Найти в Дзене
Андрей Сталк

Балбесы

Песочница сокровищ Даже если вы относительно недавно смотрели «Балбесов» («Goonies»), вам будет затруднительно припомнить что-то путное про это творение для детей среднего школьного возраста. Ну разве гидроцефал зацепился внешним видом. А ведь создатели на фильм возлагали некислые надежды. Да и разве могло быть иначе, если за штурвалом был оседлавший Голливуд после «Индианы Джонса» и прочих легендарных лент Стивен Спилберг. Нет, формально режиссером (и даже продюсером) был Ричард Доннер, тоже не абы кто, одна его обойма «Смертельного оружия» чего стоит. Но собственная студия, сценарий и даже монтаж упрямо показывали кто на палубе есть ху. Добавляем в коктейль Криса Коламбуса (кто не знает творца «Одного дома» и первых «Поттеров») и понимаем, что готовился не фильм-однодневка. Можно сказать, даже авантюрный экшн на минималках в духе суперуспешного «Индианы Джонса», с поправкой на подростковую аудиторию. Даже рекрутировали из «Храма Судьбы» юного вьетнамца. Ибо повесточка зарождалась не
"Балбесы", США, 1985
"Балбесы", США, 1985

Песочница сокровищ

Даже если вы относительно недавно смотрели «Балбесов» («Goonies»), вам будет затруднительно припомнить что-то путное про это творение для детей среднего школьного возраста. Ну разве гидроцефал зацепился внешним видом. А ведь создатели на фильм возлагали некислые надежды. Да и разве могло быть иначе, если за штурвалом был оседлавший Голливуд после «Индианы Джонса» и прочих легендарных лент Стивен Спилберг. Нет, формально режиссером (и даже продюсером) был Ричард Доннер, тоже не абы кто, одна его обойма «Смертельного оружия» чего стоит. Но собственная студия, сценарий и даже монтаж упрямо показывали кто на палубе есть ху. Добавляем в коктейль Криса Коламбуса (кто не знает творца «Одного дома» и первых «Поттеров») и понимаем, что готовился не фильм-однодневка.

Можно сказать, даже авантюрный экшн на минималках в духе суперуспешного «Индианы Джонса», с поправкой на подростковую аудиторию. Даже рекрутировали из «Храма Судьбы» юного вьетнамца. Ибо повесточка зарождалась не студией Дисней в двадцатые годы. И наши юные герои были, как положено, разные – тонкий и толстый, белый и желтый (время черных ещё не наступило), девочка и астматик, причем некоторые актеры даже потом ещё больше вистов получат – Шон Эстин понесёт Фродо выбрасывать кольцо, Ке Хюи Куан дождется персонального Оскара для подыгрывающих за «Всё везде и сразу», а Джошу Бролину эту премию покажут за «Харви Милка». И до кучи добавим, что гулять так гулять – для съёмок была построена декорация пиратского корабля в натуральную величину.

Всех этих вводных оказалось достаточно, чтобы фильм принес кое-какую прибыль, но, увы, значимой вехой не стал даже в узком жанре детских приключений. Кино, конечно, иллюзия, но не фальшь. А здесь всё было фальшивым. Грубый бутафорский реквизит – когда большим планом показывают очевидные стекляшки, которые все с наигранным восторгом принимают за бриллианты, а пиратский дублон больше похож на дырявую консервную крышку – градус эмпатии замораживается. Злодеи уровня мокрых бандитов из «Одного дома» смотрятся, когда против них первоклашка, а не ватага тинейджеров, засматривающихся за вырез декольте.

Уровень приключений реалистичен словно казаки-разбойники на переменке. Погоня на трехколесном велосипеде, пиратский клад трёхсотлетней давности в шаговой доступности, потайные гаджеты под плащом, бесконечные пластмассовые скелеты – это сюжет утренника, в который зачем-то вставили манипуляции с пиписькой скульптуры. Но эти условности легко можно было перекрыть другими козырями – нимфетностью Алисы Селезневой (или Софии Лиллис из «Оно»), рок-группой нечистой силы из «Новогодних приключений Маши и Вити» (или рок-королем гоблинов Дэвидом Боуи из «Лабиринта»), другими фишками, мемами или эпизодами, которые делают проходные фильмы особенными.

А здесь только детский ор, которым молодые артисты, находящиеся на седьмом небе от осознания, что они снимаются у Спилберга и Ко, заменяли, собственно, игру. Видят недотеп-бандитов – крик, обнимают очередной скелет – визг, замечают роскошный галеон – снова децибелы на максимум. Конечно, согласно сценария, но от этого общее впечатление не менялось. В-общем все закончилось замечательно, рук-ног не поломали, площадку для гольфа не построили, культового кино не получили, штат Орегон кинематографически не прославили.

(с) Андрей Батурчик