнодорожная сеть, административные здания и император Германии.
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.