Всего каких-то двадцать лет назад, когда онлайн-площадки для торговли только начинали обретать популярность, для успешного выхода на Ozon было достаточно иметь пользующийся спросом товар с качественным описанием и хорошими фотографиями. Сегодня же, когда на маркетплейсе представлено более 450 тысяч селлеров, за свое место под солнцем придется побороться.
Варианты того, как отстроиться от конкурентов, есть. Можно найти ниши, пользующиеся спросом, но еще не до конца заполненные продавцами. Можно предлагать более интересные для покупателей цены. Можно создавать описания товаров, которые будут бить в самое сердечко потенциальных покупателей. Можно наладить логистику так, что именно ваш товар будет доставлен быстрее остальных.
Но как определить, что же это за ниша? Как найти тот самый уникальный баланс цены и себестоимости, чтобы не прогореть? Как понять, в каких регионах какие товары разбирают быстрее, чтобы перенаправить ресурсы именно туда? Для ответов на все эти вопросы необходима система аналитики для Озон. А порой и не одна.
Именно качественно собранная и понятно изложенная статистика дает опытному продавцу не выйти из игры, остаться на плаву и значительно увеличить свою прибыль. Новичкам же программа для аналитики Озон необходима как воздух: в противном случае вероятность прогореть при первом же выходе на рынок чрезвычайно высока.
Платная и бесплатная аналитика от Ozon
Компания помогает своим селлерам: всем, кто продает на площадке, она открывает доступ к достаточно широкому набору инструментов отслеживания продаж, конкурентов и прочих параметров. При этом большую часть аналитик Озон бесплатно предоставляет всем своим продавцам, вне зависимости от статуса и объемов.
1. Аналитика продавца
Этот блок посвящен сбору информации о магазине самого селлера. В нем много подразделов, позволяющих провести базовый анализ Озон бесплатно:
- Воронка продаж. Собирает основные данные по обороту за прошедшую неделю: полученная выручка в рублях в сравнении с предыдущим периодом, с динамикой по дням. Кроме того, в этом разделе также указывается свод базовых данных по карточкам товаров продавца: сколько раз они выпадали в поиске, какое количество переходов по ним было совершено, конверсия в покупки.
- Графики. Этот раздел сайта аналитики Озон бесплатно и наглядно показывает, как продажи меняются в целом, а также в разрезе отдельных кластеров. Еще здесь отражается эффективность проводимых акций.
- Акции. Отдельный блок для отслеживания продаж именно акционных позиций.
- Товары в поиске. Встроенный внутренний сервис для анализа товара на Озон бесплатно. Единовременно можно выбрать до ста наименований и посмотреть, видят ли продукт покупатели и какую позицию в общем поиске они занимают.
- Кластеры. Этот раздел предназначен для базовой оценки географии продаж магазина. Показывает динамику сбыта по различным регионам, в которых представлены товары селлера.
- Отчеты. Удобное приложение аналитик Озон, позволяющее собирать и при необходимости выгружать своды данных.
Озон предлагает селлерам 6 вариантов различных отчетов. Выстраиваются они по единой схеме, кастомизировать невозможно. Однако и этой информации может быть достаточно на первоначальном этапе:
- о товарах (ID, описание, цена, доступность),
- о заказах,
- об ошибках в процессе индексации и позициях, отсутствующих в поиске,
- о возвратах,
- о начислениях продавцу денег,
- о качестве товаров: здесь собраны показатели отзывов и жалоб, просроченных поставок и отмен.
Еще один сервис, доступный селлерам — «ваши исследования». Он позволяет проводить так называемые А/В-тестирования: сравнивать между собой успешность среди потенциальных покупателей той или иной стоимости конкретной товарной позиции.
С одной стороны кажется, что внутренняя программа аналитики для Озон для продавцов дает большое количество данных для качественного анализа и управления своим магазином. На самом деле информация достаточно поверхностная, и если новичкам, которые только пришли в e-commerce, ее может быть достаточно, то для опытных продавцов требуется более глубокая статистика.
2. Аналитика площадки
Этот раздел сайта аналитики Озон дает возможность взглянуть на объемы продаж не только в рамках своего магазина, но и по всему маркетплейсу. За базовый или установленный вручную промежуток времени можно посмотреть, что покупатели в целом ищут и заказывают на площадке чаще всего.
