На днях посетили знаменитейшую постановку русского балета в Александринке. На "Лебединое озеро" я хотела попасть давно, но несмотря на это особыми данными о постановке я не владела, поэтому осознавать происходящее пришлось в режиме реального времени и без подготовки. Начнём с синопсиса и приступим к возникшей внутри меня интерпретации.
Балет состоял из трёх актов, в которых принц Зигфрид сначала по случаю совершеннолетия отрывается на балу, а затем сбегает с него, словно руководимый роком, и встречает в лесной чаще озеро, из которого выходят сказочные девушки-лебеди, королеве которых Зигфрид клянётся в любви. Затем принц возвращается в замок, где вновь бал в его честь. На нём также появляется Ротбарт, встреченный ранее в лесной чаще, вместе с Одиллией, любви к которой юный наследник престола так же присягает, но позже, осознав весь ужас предательства, бежит к озеру. (Далее в сюжете появляется вариативность). В моей постановке принц сражается с Ротбартом и одерживает победу. В более трагичных версиях Одетта и Зигфрид погибают (есть тоже разные причины смерти).
Теперь, что же я могу сказать?
Для начала хочется отметить шикарную хореографию. Массовые сцена пленяют своим рисунком и поражают своей точностью. Начинаешь действительно понимать, в чём заключается величие и красота русского балета.
Также нельзя не похвалить музыку. Она идеально гармонирует с движениями, с танцем. Эти две стихии дополняют друг друга и подчёркивают достоинства. Рождается эффект полного потрясения от невероятности происходящего.
А что касается смысловой части, раз уж мы решили, что с точки зрения балетного искусства "Лебединое озеро" прекрасно и совершенно.
Буду честной, меня огорчил конец. Это связано с тем, что с идейной точки зрения он бессмысленный: Зигфрид совершает измену и нарушает клятву, после этого приходит к страдающей Одетте, на устах "прости" - и бац - заслужил извинения - убийством, то есть отмыл грех другим грехом. Соответственно, сюжет безнравственен с точки зрения нашей обывательской морали (христианской парадигмы, в которой мы с вами в большинстве своём живём) и бестолков с точки зрения логики, ибо, ну раз предательство принца аж гром и молнии вызвало, то почему его так быстро простили и забыли? Заявлено, что из-за такого финала торжествует любовь, но о какой любви может быть речь, если буквально пару сцен назад юноша её предал?
Во время просмотра я, подчиняясь традиции западных сказок (а не их переделанных диснеем версиям), подумала, что, возможно, проблема-то в принце... В честь него устроен бал, на котором он должен выбрать жену из числа незнакомок, Зигфриду никто не нравится, он по этой причине сбегает и вдруг видит таинственное, спрятанное, недоступное лебединое царство и сразу сердце колышется... Затем же принц понимает, что завладеть, приписать к себе эту прекрасную королеву будто из сказки можно только клятвой в вечной любви, что он и делает, а затем покидает её, дабы вернутся на бал - торжество, что так же может служить подтверждением его праздности, ибо он всё-таки, во-первых, оставил свою возлюбленную, а во-вторых, не то, что не взял её с собой ( этому могли помешать законы данного произведения), а даже не представил заочно своим родителям, не прервал смотр невест, а впоследствии и вовсе, скажем так, нашёл себе другую. И почему же это важно? Принц не смог устоять перед роковой, страстной, уверенной в себе и открытой женщине - Одиллии. Он подчинился пороку, предав светлую любовь (которой, как очевидно, не было, вместо неё нам дали жажду обладания чудесной Одеттой и её волшебным царством). Соответственно, принц является олицетворением человеческой слабости, развращённости, распутства, потребительской части нашего мира. Одиллия - лишь лакмусовая бумажка, это всё проявляет.
А Ротбарт в этой связи не злой волшебник, а охранник покоя, порядка и чистоты белых лебедей. Он их не заточил, он их спрятал от людей с их пороками. В пользу этой версии так же говорит и конфигурациях артистов: Ротбарт никогда не вступает в драку с лебедями - только с чужеродным принцем. Ну а какой злодей стал бы щадить противника? Значит, лебеди - не его цель.
Также можно найти доказательства моей версии и в эпохе. Балет был создан в конце XIX века - то есть в то время, когда всем в западном мире заправляла коммерция, цвёл и пах звериный капитализм, а религиозные догмы стали скорее рудиментом. Кроме того, аргументы за можно встретить и в других трактовках балета: в одной из версий Одетта погибает от выстрела охотника, а в другой - на руках принца.
Соответственно, со смертью Ротбарта принц сеет порок в сказочное царство чистых, безгрешных и невинных лебедей. Никакого хэппи-энда.
А что было бы, если бы герои погибли?
На мой взгляд, важен сам факт смерти Зигфрида, ведь тогда он искупил бы жизнью совершённых грех - предательство.
Одетта же, как я думаю, будет жить вечно, как девственное существо.
На этой ноте заканчиваю свою заметку. Всем всего доброго.