В Узбекистане осудили мужчину по статье за наёмничество, хотя он даже не побывал на передовой.
Уже 8 месяцев находится за решёткой Алексей Хаматханов. Все, кто знаком с его случаем, уверены, что молодой узбекский бард пострадал из-за ошибки судьи.
Алексей Хаматханов хорошо известен у себя на родине в Узбекистане: бард, автор песен, лауреат конкурсов, член международного клуба «Что? Где? Когда?». Все, кто знают молодого мужчину, характеризуют его как интеллигента, честного, образованного представителя культуры республики.
Зная мировоззрение Хаматханова, никто не удивился, что он решил вместе с русским народом бороться с неонацизмом. Для него жители Донбасса были как родные, а разве можно оставить в беде близких? Поэтому в ряды ЧВК Алексей записался как соотечественник, но с узбекским паспортом, мечтающий как герой получить в награду паспорт с двуглавым орлом.
Однако иностранцев в русской армии нет и единственное решение для Алексея было пойти в "Оркестр". В мае 2023 года Хаматханов уже был в полевом учебном лагере под Луганском, где 3 недели учился снайперскому делу. Но в июне, после марша, всё поменялось: "музыкантов" распустили и несостоявшемуся воину не осталось ничего, кроме как уехать на родину.
Говорят, что не делается, всё к лучшему, и так считали родные и друзья Хаматханова, переживавшие за него. Но они не знали, что самое плохое ждёт Алексея не "за ленточкой", а дома.
На Хаматханова завели уголовное дело и Навоийский городской суд приговорил его к отбыванию 5 лет в колонии за наёмничество. И это несмотря на то, что судья выяснил, что Алексей не принимал участия ни в каких боях и вообще не был на фронте.
Все юристы в один голос говорят о чудовищной судебной ошибке, ведь закон Узбекистана однозначно трактует понятие наёмничества: человека можно осудить по этой статье, если он принимал участие в боевых действиях, а у парня совершенно другая ситуация. Хаматханова даже проверяли на детекторе лжи и его показания были подтверждены расшифровкой полиграфа: Алексей только проходил учёбу, в бою не был, наград не получал. Он не был ранен, контужен, поэтому не на рушил законы Узбекистана никак. Но браться за дело Алексея не хотят, у семьи нет денег нанять адвоката, его защитником в суд пошла мать, учитель истории Татьяна Хаматханова.
По мнению защитников, суд совершил ошибку, слишком вольно интерптетируя понятие статьи и подогнав туда как участие только обучение в полевом лагере. На стороне парня и Женевская конвенция, которую ратифицировал Узбекистан ещё в 1993 году. Там однозначная трактовка о том, кто может считаться наёмником – лишь лицо, которое непосредственно принимало участие в боевых действиях в интересах другой страны.
К тому же само понятие «участие в военных действиях» подразумевает только нанесение вреда противоположной стороне конфликта, будь то разрушение объектов, ранение или убийство жителей. А вот строительство укреплений, рытьё окопов, прекращение подачи электричества, воды или присвоение автомобилей уже не считаются участием в боевых действиях.
Тем не менее, из-за чудовищной ошибки судьи Хаматханов с января 2024 года находится в колонии, видимо, чтобы другим было неповадно защищать Русский мир.
Сейчас в Конституционный суд Узбекистана направлен специальный запрос, чтобы получить точную трактовку статьи Уголовного кодекса республики о наёмничестве. Помочь семье пытаются в Фонде поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Впереди заседание Верховного суда республики, оно станет в судьбе Алексея Хаматханова решающим.