- Тренды. Наглядная диаграмма, помогающая оценить позицию селлера в общем: доля продаж к общему значению по нише в разрезе каждого дня.
- Конкурентная позиция: позволяет сравнить свои объемы продаж с вашим ближайшим конкурентом и топовыми селлерами.
- Портрет покупателя. Этот сервис дает доступ к двум важным опциям: опция «Мой покупатель» собирает информацию о клиентах магазина селлера — мужчины это чаще или женщины, где живут, какого возраста. Другой вариант применения — создать из всех покупателей маркетплейса собственный сегмент целевой аудитории, чтобы после отслеживать их поведение и привычки.
Можно сказать, что аналитика площадки — это упрощенный уровень сервиса аналитики продаж на Ozon для выбора успешной ниши. Но и здесь сравнение достаточно широкое — углубиться в более точечные данные возможности нет.
3. Что продавать на Озон
Это еще один важный раздел аналитики Озон — приложение, которое позволяет посмотреть, в какую сторону можно пробовать двигаться, какой ассортимент добавлять в магазин.
- Популярные товары. Здесь находится список тех продуктов, которые продавались лучше остальных за период последних 28 дней. Обновляется рейтинг ежедневно.
- Поисковые запросы. В подразделе можно смотреть, что искали покупатели. Но не только — сортировка настраивается в том числе по тому, какой результат принес поиск: были ли товары куплены в дальнейшем или наоборот, так и остались на уровне просмотренных.
- Недостающие товары. Интересный блок, в котором приведена статистика продаж того, чего на маркетплейсе пока нет. С другой стороны, эта подборка не дает ответа на вопрос будет ли это продаваться, что стоит учитывать.
- Распродано. Это бесплатный анализ Озон по тем товарам, которые покупатели готовы ждать — то есть поставили по ним отметку «Сообщить о поступлении».
С одной стороны, этот раздел сайта «Аналитика» Озон бесплатно позволяет «прощупать» рынок с разных сторон и найти точечные позиции, пользующиеся максимальным спросом, который при этом превышает предложение. С другой стороны — статистика достаточно неоднозначная, и гарантии того, что товар действительно будет популярен, нет.
Подписки «Premium» и «Premium Plus»
Вся программа для Озон «Аналитика» доступна любому селлеру бесплатно. Однако это касается базовых функций, а кроме того есть еще и расширенные, доступ к которым могут получить продавцы, готовые оформить платные подписки. Таких у маркетплейса две:
- «Premium» — более детальные метрики в графиках, отслеживание динамики продаж в периоды акций по конкретной позиции, расширенная статистика по трендам, возможность сравнивать себя с конкурентами по конкретным категориям, учет интересов ЦА в портрете покупателя, более глубокий анализ популярных товаров. Плюсы подписки не только в аналитике, стоимость — 4990 руб. в месяц.
- «Premium Plus» — доступ для 2 сотрудников селлера к еще более продвинутой аналитике и другие преимущества за 24990 руб. в месяц.
У подписок есть пробные периоды, чтобы иметь возможность разобраться, стоит ли оно того. Но подписку от Озона невозможно получить просто заплатив — маркетплейс предлагает ее только проверенным по своим внутренним критериям продавцам.
Почему недостаточно бесплатной аналитики Ozon. Сервисы аналитики РФ — какие преимущества предлагают
На первый взгляд кажется, что данных, которые предоставляет сам маркетплейс, достаточно, чтобы успешно работать на площадке. Отчасти это так — для новичков, которые ранее не работали и показатели не изучали, анализ продаж на Озоне бесплатно уже дает массу данных, с которыми необходимо научиться работать. Плюсом к тому, Озон дает и основу для первичного исследования рынка, что опять таки для начинающих селлеров будет хорошим подспорьем.
Однако стоит только научиться анализировать собранные метрики, как продавец придет к выводу, что глубины формируемых отчетов ему не хватает. Ведь качественный анализ позволяет выдвигать гипотезы, и делать их успешными и прибыльными, а не провальными.
А гипотезы и решения для успешного бизнеса на Озон требуются постоянно:
- Понимание динамики продаж и позиций в выдаче и топе конкретных товаров позволяет грамотно управлять ассортиментом, добавлять успешные и своевременно убирать убыточные товары.
- Качественное знание текущего спроса и его трендов в прошлом, их цикличности, позволяет готовить прогнозы на будущее для перестройки товарной и ценовой политики и увеличения продаж и прибыли.
И это только та часть аналитики, которую предоставляет сам Озон. Кроме того, есть ряд вещей, которых в базовой бесплатной статистике не хватает:
- логистика. Озон дает понимание по складским остаткам, но никаких подсказок больше, помогающих минимизировать затраты и усилиться в части регионов при необходимости, нет.
- финансовая аналитика. Можно сказать, что она у Озона есть, но отражена только в динамике объемов. Соотношение к затратам, расчет экономики ниши и прочие углубленные функции здесь не представлены.
Также слабо проработана SEO-оптимизация: анализ карточки Озон онлайн бесплатно недоступен. Все, что предлагает сервис — информацию по запросам, без статистики описаний конкурентов и других возможностей в этом направлении.
Дополнительные платные подписки могут дать чуть больше глубины анализа, но недостающие сектора вопросов все равно не закрывают. Тем более что доступны они не всем селлерам. Поэтому без дополнительных сервисов обойтись будет трудно.
Аналитика Озон: бесплатно, бот. Сервисы аналитики РФ для новичков и продвинутых
Самое важное в выборе сервисов аналитики — найти такие, которые будут отвечать конкретным потребностям селлера и этапу развития бизнеса. Например, на старте наиболее интересна статистика в части определения ниши, ассортимента, потребностей ЦА, спроса, трендов. К тому же, новичкам нет смысла гнаться за огромным количеством функций, в большинстве из которых не будет времени и сил разбираться.
Для продвинутых же селлеров общая статистика менее интересна — они понимают, на что она влияет и как этим управлять. Другое дело — более глубокие уровни данных, позволяющие рассмотреть каждую ситуацию с разных ракурсов. Для этого, само собой, недостаточно данных, получаемых от сервиса аналитики Озон бесплатно.
Миниплейсы, небольшие магазины и начинающие продавцы могут использовать базовую аналитику для старта. Но и им в помощь можно подобрать несложные сервисы, работать с которыми можно бесплатно, либо с достаточным тестовым периодом, либо по низкому тарифу.
1. Signals
Основная проблема большинства программ статистики маркетплейсов на сегодняшний день — отсутствие баланса между функционалом и ценой. Ограниченная аналитика на Озон бесплатно. Сервисы аналитики РФ с расширенным функционалом (не всегда необходимым) с высокими тарифами. Первого варианта быстро станет недостаточно даже новичку. Второй может быть полезен продвинутым селлерам и компаниям, но функционал будет избыточен (а потому и дорог) обычному среднестатистическому продавцу.
Сервис Signals нашел золотую середину. Его опции подобраны идеально: ничего лишнего, а необходимый функционал сбалансирован по глубине аналитики:
- Модуль экономики позволяет полноценно оценить, что приносит больше денег, а что наоборот, тянет за собой только расходы. Здесь можно посчитать рентабельность по каждому товару, определить сильные и слабые стороны ассортиментной линейки и отслеживать юнит-экономику в режиме реального времени.
- Модуль маркетинга и продаж помогает выстроить эффективную систему управления продажами. Здесь и про SEO, и про работу с рекламой.
- Модуль логистики дает возможность не только отслеживать поставки и остатки на складах, но и полноценно выстроить логистику с учетом реальной скорости продаж и корректной географии.
Кроме того, являясь относительно молодым — компания начала работать в 2023 году, — сервис учитывает все ошибки существующих программ аналитики, добавляя к основному функционалу важные вещи, которые помогут и опытным, и молодым селлерам:
- Уведомления в режиме онлайн в случае наступления рисков — продавец не потеряет деньги в промежутке между аналитиками, а сможет в моменте включиться и откорректировать ситуацию.
- Взвешенные, рациональные и логические советы по действиям, которые необходимо предпринять для повышения эффективности работы. Результат при этом будет замечен сразу же.
Для продвинутых продавцов система предлагает частичную автоматизацию в плане сбора и обработки данных. А структурность предоставляемой информации делает ее доступной как для профильных специалистов, так и для тех, кто пока еще недостаточно хорошо знаком с аналитикой.
Signals не имеет бесконечной линейки тарифов, при выборе которых можно запутаться. Работа с полным функционалом стоит 10 тыс. руб. ежемесячно. При этом система предлагает оценить удобство более чем полноценно: в течение 7 дней пробного бесплатного периода можно не только протестировать весь функционал (а не какую то его часть), но и получить свои первые результаты.
2. Open Data Ozon
Это сервис аналитики Озон бесплатно онлайн без регистрации — чтобы начать работать, просто войдите в систему, используя свой ID продавца. Разработан исключительно для селлеров с Озона, доступен только им.
Сервис предназначен именно для новичков, так как дает инструменты, помогающие правильно выбрать удачную нишу и получить свои первые продажи. Какие функции содержит:
- анализ спроса и количества продаж — помогает выбрать товары, представленные на маркетплейсе и пользующиеся максимальным спросом. Показывает, насколько популярны конкретные запросы, в каких объемах такие продукты продаются и какова конверсия из просмотров в покупки.
- оценка конкурентов — позволяет анализировать как ниши, так и конкретные товары, количество продаж по которым высоко, а вот продавцов недостаточно.
- экономика магазина — помогает управлять ценовой политикой. Показывает среднюю стоимость товаров по всему маркетплейсу, и дает подсказки не только о цене продажи, но и о том, с какими затратами осуществлять закупки, чтобы максимизировать прибыль.
Нельзя сказать, что эта программа дает полноценный инструментарий для точного определения ниши. Однако функционал здесь более широкий, чем в базовых данных от Озон.
3. ShopStart
Достаточно многофункциональный сервис аналитики для Озон с бесплатным периодом. Еще один плюс — если на старте его будет достаточно, дальнейший доступ к полному функционалу обойдется очень дешево: всего 990 руб. в месяц.
Предлагает представленную в понятном виде (диаграммы, графики) статистику по нескольким направлениям:
- В части внутренней аналитики:
- общая сводка объемов продаж в динамике,
- финансовая аналитика,
- история выкупов,
- расчет поставок,
- динамика заказов,
- география заказов.
Информация не сильно глубже той, что предлагает сам маркетплейс, однако представлена в более удобных виджетах, которые легко анализировать и делать выводы по дальнейшей работе.
- В части внешней аналитики:
- анализ категорий,
- поиск трендовых товаров,
- анализ продавцов,
- анализ брендов,
- анализ товаров,
- топы продаж.
Функционал также схож, но имеет дополнительные направления, которые могут оказаться очень полезными — например, просмотр статистики по брендам, чего у Озона нет.
- SEO-оптимизация:
- позиции по артикулу,
- ключевые слова,
- пересечение ключевых слов,
- топ ключевых слов,
- расширение ключевых слов,
- проверка SEO.
В этом разделе преимущество сервиса над базовыми данными от Озон очевидно. С помощью данных сервисов работу с карточками товаров и выводом их в топ можно вывести на новый уровень.
Хотя функционал и не намного шире, этот сервис с учетом максимально доступной цены может стать хорошим дополнением в работе для небольших магазинов и недостаточно опытных селлеров.
4. Еж
Достаточно функциональная система аналитики, имеющая и полностью бесплатный тариф, и доступные цены по платным функциям: от 1200 руб. в месяц. Направления статистики разнообразные:
- управление продажами и изучение конкурентов благодаря данным внешней и внутренней аналитики.
- логистика, позволяющая определять оптимальное количество товаров, планировать и управлять поставками.
- возможность анализировать свои продажи и заказы благодаря детальной истории за любой промежуток времени.
- анализ себестоимости и прибыли, дающий полное представление о том, на чем можно зарабатывать больше и объемы поставок каких позиций необходимо минимизировать для экономии затрат.
Все отчеты представлены в удобном формате, кроме того сервис имеет мобильное приложение, с которым все данные всегда будут находиться под рукой. Бесплатный тариф очень ограничен и в основном дает информацию по объемам ваших продаж и статистике заказов, а также позволяет оценить возможности мобильного приложения.
Платные тарифы не только открывают доступ к расширенному функционалу, но и сокращают промежутки обновления информации: бесплатно — каждые 12 часов, за деньги — до одного раза каждые 20 минут.
5. Маяк
Еще один сервис с хорошей и разносторонней аналитикой и бесплатным тарифом. Функционал охватывает все важные опции, необходимые для успешной работы на маркетплейсах:
- полноценная товарная аналитика,
- широкий спектр управления логистикой и складскими остатками,
- анализ ниши и тренды,
- управление рекламой,
- SEO-оптимизация.
Кроме этих направлений, в каждом из которых заложено достаточное количество опций и подразделов, сервис помогает проводить ABC-анализ. Этот инструмент дает возможности проанализировать, какие товары приносят максимум прибыли, а от каких, наоборот, стоит отказаться. Также в рамках программы можно формировать и проверять различные гипотезы: по ценовой политике, по продвижению, по обновлению карточек.
Бесплатный тариф позволяет попробовать базовые инструменты и дополнительные возможности: телеграм-бот, расширение браузера и мобильное приложение. Функционал платных тарифов гораздо шире, цена начинается от 5499 руб. в месяц.
6. Salesfinder
Удобный сервис аналитики, имеющий очень простой интерфейс, а потому подходящий как новичкам на старте, так и опытным продавцам. Вся аналитика приводится в простых форматах графиков и диаграмм, поэтому ее легко читать и анализировать. Ключевые возможности:
- Аналитика в любых разрезах: по товарам, продавцам, брендам и подкатегориям.
- Динамика ключевых показателей с подсветкой триггеров: изменение цен, рост в категории, замедление продаж.
- Категории и позиции своих товаров и товаров конкурентов с отслеживанием изменений их видимости.
- Работа с SEO: подбор запросов и мониторинг позиций помогут совершенствовать карточки таким образом, чтобы товары максимально быстро выходили в ТОПы по запросам.
- Умные рейтинги: быстрый поиск категорий с максимальным выкупом, отслеживание самых растущих новинок.
Тарифы зависят от количества товаров и запросов. Новичкам будет достаточно базового - за 5000 руб. в месяц, за оптимальный - придется заплатить 9000 руб. в месяц.
7. Jstick
Когда аналитика нужна не малому бизнесу, а крупным компаниям, на первый план выходят не только статистические метрики, но и их глубина, автоматизация и кастомизация. Как раз глубину, удобство анализа и кастомизацию отчетов дает сервис Jstick.
Можно сказать, что функционал его ограничен по сравнению с некоторыми из упомянутых выше программ: сервис работает только с внутренними данными самого магазина/магазинов. Однако основной плюс здесь — автоматический парсинг данных и сведение его в отчеты, которые легко настроить под себя в зависимости от того, под какие цели необходима информация.
Такой подход позволяет собрать без участия пользователя абсолютно все данные и систематизировать их, предоставив один из двух результатов:
- Общую картину бизнеса со всеми ключевыми метриками.
- Кастомизированный отчет, позволяющий посмотреть аналитику в конкретном, требуемом на текущий момент разрезе под конкретную задачу.
У сервиса есть бесплатный период в течение 7 дней. И все же полноценно оценить программу лучше помогут платные тарифы, тем более что цена относительно демократична и стартует от 1500 руб. в месяц.
8. Marketguru
Это полноценный сервис с широким и качественным функционалом. Он позволяет анализировать как внутренние, так и внешние данные, и делать это максимально подробно:
- Прибыльные ниши и товары: упущенная выручка, сезонность трендов, новинки с быстрым ростом, непопулярные товары с высокой выручкой.
- Продвинутая оптимизация карточек: ключевые слова в целом и по конкурентам, обработка и настройка ключей, отслеживание их эффективности.
- Разносторонний анализ продаж через ленты: по заказам, отказам, географии.
- Управление логистикой: отслеживание остатков, удержание позиций, оптимизация.
- Автоматизация рекламы, позволяющая экономить бюджет.
- Финансовая аналитика, в том числе с учетом всех расходов и расчетом эффективности вложений.
Функционал широкий и разносторонний, что делает сервис привлекательным. Тем более с учетом того, что программа имеет бесплатный (правда ограниченный) тариф, а платные опции стартуют от 2495 руб. в месяц. Однако основные возможности доступны другому популярному маркетплейсу — для Озона пока реализованы не все виды статистики.
9. Moneyplace
Мощный и полностью автоматизированный сервис, основное направление которого — внешние данные. Практически без активного участия селлера алгоритмы программы самостоятельно проанализируют рынок, тренды, целевую аудиторию и ее потребности и подберут наиболее интересные на сегодняшний день ниши.
Для этого сервис следит за многими важными вещами:
- политика и стратегии конкурентов,
- ценовые колебания и подбор оптимальной стоимости,
- топ карточек и их тщательный анализ,
- тренды, востребованные товары, которые потенциально могут принести селлерам миллионы.
Сервис интересный и максимально упрощен для пользователя, но достаточно дорогой. Автоподбор ниши доступен только на тарифе Premium, стоимость которого составляет 24189 руб. в месяц.
Оптимальная стратегия работы с аналитикой Озон
Можно сделать вывод, что базовая аналитика на сайте Озон подходит только тем продавцам, которые ранее с маркетплейсами не работали, а значит не умеют использовать аналитику, находить закономерности и принимать на их основе решения. Как только селлер научился разбираться в базовых вещах, имеющихся данных ему начнет не хватать.
Сервисы статистики подходят и новичкам, и опытным предпринимателям — важно только выбрать тот, который подходит конкретно под ваши задачи. А это значит, смотреть и оценивать:
- глубину статистики,
- объем предлагаемых функций,
- совместимость с Озоном,
- масштаб собираемых данных,
- удобство предоставления отчетов, их «читаемость»,
- и конечно, стоимость, а в идеале — гибкость тарифов.
Пользоваться ли базовой статистикой от Озона? Конечно! Это полноценный, да к тому же бесплатный инструмент статистики, идеально подходящий для регулярного анализа. Но если вы хотите проработать вопрос глубже, масштабировать бизнес, пересмотреть ассортимент — без дополнительных сервисов аналитики вам не обойтись.
Популярные вопросы и ответы:
1. От чего зависит цена на внешние сервисы?
- Основной разбег цены дает, конечно, функционал. Однако некоторые сервисы могут варьировать стоимость в зависимости от объемов продаж, количества анализируемых товаров, частоты запросов и того, сколько представителей команды продавца будут работать в системе.
2. Какие дополнительные инструменты могут предоставлять сервисы аналитики?
- Некоторые программы помимо основного функционала предлагают расширения для браузера, телеграм-боты и мобильные приложения. Это может быть удобно, однако их все равно необходимо отслеживать. Эффективнее, когда вы получаете конкретное уведомление по возникшей проблеме, однако такая опция на сегодняшний день есть только у сервиса Signals.
3. Системы аналитики дают массу цифр. Это сокращает время на их сбор, однако не дает конкретной информации. Как быть с этим?
- Это действительно так, но далеко не всегда. Во-первых, все сервисы аналитики маркетплейсов предлагают обучение корректному анализу данных. Многие — даже участие в коммьюнити опытных селлеров, где возможен обмен опытом и разбор успешных кейсов. Во-вторых, продвинутые сервисы предлагают не просто набор цифр, а конкретные рекомендации, на основе которых вы можете значительно улучшить свои показатели.
4. Нужно ли покупать сервисы аналитики сразу в момент открытия магазина?
- Если ранее вы не продавали на маркетплейсах, делать этого не стоит, как и брать бесплатные периоды. Сроки истекут, и вы вряд ли успеете быстро разобраться во всех ключевых метриках и оценить возможности программы. Правильнее начать с изучения базовой информации, а чуть позже переходить к платным расширенным возможностям.
5. Как сервисы статистики собирают данные по моему магазину?
- Для этого существует система API, позволяющая подключиться к вашему магазину и вашей аналитике. Это безопасно, так как для работы в любом сервисе необходимо пройти регистрацию и защитить все свои данные.